Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Копытные животные

Добавлено: 2015.08.10
Просмотров: 329

Зинченко Виктория Сергеевна, учитель биологии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13,85 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: знакомство с копытными млекопитающими, отрядами и видами; выяснение особенностей их строения, среды обитания, значение их в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  1. Образовательная: продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих; дать общую характеристику отрядов парнокопытных и непарнокопытных животных; выяснить их значение в природе и жизни человека;
  2. Развивающая: формировать навыки сравнения изучаемых организмов; развивать логическое мышление и познавательный интерес к предмету;
  3. Воспитательная: обосновать необходимость охраны копытных млекопитающих; воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с названиями животных можно и с рисунками Презентация. Приложение №1

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает на хорошую плодотворную работу.

2. Актуализация знаний:

- Начнем с того, что повторим вопросы предыдущих уроков.

- Каких животных вы изучили на прошлом уроке?

- К какому классу они относятся?

- Почему класс млекопитающие так назван?

- Какие еще признаки млекопитающих вы знаете?

- Какая конечность у млекопитающих, сколько пальцев?

- У всех ли млекопитающих конечности выглядят одинаково?

Слайд № 2 Давайте попробуем отгадать ребус и узнаем название видоизмененной конечности.

Расшифруйте ребус. (Ответ: копыто)

- Образуйте прилагательное от слова «копыто».

Учитель просит учащихся самостоятельно сформулировать тему урока.

Слайд № 3

Запись: Тема урока. Копытные млекопитающие.

3. Изучение новой темы:

- Каких копытных животных вы знаете?

 -Одинаковы ли копыта у животных?

- Что такое копыто?

Слайд № 4 Копыта - это роговые чехлы, которыми одеты конечные фаланги хорошо развитых пальцев у животных.

 У лошадей, зебр, ослов хорошо развит только один палец, поэтому их относят к отряду непарнокопытных.

Олени, козы, свиньи имеют два развитых пальца -3 и 4, 2и 5 –недоразвиты, а 1- редуцирован, т.е. исчез за ненадобностью. Эти животные относятся к отряду парнокопытных.

- Свинья и корова - копытные животные, а кто из вас наблюдал чем они занимаются в свободное время? (корова жует жвачку, а свинья нет).

Жвачка - комок отрыгнутой растительной пищи, требующей доработки в ротовой полости. Поэтому парнокопытных разделили на два подотряда: нежвачные и жвачные.

 Слайд № 5 Отряд Парнокопытные Подотряд нежвачные

Семейства:

  1. Свиньи.
  2. Бегемоты.
    - Как еще называют бегемотов? Гиппопотам, означает «речная лошадь», арабы называют бегемота «речной буйвол». Вода – родная стихия для бегемота.
  3. Пекари
    - Вы видели таких животных?
    - Посмотрите, кого пекари напоминает?

Сообщение читает ученик. Обитают пекари в пустынях Южной Африки, имеют короткое туловище с заостренным рылом, клыки короткие, но острые как бритва; на шее и плечах имеются белые полосы и светлые пятна на щеках. На задних ногах 3 пальца. На задней части спины у пекари есть большая железа, выделяющая мускусоподобный секрет. С его помощью пекари метит свою территорию, вздыбливая щетину на железе и с силой выбрызгивая секрет на стволы деревьев, кусты и траву. Из-за сильного неприятного запаха американцы называют пекари «musk hog» (мускусной свиньей).

- Каких жвачных животных вы знаете?

- Чем питаются жвачные?

- Легко ли переваривать жесткую траву, листья, кору, корни?

Чтобы выжить, им нужно хорошо переваривать съеденную пищу. Для этого у них есть сложный желудок.

- Давайте рассмотрим, как происходит переваривание пищи.

Слайд № 6 « Строение желудка жвачного парнокопытного животного».

Рассказ учителя. Сорванная грубо пережеванная и обильно смоченная слюной (более 90 литров, поэтому они много пьют воды) растительная пища сначала попадает в первый отдел сложного желудка – рубец. Здесь под влиянием слюны и микроорганизмов она подвергается брожению. Постепенно пища перемещается во второй отдел желудка – сетку с ячеистыми стенками. Отсюда она отрыгивается в рот, долго и тщательно пережевывается, смачиваясь слюной. Образовавшаяся кашицеобразная масса заглатывается вновь и попадает в третий отдел желудка – книжку с высокими складками на стенках. Затем пищевая кашица переходит в последний отдел – сычуг, где подвергается воздействию желудочного сока. Такой желудок называется сложным.

Слайд № 7 Подотряд жвачные

Семейства:

1. Полорогие (козлы, бараны, быки, горные козы и антилопы).

- Как вы понимаете «полорогие»?

- Что такое рога? Это видоизменения кожи. Они образуются на лобной кости и состоят из костяного футляра, сидящего на костяном пеньке. У полорогих рога никогда не возобновляются, а только делаются с возрастом длиннее и толще у основания.

Слайд № 8

2. Оленевые (лоси, олени, лани, косули, изюбр)

- Почему лосей и оленей не отнесли к полорогим?

Рога оленей выделяют их среди прочих жвачных. Они костные и чаще всего сбрасываются и отрастают заново каждый год. Этот процесс требует значительных энергетических затрат. Рога их часто ветвисты, причем число отростков на оленьих рогах возрастает в суровых климатических условиях. У таких как лань или пятнистый олень, рога с 4 основными отростками, у живущих в более холодных условиях - благородный олень с 5 отростками, а у северных оленей – 6. Эти рога после брачного сезона сбрасываются и потом заменяются новыми.

Слайд № 9

3. Вилорогие

Представитель этого семейства вилорогая антилопа, населяющая степи Северной Америки. Это - единственный доживший до наших дней представитель семейства.

Рога сбрасывает как оленевые, а выделили в отдельное семейство, почему? Рога полые как у полорогих, но не растут всю жизнь, а спадают после сезона спаривания, заменяясь новыми как у оленя.

Слайд № 10

4. Жирафовые.

На голове у жирафов обоих полов находятся два обтянутых шерстью рожка, утолщённые на концах. Изредка встречаются и две пары рожков. Посреди лба нередко имеется своеобразный костный нарост, который по ошибке можно принять за ещё один непарный рог.

Слайд № 11

5. Кабарговые

- Кто может быть представителем этого семейства?

Сообщение читает ученик: Кабарги не имеют рогов, зато у самцов имеются длинные, выступающие наружу клыки в верхней челюсти, торчащие по бокам рта. Обитают в горах Тибета и Китая, а также у нас в Приморье. Мускус, выделяемый самцами кабарги, воздействует на самок и стимулирует размножение. К несчастью для этого небольшого копытного (которого по-английски называют «мускусным оленем»), вещества, содержащиеся в его мускусе, стали пользоваться огромным спросом. На протяжении веков мускус применялся в парфюмерной промышленности и народной медицине.

 Вместе с разрушением природных местообитаний повышенный спрос на мускус и его высокая стоимость — 65000 долларов всего за один килограмм — привели к тому, что численность кабарги повсеместно сократилась, а в некоторых местах этот вид вымер.

Слайд № 12

6. Оленьки - миниатюрные обитатели тропических лесов. По строению они занимают промежуточное положение между свиньями и оленями, хотя самые мелкие из них не больше кролика.

Выделили в отдельное семейство, потому что желудок 3 камерный.

Представитель Оленек - не большое животное 45см длиной обитающее в Индии и на Зондских о-вах. Живут поодиночке, охотятся ночью. Рогов не имеют, зато есть клыки как у кабарги.

Слайд № 13

Жвачных объединяет 180 видов и мы не можем всех рассмотреть, если вам захочется побольше узнать о копытных животных, то я рекомендую вам прочитать сочинения о животных одного из самых знаменитых натуралистов 19 века- Альфреда Брема (1829-1884). Заслуга А. Брема состоит в том, что он изложил доступным языком в интересных рассказах и очерках понятных и неспециалистам, наблюдения о животных почти всех уголков Земли. Он классифицировал животных, описывал их строение и нравы, а также душевные способности: ум, проницательность и хитрость.

Сейчас я зачитаю вам отрывок из сочинений А. Брема. Послушайте и определите, о каком животном идет речь.

ВНИМАНИЕ!

Из всех побед, которые человек одержал над животными, без сомнения победа над этим животным самая полезная. Это верный слуга и спутник человека везде: дома, в поле и на войне, это воплощение красоты и грации, его быстрые ноги в нетерпении роют землю, огненный взгляд мечет молнии, красивая грива трепещет и волнуется, длинный пушистый хвост распускается султаном, он как- будто сам гордится своей красотой. (Ответ: лошадь)

Слайд № 14

- Вспомните в чем особенность строения копыта лошади? (Ответ: третий палец сильно развит и одет копытом, в связи с тем, что лошадь много и быстро бегает.)

- К какому отряду относятся лошади? (Ответ: к непарнокопытным)

 Слайд № 15

 Отряд Непарнокопытные. Семейства:

1. Лошадиные

-Каких животных, похожих на лошадь вы знаете? Зебра, осел, мул.

Ни одной дикой лошади Пржевальского не видели в природе с 1968 г., выжило только около 200 особей, разбросанных по всему миру в зоопарках и выпущенных в национальных парках.

Среди зебр только равнинная или саванная многочисленна и занимает значительную часть своего прежнего ареала, но даже она находится под контролем со стороны человека.

Слайд № 16

2. Носороговые.

- Почему эти животные так названы?

- А как вы думаете, тяжело ли им носить такой длинный рог? Рога легкие состоят не из костной ткани, а из белка - кератина, который также образует волосы, ногти, перья птиц. Рога у белого носорога 90 см. Из-за своих рогов носороги чуть - было не поплатились полным истреблением.

Конечности с тремя пальцами, одеты широкими копытами. Все носороги — растительноядные животные, питающиеся преимущественно листьями.

Слайд № 17

3.Тапировые.

- Может кто-то из вас видел тапиров по телевизору или в книгах, как они выглядят?

Длина тела тапиров может доходить до 2 метров, а масса тела до 270 кг. На передних ногах-4, а на задних-3 пальца. Заметным признаком является весьма подвижный хоботообразный нос. Ведут одиночный образ жизни. Свои ареалы помечают мочой, а для общения с сородичами используются звуки, похожие на свист.

Слайд № 18

- Итак, у нас получилась настоящая классификация копытных животных.

 Еще раз повторим ее.

4. Закрепление изученного материала:

Слайд № 19 Задание

У каждого на парте лежит карточка с названием копытного животного. Ваша задача – объединиться в группы по отрядам копытных животных. Представитель от каждой группы должен назвать признаки, на основании которых вы объединились.

Время 3мин.

Спасибо! Присаживайтесь на места.

Слайд № 20

- Какие копытные животные, обитают в нашем районе?

Изюбр или благородный олень, кабан, кабарга, косуля.

 Слайд № 21

Занесены в Красную книгу Приморья: Уссурийский пятнистый олень, Амурский горал.

Слайд № 22 Фото тигра.

 - А какое отношение имеет тигр к теме нашего урока? ( Ответ: тигр питается копытными животными.)

- Но вы, наверно слышали, что тигр в последние годы стал очень часто появляться вблизи населенных пунктов. Как вы думаете, почему? (Ответ: истребление копытных животных человеком, привело к нарушению пищевых связей в экосистеме.)

- Как сохранить многообразие копытных в природе? (выслушав ответы, учитель подводит итог, что в настоящее время за браконьерство в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность).

 Статья 258. Незаконная охота Уголовный кодекс РФ. Незаконная охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев.

Наша задача заботится о сохранении животных в природе.

5. Рефлексия

- Что было сложным на уроке?

- Что вам особенно понравилось на уроке?

6. Подведение итога и комментирование оценок.

Список используемых источников:

Литература:

  1. Учебник Биология 7 кл. Латюшин В.В, Шапкин В.А. – М.: Дрофа 2002;
  2. Жизнь животных А. Брем Том 5 млекопитающие;

Диски:Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. 000 «Кирилл и Мефодий», 2006

Веб-страницы:

  1. http://www.oxotarus.ru/brakon.html статья 258 УК РФ
  2. http://mlekopit.com/kopyitnyie/parnokopyitnyie/html фото из Энциклопедии млекопитающих нашей планеты
  3. http://macroclub.com.ua/photo/show/1161 фото Лошадь Пржевальского
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Парнокопытные Классификация парнокопытных животных
  5. http://wx-terney.narod.ru/photo_an.htm фото животных с сайта посёлка Терней
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Common_zebra_1.jpg фото зебра саванная
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Cervus_nippon_dybowski_nbg.jpg фото уссурийский олень

x