Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Школьный экологический лагерь как эффективный метод экологического воспитания и развития научно-исследовательского интереса у школьников

Добавлено: 2015.07.01
Просмотров: 315

Ерофеева Анна Александровна, учитель биологии

Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе. Одной из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания является экологический лагерь. В лагерях ежегодно в самое благоприятное для изучения природы время года непосредственно в природной среде отдыхает большое количество детей. В настоящее время в отечественной педагогике все чаще рассматриваются вопросы программирования и организации экологических лагерей, формы и методы их работы.

В настоящее время существует большое количество методических пособий для педагогов, родителей и воспитателей, цель которых рассмотреть отдельные методы и формы экологического образования и воспитания. В 60-е - 80-е годы в литературе по педагогике были достаточно детально рассмотрены вопросы организации детских пионерских лагерей, где упор делался на идеологическое и трудовое воспитание, поэтому в данной литературе не учтена специфика экологических лагерей. К тому же при организации лагерей необходимо учитывать изменение экономической ситуации в стране, а так же новейшие достижения педагогов.

Экологический лагерь - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т.д.

Интенсивность педагогического процесса в экологическом лагере “Живая природа” позволяет использовать все возможные формы работы. В тоже время местоположение лагеря позволяет детям прикоснуться к природе и задействовать все органы чувств в развитии перспективных возможностей у детей. Обучение в рекреационном контексте обеспечивает заинтересованность и активность детей. Все это позволяет добиться высоких результатов в экологическом образовании детей.

Экологический лагерь предусматривает использование различных форм экологического образования (экскурсии, наблюдения, опыты с природными объектами, экологические игры, эколого-психологические тренинг, экологический театр и т.д.) - это делает реализацию программы высокоэффективной.

Программа профильного эколагеря “Живая природа” носит характер научно-исследовательского. Программа рассчитана на контингент детей старшего школьного возраста. Оптимальное количество детей 15 человек. Продолжительность программы 7 дней. Оптимальным вариантом реализации программы данного лагеря является его проведение на особо охраняемой природной территории (в буферной зоне) или прилегающей к ней местности, при содействии сотрудников данной территории.

Программа носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Изюминка нашего лагеря - это сочетание теоретических знаний закрепляемых практической работой в природе. То есть, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальный разбор объекта или предмета исследований (теория); практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе (практика: геоботанические описания, орнитологические гидробиологические наблюдения). Опять же, на лицо преимущества лагеря в природе – полученные теоретические знания в первую половину дня закрепляются на практике во второй половине. Это способствует возникновению и постановки проблемных вопросов у учеников, которые им ненавязчиво помогает сформулировать педагог и предлагает заняться научным исследованием данного вопроса. Как показал 4х летний опыт работы, после лагеря, как правило, 80% детей продолжают заниматься исследованиями по заинтересовавшим их темам во время лагеря. О чем свидетельствует множество докладов представляемых школьниками на районных и республиканских школьных научно-практических конференциях. Очень важный фактор в занятиях эколагеря - это сотрудничество с заповедником “Джергинский”. С детьми наряду с ведущим педагогом постоянно работают научные сотрудники заповедника. Это специалисты узких научных специализаций – орнитолог, ихтиолог, протозоолог, геоботаник и т.д. А кто может рассказать о своей работе и науке красочнее и занимательнее, нежели специалист, каждодневно работающий над своим исследованием.

Цель лагеря заключается в формирование научно-познавательного интереса к природе у школьников. Знакомство с работой научного отдела заповедника. Активный полезный отдых на природе с элементами обучения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: полноценный активный отдых школьников, развитие научно-исследовательского интереса школьников, экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности; профессионально ориентирование.

Ниже мы приводим программу лагеря 2006 г. Программы разных лет по содержанию лабораторных и практических занятий меняются. Поскольку, посетив однажды наш лагерь, дети ежегодно возвращаются, снова продолжая свои исследования.

В окончании хотелось бы сказать, что формирование экологической культуры учащихся не поддается количественному выражению. Процесс экологического образования результативен, если при оптимально выбранных условиях эффективности вносит существенные изменения в сознание и поступки детей!

Программа летнего профильного школьного экологического лагеря “Живая природа”

Дата проведения: 28 июля – 4 августа 2006 г.

Руководитель программы: учитель биологии МСОШ Просекина Анна Александровна

Соруководитель: зам. директора по науке ФГУ “ГПЗ “Джергинский”” Просекин Константин Александрович

Место проведения: территория заповедника “Джергинский”

Район работ: Бурятия, Курумканский район

Срок выполнения программы: 7 дней

1. Цель программы: Формирование научно-познавательного интереса к природе у школьников. Знакомство с работой научного отдела заповедника. Активный полезный отдых на природе с элементами обучения.

1.2. Задачи:

1.3. Формы работы

  1. Научно исследовательская деятельность учащихся (теория, практика) в работе с малой группой (5 человек) и всей группой (15 человек);
  2. Беседа в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
  3. Консультации в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
  4. Экскурсии в работе с малой группой (5 человек) и всей группой (15 человек);
  5. Обсуждение итогов дня в работе со всей группой;

Название, местонахождение и ведомственная принадлежность лагеря: Летний профильный детский экологический лагерь “Живая природа”; Курумканский район, п. Майский; Майская средняя общеобразовательная школа; при содействии ФГУ “Государственный природный заповедник “Джергинский””.

3. Краткое содержание программы.

а) Управление работой лагеря:

- Руководитель лагеря “Живая природа”. Организует и руководит работой педагогов и консультантов;

Педагогический коллектив лагеря:

Коллектив работает непосредственно со школьниками в соответствии с программой лагеря. Консультанты – сотрудники научного отдела заповедника.

- Отряд №1 (5 человек): Старший отряда, ответственный за дисциплину, ответственный за питание, ответственный за снаряжение, санитар. Всего три отряда с такой же организацией ответственных дежурных.

- Повар (по договору). Организация 4х разового питания для всех участников лагеря.

- Врач (закрепленный за лагерем участковой больницей). Ежедневный медицинский осмотр.

Всего 24 участника лагеря. Возраст участников (школьники): 13 – 14 лет.

б) План работы лагеря:

в) План работ отрядов по биологии и экологии:

Программа занятий по ботанике:

Полевые: морфологическое описание растений, описание и закладывание геоботанических площадок на экотропе.

Лабораторные: приспособления растений к обитанию в различных биотопах – морфологические, анатомические, физиологические; работа с самостоятельно изготовленными микропрепаратами

Программа занятий по зоологии:

Полевые: наблюдение птиц в различных биотопах; зарисовка городищ длиннохвостого суслика и примерный подсчет его численности, описание энтомофауны участков экотропы; взятие проб грунта для выявления почвенных простейших; заполнение зоологических карточек.

Лабораторные: работа с самостоятельно приготовленными микропрепаратами почвенных простейших.

Программа занятий по гидробиологии:

Полевые: описание водоема, определение доминирующих гидробионтов (р. Баргузин, пр. Балагун, оз. Безымянное), заполнение гидробиологических карточек

Лабораторные: биологическое описание рыб на примере плотвы, паразитологическое вскрытие плотвы, описание паразитов.

г) Расписание работы лагеря по дням

4. Результат

Дети получили базовый минимум знаний и умений для проведения самостоятельных небольших научно-исследовательских работ по ботанике, гидробиологии, зоологии.

С детьми были организованы и проведены занятия по экотуризму, здоровому образу жизни и тематических эковикторин.

Сделано описание растительного сообщества экотропы (3 участка); созданы рисунки доминирующих растений (мини-определитель экотропы на 50 растений); создана ботаническая картосхема экотропы (3 участка).

Сделано описание животного мира экотропы (3 участка), рисунки типичных животных (мини-определитель на 54 вида), зоологическая картосхема экотропы (3 участка).

Сделано описание гидробионтов водоемов экотропы (3 водоема), рисунки типичных видов (мини-определитель на 25 видов), гидробиологическая картосхема экотропы (3 участка).

Освещение работы лагеря в местных СМИ: 2 выступления по радио (О работе лагеря; Эколагерь глазами детей); опубликовано 4 заметки о работе лагеря и его результатах в местной газете “Огни Курумкана”.

Поступили заявки на участие в летнем профильном экологическом лагере “Живая природа” на сезон 2007 г. от школьников с. Курумкан, п. Баргузин.

Ребята выпустили собственную газету “Живая Природа”, где осветили работу лагеря и высказали свое мнение о сохранении окружающей среды.

В процессе работы лагеря был отснят небольшой видеоролик о его работе. Отснято более 200 кадров фото пленки. Предполагается на основе снимков и детских рисунков организовать выставку “Живая Природа” в администрации района с целью привлечения большего числа сторонников организации таких типов детских лагерей.

По программе лагеря были проведены 3 познавательные экскурсии (ботаника, зоология, гидробиология). Во времена послеобеденного отдыха с ребятами на реке Баргузин в игровой форме проводились занятия по экологическому туризму.

С ребятами постоянно шли беседы, консультации. Структура работы лагеря позволяла работать с малыми группами (5 человек), где ребята, не стесненные “толпой”, задавали вопросы и получали на них исчерпывающие ответы. Очень важно отметить, что занятия по теории проходили в естественных природных условиях, где все комментарии сопровождались наглядной демонстрацией. С первых же минут ребята настолько увлекались занятиями, что просто забывали об обеде и ужине. Вечером каждого дня проводилось обсуждение работы лагеря, где окончательно разъяснялись все непонятные вопросы, а также происходило планирования следующего дня.

Преподаватели, используя возможность повышения профессионального опыта, беседовали с учеными – консультантами вели записи занятий с детьми по зоологии, ботанике, гидробиологии.