Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему

Добавлено: 2015.06.26
Просмотров: 483

Бурдакова Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель:

Задачи:

Оборудование:
– текст Д.Лихачева, раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– словарь С.И.Ожегова, учебник “Экология” для 9-х классов.

Ожидаемые результаты урока:
– учащиеся совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов;
– формируют комплекс речевых умений;
– применяют знания, полученные в 5– 9 классах при тестировании.

План и временная структура урока

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Подготовка к восприятию нового материала – 3 минуты.
  3. Сообщение темы и цели урока – 1 минута.
  4. Работа по теме урока – 35 минут.
  5. Подведение итогов – 2 минуты.
  6. Оценивание. Рефлексия – 1 минута.
  7. Домашнее задание – 2 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

– В начале урока я предлагаю презентацию, просмотрев которою вы определите ключевое слово темы нашего урока. Приложение 1.

(Просмотр презентации.)

– Какое слово будет ключевым? (Экология.)

III. Сообщение темы и цели урока.

– Работать мы будем с текстом Д.С.Лихачева из книги “Письма о добром и прекрасном”. Прочитайте тему урока. Какова будет цель урока?

(Презентация). Приложение 2. Слайд 2.

Цельподготовка к сочинению в публицистическом стиле по тексту Д.С.Лихачева.

– Таким образом, мы готовимся к главному экзамену – ЕГЭ.
– Определите задачи, которые стоят перед нами.

Задачи:

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с эпиграфом.

– Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова Е.Евтушенко (Слайд 3):

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

– Как вы понимаете эти слова?

2. Работа со словарем С.И.Ожегова, с учебником “Экология”.

– Сформулируйте одним словом или сочетанием слов, что такое экология, природа?

Заглянем в словарь С.И.Ожегова (Слайд 4):

экология (греч. дом, жилище, родина + наука) – наука о местообитании;
экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания.
природа – 1) все существующее во вселенной, органический и неорганический мир; 2) места вне городов; 3) перен. Основное свойство, сущность.

– Как взаимосвязана природа и человек? Сделайте вывод.

Вывод (делают учащиеся): природа – весь мир, человек – часть природы, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе.

3. Сообщение о Д. Лихачеве.

– Что вы знаете о Д.Лихачеве? (Филолог, академик Российской академии наук.)
– Послушайте сообщение о Д.Лихачеве. (Слайд 5)

Подготовленный ученик рассказывает об ученом.

4. Чтение отрывка из книги Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Приложение 3.

– Какой тип речи представлен в тексте? (Рассуждение и повествование.)
– Каков стиль речи? (Публицистический.)
– Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: “Какая мысль не отражена в тексте?” (Слайд 6)

1. Настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому.

2. Экология начинает преподаваться во многих высших учебных заведениях.

3. Загрязнение среды мешает нормальной работе промышленности.

4. Многие знают о целительной силе природы.

5. Лингвистическая картина текста. (Слайд 7)

Приложение 4. (Раздаточный материал).

… – риторическое восклицание.
… – лексический повтор.
… – градация.
… – среди предложений 1-8 найдите сложноподчиненное с придаточным времени.
… – среди предложений 3-10 найдите предложение, осложненное обособленным распространенным определением, выраженным причастным оборотом.
… – среди предложений 2-8 найдите сложноподчиненное, в котором есть и последовательное, и однородное подчинение придаточных.
… какое из предложений 1-4 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения?

Взаимопроверка. (Слайд 8)

6. Смысловой анализ текста.

1) Беседа:

– С чего начинается любовь к родному краю?
– Во что со временем перерастает эта любовь? (В любовь ко всему человечеству.)
– Что такое истинный патриотизм?
– Как отражается загрязнение среды на человеке?
– Почему человечество тратит миллиарды на сохранение природы? (Природа дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.)
– Давайте вспомним, какова композиция сочинения. (Слайд 9)

  1. Вступление.
  2. Сформулировать основную проблему.
  3. Прокомментировать проблему.
  4. Изложить авторскую позицию по проблеме.
  5. Изложить свое мнение по заявленной проблеме.
  6. Два аргумента.
  7. Заключение-вывод.

2) Формулирование проблемы текста. (Слайд 10)

– Сформулируем проблему текста. Вспомним, что такое проблема? (Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения.)

1. Проблема патриотизма.
2. Проблема сохранения целительной силы природы.

Основная проблема – это та,

– Постарайтесь сформулировать и записать проблему либо в форме вопроса, либо в форме утвердительного предложения. Приложение 5. (Речевые клише.)

  • Природа…Надо ли ее сохранять? Над этим вопросом размышляет Д.С.Лихачев в своем тексте.
  • В своем тексте Д.С.Лихачев рассматривает проблему сохранения природы.
  • Может ли человек жить без природы, без ее целительной силы? Об этом вопросе рассуждает Лихачев в “Письмах о добром и прекрасном”.
  • В своей статье Лихачев поднимает проблему сохранения природы как одну из главных проблем человечества.

3) Комментарий проблемы текста. (Слайд 11)

– Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.
– Какие вопросы можно осветить в комментарии?

– Давайте вернемся к тексту Д.С.Лихачева.

1. К какой категории можно отнести проблему? (Экологическая.)

2. Дадим определение проблемы. (Важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, опасная.)

3. Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема … является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как …; это опасная проблема, потому что ….

4. К чему может привести исчезновение природы?

– Я добавлю к вашим высказываниям следующее. Ведь недаром говорится: “ Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

– Все! Мы проблему прокомментировали. Теперь формулировку проблемы соедините с комментарием, напишите свои варианты по К1 и К2.
– Не забудьте о том, что в комментарии не должно быть:
– Пересказа исходного текста или любой его части;
– Рассуждений по поводу нескольких проблем;

(Учащиеся зачитывают образцы.)

4) Изложение авторской позиции. (Слайд 12)

– Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

Авторская позиция может быть выражена
Четко, прямо, непосредственно Через модальный план текста
В названии текста. Риторические вопросы.
В отдельных предложениях. Риторические восклицания.
Через ряд аргументов. Порядок слов.
Лексические повторы.
Оценочная лексика.
Модальные слова и частицы, вводные конструкции.

– Какова позиция автора? Подтвердите цитатой. Приложение 5. Цель Д.С.Лихачева: заставить читателя обратить внимание на сохранение природы, ведь она в опасности. От состояния окружающей среды зависит здоровье человека, его жизнь. Природа также дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Она способна вылечить человека.

5) Аргументация собственного мнения по проблеме. (Слайд 13, 14)

– Выразите собственное мнение по данной проблеме. (Конечно, мы согласны с мнением Дмитрия Лихачева в том, что природу нужно сохранять. От нее зависит жизнь человека, его эстетическое развитие.)
– Аргументируйте собственное мнение по проблеме.
– Вспомним, что такое аргумент? (Доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения).
– Сколько аргументов вы должны привести?

Литературные аргументы. (Примеры влияния природы на духовное развитие человека можно найти в следующих произведениях: Л.Н.Толстой “Война и мир”, В.Астафьев “Царь-рыба”, рассказ “Капля”, Б.Пастернак “Доктор Живаго”, его стихи, стихи Ф.Тютчева и др.) (Учащиеся приводят пример.)

Аргументы из жизненного опыта. (Учащиеся приводят пример.)

Работа в парах. (Работа с афоризмами.)

– А теперь придумайте вступление, заключение. (По группам.) Помните, что вступление и заключение должны перекликаться. Приложение 5.

6) Заключительное слово учителя.

– Развивая цивилизацию, создавая, совершенствуя и применяя технику, человек наносит природе и себе, как ее дольке, невообразимый вред, чаще глобальный, который имеет катастрофические последствия. Мы иногда забываем мудрые слова Г. Гейне: “Будто большой художник, природа возвеличивает дух и тело человека”. А как относится к природе человек? На земле уже уничтожены сотни видов отдельных растений и животных, сотни тысяч гектаров лесов, плодородных земель, лугов.

Лишите дерево корней,
И вы увидите мгновенно,
Как гибнет красота ветвей
И чахнет лист, сухой и бренный.

Как разливается печаль
И пустота душою правит –
Не чтим мы дедовских начал,
Живем бездумно и без правил.

Мы позволяем тех забыть.
Кто красоту взрастил когда-то,
И все стремимся лучше быть
Среди разрухи и дебатов.

А красота... она скромна,
Она века переживает...
Остановись же, та рука,
Что вечное уничтожает!

Минеева С.В.

V. Подведение итогов.

(Слайд 15)

– Что сегодня делали на уроке?

(Сегодня на уроке мы проанализировали текст известного филолога Д. Лихачева, определив проблему текста и позицию автора по этой проблеме. Мы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор.)

– Практически устно мы проговорили то сочинение, которое вам предстоит написать. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока, в подготовке к сочинению?
– Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит написать работу в целом. (На втором уроке)

VI. Оценивание. Рефлексия

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Что понравилось в своих действиях? Над чем еще предстоит работать?

VII. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по другому тексту (можно из сборника контрольно-измерительных материалов).