Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Урок биологии в 9-м классе по теме: Форменные элементы крови

Добавлено: 2015.07.07
Просмотров: 298

Твердохлебова Нина Николаевна, учитель химии и биологии

Форменные элементы крови

Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.

Цели по содержанию урока:

Образовательная – способствовать пониманию строения форменных элементов крови и значение их. Продолжать формировать умение работать с учебником и микроскопом.

Развивающая – продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы.

Воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

М.О. репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

ФОПД: пары сменного состава.

Дидактический материал: для организации самостоятельной работы школьников. Учебная таблица “Кровь”, микроскопы и микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”, инструктивные карточки.

ПРОЕКТ УРОКА №1

Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места. Рассаживаются.
2. Актуализация знаний и умений Предлагает в группах по 2 человека проверить уровень усвоения предыдущей темы (щадящий метод работы) (см. приложение 1). Дают ответы по очереди на вопросы и ставят оценки после общего прослушивания правильного ответа. Оценивают работу.
3. Оценка знаний Предлагает оценить знания в парах. Сигнализация светофором.
4. Домашнее задание Подготовить пересказ о форменных элементах крови с.118-119. Приготовить сообщение на 4 минуты “Открытие фагоцитоза” Записывают задание.
5. Целеполагание и мотивация Поясняет, что в результате урока учащиеся научаться рассказывать о строениях и функциях форменных элементов, проводить лабораторную работу. Формируют цели урока и вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа с учебником и совместная работа в группах дает возможность усвоения большего по объему учебного материала в короткое время. Отрабатываются приемы эффективности взаимодействия друг с другом.
6. Изучение нового материала Предлагает учащимся карточка для самостоятельной работы – по 4 вариантам. (см. приложение 2). Поясняет, что работу надо выполнить по известному школьному алгоритму. Получают карточки своего варианта. Приступают к выполнению заданий своей карточки. Обсуждают ответы на вопросы с партнером по варианту в новой группе. Передают в постоянной группе полученную информацию, меняются ролями.
Дает задание исследовательской группе о проведении лабораторной работы и подготовке анализа по ней; работа с дополнительной литературой.
7. Закрепление и применение знаний. Предлагает выполнить лабораторную работу и проанализировать ее результаты с исследовательской группой. Предлагает заполнить таблицу “Форменные элементы крови” - работа в группах по два человека (см. приложение 3) Обсуждает результаты лабораторной работы, заполняют таблицу; Исследователи уточняют и исправляют ошибки.
8. Рефлексия. Высказывают собственное суждение об успешности достижения на учебном занятии. Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели; Оценивают себя за успешность усвоения материала “Светофорами”.

ПРОЕКТ УРОКА №2

I. Опрос.

II. Основное содержание.

Эритроциты, их форма, количество, особенности строения и функции.

Строение и функции лейкоцитов, фагоцитов.

Тромбоциты, их значение.

III. Лабораторная работа (приложение 3).

IV. Задания для самостоятельной работы учащихся:

1. Назовите форменные элементы крови и укажите их функции. Заполните таблицу.

Название клеток Форма, количество, мм3 Место образования Продолжительность жизни Выполняемая функция
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты

V. Закрепление.

  1. Какой состав имеет плазма крови?
  2. Каковы особенности строения эритроцитов в связи с выполняемыми функциями?
  3. Какое значение имеет способность лейкоцитов к активному передвижению?
  4. Укажите различия между лейкоцитами и эритроцитами по форме, цвету и строению.
  5. Почему воспаление можно рассматривать как защитную реакцию организма?

VI. Оценка знаний.

VII. Домашнее задание стр. 118-119 (учебник Сонина Н.И.).

Приложения

Приложение 1.

  1. Почему клетки существуют лишь в жидкой среде?
  2. Что является внутренней средой организма человека?
  3. Что такое лимфа?
  4. Что называется кровью?
  5. Функции крови.
  6. Какой тканью образована кровь?

Приложение 2.

Эритроциты

а) на с.118 (учебник Сонина Н.И.) изучите материал о форме, количестве, особенностях строения и функции эритроцитов;

б) что такое гемоглобин?

в) подготовьте пересказ материала.

Лейкоциты, лимфоциты

а) строение и функции лейкоцитов изучите по учебнику на стр.118-119 (учебник Сонина Н.И.);

б) обязательно рассмотрите схему фагоцитоза на стр.119 (учебник Сонина Н.И.);

в) подготовьтесь пересказать этот материал.

Тромбоциты

а) на с.119 обязательно прочитайте материал о кровяных пластинках;

б) как иначе они называются?

в) из чего образуется тромб закрывающий рану?

г) внимательно рассмотрите рисунок с.119 “Образование сгустка крови” (учебник Сонина Н.И.);

д) подготовьте пересказ.

Плазма крови

а) запомните, из чего состоит плазма;

б) обратите внимание на последнее предложение этого подпункта;

в) подготовьте пересказ;

г) если у вас материал готов, прочитайте материал дальше на с.118-119.

Приложение 3.

  1. Сравнение форменных элементов крови человека и лягушки.

  2. Рассмотрите препараты крови человека и лягушки. (Обратите внимание на форму эритроцитов при рассмотрении их сверху и сбоку. Одинакова ли она? Подумайте, почему при рассматривании в световом микроскопе эритроциты крови человека в средней части слегка просвечивают.)
  3. Зарисуйте в одном масштабе по 2-3 эритроцита из каждого препарата и один лейкоцит из препарата крови человека.
  4. Сравните эритроциты крови человека и лягушки, т.е. найдите в них черты сходства и различия.
  5. Сравните лейкоциты и эритроциты крови человека. В чем их различия?
  6. Ответьте на вопрос: чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?
  7. Заполните таблицу “Клетки крови”.
Название клеток Форма, количество, мм3 Место образования Продолжительность жизни Выполняемая функция
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты