Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание математики

Элективный курс по математике Графики функций. Красота линий

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 254

Глухих Оксана Николаевна, заместитель директора по УВР

Пояснительная записка.

Все течет, все изменяется в окружающем нас мире, как заметили еще древние. Вращается вокруг своей оси земной шар, и день сменяет ночь, Земля вершит свой вечный бег вокруг Солнца, Солнце вместе со всеми своими планетами вечно летит в космические дали… Кажется, причем здесь математика, а тем более функции и графики. Но, как образно заметил великий Г.Галилей (1564-1642гг), книга природы написана на математическом языке и ее буквы — математические знаки и геометрические фигуры, без них невозможно понять ее слова, без них тщетно блуждание в бесконечном лабиринте. А именно функция является тем средством математического языка, которое позволяет описывать процессы движения, изменения, присущие природе.

Предлагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов посвящен изучению поведения функций и построению их графиков. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой самостоятельный интерес. Изучение функций и их графиков является важным разделом школьного курса. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично. Изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, не изучаются.

Цель данного курса – дать систематизированное изложение методов построения графиков функций в рамках знаний, предусмотренных школьной программой. Актуальность данного курса состоит еще и в том, что в материалах ЕГЭ очень часто встречаются задания, решение которых возможно только с помощью графика. В курсе предусмотрена возможность дифференцированного обучения, как путем использования задач различного уровня сложности. Так и на основе различной степени самостоятельности осваивания нового материала. Следовательно, программа применима для разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей математической подготовки. На изучение всего курса отводится 15 часов, по окончании предусмотрено зачетное занятие на 1 час в виде контрольной работы.

Учебно-тематический план элективного курса.

Тема 1. Понятие функции и графика. Задание функций. 2 часа.
Тема 2. Классы функций. 1 час.
Тема 3. Разрывные функции, их графики. 2 часа.
Тема 4. Кусочно-линейные функции и модули. 4 часа.
Тема 5. Графики многочленов. 2 часа.
Тема 6. Графики дробно-рациональных функций. 2 часа.
Тема 7. Использование графиков функций для решения различных задач. 2 часа.
Тема 8. Итоговая диагностика. 1 час.

Содержание.

Литература.

  1. Никольская И.Л. “Факультативный курс по математике”, М: “Просвещение”, 1991г.
  2. Петраков И.С. “Математические кружки в 8-10 классах”, М: “Просвещение”, 1987г.
  3. Дороднов А.М. и др. “Графики функций”, “Высшая школа”, 1972г.
  4. Глейзер Г.И. “История математики в 4-6 классах”, М: “Просвещение”,1981г.
  5. Анина О.В. и др. “Развитие интереса к математике” (часть 2), “Воронеж”, 1995г. (ВОИПКРО).
  6. Макарычев Ю.Н. и др. “Алгебра 8” с углубленным изучением математики, М: “Мнемозина”,2002г.
  7. Данкова И.Н. и др. под общей редакцией проф. С.А.Антипова проф. Ю.А. Савинкова “Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике”, “Воронеж”, 2004г.

Учащиеся используют ту же литературу, опираясь, в основном, на лекции.