Цель урока: Экологическое воспитание обучающихся через чтение рассказа на экологическую тему и средствами изобразительного искусства через конкурс эмблем на экологическую тему.
Задачи:
Оснащение урока: презентация к уроку, схемы-таблицы с изображением знаков-символов (дорожные знаки, спортивная символика, военная символика, олимпийская символика и др.)
Учитель ИЗО: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы проводим его совместно с библиотекой.
Библиотекарь: Скажите, вы любите фантастику?
- А какая фантастика бывает? (научная, сказочная) Какое время она показывает, какие события? (будущее)
- Сейчас вы внимательно прослушаете фантастический рассказ и скажите после прочтения: «Какая тема поднята в рассказе?»
Уильямс Т. Пауэрс
НЕЧЕМ ДЫШАТЬ
В горах
Куда ни глянь, сосновые иглы втоптаны в пыль, и все же это было вполне приличное место для лагеря. Оно находилось близко к вершине хребта, а от прочих стоянок было отделено кустарником, росшим между соснами. Под деревом удачно встала палатка. Вечером, когда поднимался ветер и накрапывал дождь, крона сосны служила надежным прикрытием.
Питер Лэтроп стоял у костра, любуясь этой картиной. Потом взглянул на часы, глубоко вздохнул, задержал дыхание, с сожалением выпустил воздух, допил сок из банки и отбросил ее в сторону.
— Здесь такой воздух, Грейс, — произнес он, — что его можно пить.
— Куда делись дети?
— Наверно, внизу, у большой скалы.
Тропинка вилась вокруг огромного камня, преграждавшего склон. На камне сидели четверо ребятишек. Старший, уже подросток, стоял на самой вершине, глядя на горевшую в лучах солнца сосну. Остальные — мальчик лет девяти и две девочки, одна десятилетняя, другая не больше пяти, — играли неподалеку.
Они увидели Питера.
— Привет, папа, — сказал подросток. — Поднимайся к нам.
— Нет, это уж вы спускайтесь, Тим. И помоги спуститься Пиви.
— Я не хочу уезжать, — отозвалась Пиви.
— Джуди, Майк, спускайтесь, кому я сказал!
— Пап, давай останемся дотемна. Еще так рано!
— Мы и так опаздываем. За два дня нам надо одолеть тысячу миль. Хватит. Все вниз.
Нехотя дети подчинились. Грейс вылезла из палатки в тот момент, когда они показались на лужайке. Она держала на руках грудного ребенка, а двухлетняя малышка держалась за ее юбку.
— Пора ехать? — спросила она.
— Уже пять часов.
На лужайке воцарилось подавленное молчание. Наконец Питер нарушил его:
— Тим, складывайте с Майком палатку. Девочки, переносите вещи в машину.
— Пап, а нам обязательно надо уезжать? — спросил Тим. — Давай останемся еще на денек.
— Не хочу уезжать, — захныкала Пиви. Питер смотрел на гору.
— Пап, я ненавижу жить внизу, — сказала Джуди. — Я хочу остаться здесь.
Она заплакала, и от этого во весь голос зарыдала и Пиви.
— Все в машину! — раздраженно проговорил Питер, не отрывая взгляда от горы.
Джуди, Пиви, Майк, с Крошкой на коленях, Тим угнездились на заднем сиденье.
Грейс посадила двухлетнюю малышку на колени, заняв место рядом с водителем. Питер отвернулся от горы, сел в машину и захлопнул дверцу.
— Можно закрыть окна, — сказал он, заводя машину. Облако газов вырвалось из выхлопной трубы, застилая кучу банок и картонных тарелок, оставленных ими на поляне.
— Это был хороший отпуск, — сказала Грейс.
С заднего сиденья доносились приглушенные всхлипывания.
Машина съехала с лужайки на пыльную дорогу, которая вилась между деревьями. Лес постепенно редел, деревья были ниже и тоньше, чем наверху, трава у дороги совсем побурела.
Машина достигла широкой площадки, Питер прижался к краю и выключил двигатель.
— Все, — сказал он. — Доставайте.
Никто не двинулся, и Питер рассердился.
— Вы что, не чуете? Надевайте и закрывайте окна.
— Дети, слушайтесь папу, — сказала Грейс. — Он прав. Тим, передай, пожалуйста, мне мой, отцовский и малышкин.
Тим вытащил из сумки три противогаза и передал их вперед. Остальные он раздал соседям. Все стали оттягивать резинки, чтобы надеть маски.
— Совсем как свиное рыло, — сказала, плача, Джуди. Она прижала маску к лицу и откинула назад волосы, чтобы они не мешали. — Я его ненавижу!
— Перестань реветь, — сказал отец. — У тебя очки запотеют. — Голос Питера звучал глухо, искаженный маской. Он поглядел в зеркало и увидел, что Тим смотрит в окно. — Тим, надень маску Крошке, сколько раз нужно говорить!
— Не стану я надевать эту штуку на него, — упрямо сказал Тим.
— Черт побери! — взорвался отец, но Грейс положила ладонь ему на руку.
— Я сама, — сказала она.
Мать открыла дверцу, вышла из машины, поставила Малышку на дорогу и нагнулась к заднему сиденью. Грудной ребенок начал кричать. Потом рыдания младенца стали глуше. Грейс сказала:
— Тим, нет, ты, Майк, держи ручки Крошке, ему надо привыкнуть.
Она вылезла наружу, подняла маленькое существо в маске и снова села на переднее сиденье.
Дверца захлопнулась, подняли стекла, и машина покатила дальше.
За поворотом деревья были бурыми, а дорогу покрывал толстый слой пыли. Машина миновала дом лесничества, спуск стал более пологим. Впереди дорога тонула во мгле. Мгла становилась все более плотной и с каждым километром желтела. Питер двумя руками крепко держал руль и, не отрываясь, вглядывался в дорогу. Грудной снова закричал, потом заплакали Пиви и Джуди, и машина растворилась в плотном желтом тумане.
Библиотекарь: Итак, вы прослушали рассказ. Скажите, какая тема поднята в рассказе? (Тема экологии).
- И так, одна из тем, которая будет присутствовать сегодня на уроке – это тема экологии.
- Какие экологические проблемы подняты в рассказе? (Мусор, загазованность воздуха)
- Какие экологические проблемы существуют ещё? (Исчезают некоторые виды животных, растений, выбросы ядовитых газов…)
- Как вы думаете, почему эта тема особенно остро стоит перед нами? (Ответы детей. Если они не скажут, что 2013 год – год экологии в России, то задать следующий вопрос)
- А вы знаете, как назван год 2013? (ответы детей) – Это год экологии в России. 11 августа 2012 года Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды». Поэтому мы об этом говорим.
- Но почему на уроке ИЗО, как вы думаете? (Ответы детей: тема экологии на уроках ИЗО, будем что-то рисовать, связанное с экологией).
Учитель ИЗО: Тема нашего урока по ИЗО «Что такое эмблемы, зачем они нужны людям». Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «эмблема», где и для чего она используется, будем учиться рисовать эмблемы на экологическую тему.
Эмблемы появились задолго до появления письменности. Чтобы передать какую-нибудь информацию, древние люди рисовали. Их рисунки были примитивные, символические, но они передавали идею или какое – либо понятие, а это – эмблема по словарю Ожегова.
Библиотекарь: В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал «Песнь о Гайавате». Он мудро правил своим народом, многому их научил: выращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания передавать потомкам, Гайавата придумал письменность. Послушайте, как это было. (Чтение отрывка: глава IY, «Письмена»).(Учитель рисования показывает на доске белый круг и черный , прямую линию…)
Учитель: На что похожи эти линии? Вспомните, мы с вами это проходили, изучая искусство древних славян. (Ответы детей: - На солярные знаки древних славян).
- Да, это так. Письмена у славян-язычников и у индейцев были схожи.
Учитель: В наш компьютерный век, мы так же стремимся передавать информацию кратко. Какие знаки-символы вы встречаете каждый день в нашей современной жизни, которые заменяют слова и целые предложения? (Ответы детей: автобусная остановка, пешеходный переход, спуск по лестнице и пр.).
- (Показ презентации). Вы обучаетесь в кадетской школе, которая имеет свои эмблемы. Что это за эмблемы? (Ответы детей: шевроны на форме) (слайд 4). Кроме этого эмблемы окружают вас на дороге (показ слайда 5-6). Игровые команды и марки автомобилей тоже имеют эмблемы (слайд 7). Обычно эмблема помещается в некую геометрическую фигуру. Это может быть круг, треугольник, квадрат, и другое что пожелаете: древний щит, капелька, форма губ. (слайд 8-10).
- Сегодня мы с вами тоже придумаем и выполним эмблему, по теме, которую обозначили в начале урока: «2013 – Год охраны окружающей среды в России». (Показать примеры эмблем). Выставку работ сделаем в нашей школьной библиотеке и отберём лучшую работу для оформления выставки «2013 – год охраны окружающей среды».
Выполнение задания.
Учитель: При выполнения задания придерживайтесь следующего алгоритма:
Индивидуальная работа обучающихся.
Что нового узнали на уроке? (Что такое эмблема, история появления эмблемы, для чего она нужна, где применяется, учились рисовать эмблему).
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Источники: