Цель: Ознакомление с особенностями устройства веера.
Задачи:
Оборудование: вилки одноразовые, два полукруга из картона, клей “Момент” прозрачный, различные бусы, декоративные камни, стразы, ленты атласные, кружева, шитье, перья, ножницы, ветошь, клеенка на столы.
Зрительный ряд: презентация, оформление на доске из вееров.
Ход урока
Учитель: (1 слайд на фоне музыки)
Век сегодняшний очень сложен,
Но сегодня грустить, не годится,
Разве бал в наше время возможен?
Или нам этот бал только снится?
Распахнули мы настежь двери,
И достигло предела волненье!
Давайте все вместе в сказку поверим.
Начинается бал! Вне сомненья!
Ученица: (выходит Кристина в вечернем платье)
Нравится нам 18 век,
Было красиво тогда.
Бал начинался в 17 часов,
Длился потом до утра.
Ученик: (Антон в черном костюме)
Каждый кружиться в вальсе готов
И поддержать разговор.
Много про то написали стихов,
Учим мы их до сих пор.
Учитель:
Волшебный бал – мечта Принцесс
Прекрасных принцев взгляд желанный.
И сказка воплотилась здесь
Для всех подарком долгожданным!
- Как вы думаете, почему мы необычно начали урок?
- Сегодня речь пойдет о веерах.
И тема нашего урока “Веер как элемент бытовой культуры высшего общества” (2 слайд)
- Что вы знаете о веерах? (ответы детей)
- А из чего изготавливали веера?
- И сегодня мы будем изготавливать веера для наших принцесс.
Учитель: Давайте послушаем, какую информацию об истории возникновения веера нам нашла Тамара.
(3 слайд)
1.
- Слово веер произошло от глагола “веять” – дуть обдавать потоком воздуха.
- Веер – это устройство, чаще складное, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой).
Родина веера – Восток, где вместе с опахалом и зонтиком он был одним из атрибутов царского достоинства.
Складной веер впервые появился в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части – тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно. Этот тип был перенесен в Западную Европу, а оттуда в 18 веке в Россию.
Учитель:
- Каково предназначение веера? Где, с какой целью использовался веер?
2. Повседневный и праздничный веер (выступление Айгюн)
- В создании веера принимали участие лучшие художники своего времени. Вот, например, описание веера для бала: (4 слайд) 'Модные веера делают из перьев, белых или цвета райской птички, с сквозными перламутровыми косточками; на перьях такого веера бывают золотые арабески и гирлянды незабудок'
- В 19 веке веер позволял судить о семейном положении женщины: (5 слайд) 'Для балов при белом платье, необходим веер белый, слоновой кости или перламутровый, (6 слайд) а для замужних дам кружевной или из страусовых перьев'.
В конце 19 века художники 'Мира искусства' возродили интерес не только к искусству, но и к бытовой культуре 18 века (многие из них сами расписывали веера). (7 слайд)
- Повседневный веер был скромным, в основном сделанный из кружевного полотна или шелковой, атласной ткани. Украшением служила вышивка бисером или нитью.
Учитель: (8 слайд)
- А вы знаете, что веер имеет свой особый язык? Какой, спросите вы?
3. Особый язык веера (выступление Кристины)
- Дамы и кавалеры 18 века вели своеобразных диалог между собой при помощи веера. Этот диалог нельзя было услышать, но можно было подглядеть. (9 слайд) Язык веера читался в процессе 'разговора', по перемене его положения, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных 'листиков'.
- В бытовой культуре 18 века существовало выражение 'махаться' (т.е. вести любовную игру, 'роман').
(10 слайд) Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах 18 века изображения дам с веером довольно редки, а главное, что веер, как правило, закрыт, т.е. молчит.
Хотя язык веера можно назвать женским языком, его должны были понимать мужчины.
Вот примеры этого языка: (показывает все движения веера)
'Я замужем' – говорит отмахиваясь развернутым веером;
'Вы мне безразличны' – закрывается;
'Будьте довольны моей дружбой' – открывается один листик;
'Ты мой кумир' – полностью раскрыт.
“Я хочу с вами танцевать” – открытым веером махнуть несколько раз к себе.
“Убирайтесь прочь, вон!” – резкий жест сложенным веером рукоятью вперед.
Чтобы выразить согласие да – следует приложить веер левой рукой к правой щеке;
Нет – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
Я тебя люблю – правой рукой указать на сердце закрытым веером.
Я вас не люблю – сделать закрытым веером движение в сторону.
Не приходи сегодня – провести закрытым веером по наружной стороне руки.
Ожидание – похлопывание полураскрытым веером по раскрытой ладони.
Учитель: Оказывается, и цвет играл важную роль в языке общения.
4. Цвет веера как язык общени (выступает света Егренцева)
- Цвет веера не только подбирался к туалету, но и мог содержать некоторую информацию о настроении владелицы: (11 слайд)
Черный – печаль;
Красный – радость;
Лиловый – смирение;
Голубой – постоянство, верность;
Желтый – отказ;
Коричневый – недолговечное счастье;
Черный с белым – разрушенный мир;
Розовый с голубым – любовь и верность;
Убранный блестками – твердость и доверие.
Учитель: (12 слайд)
- С историей веера мы познакомились.
Предлагаю открыть свою творческую мастерскую по изготовлению вееров не из бумаги, картона, дерева, а из вилок.
- Работать вы будете в группах, так как одному изготовить хороший, красивый веер просто не хватит времени. У каждого будет своя работа. Одни изготавливают каркас, другие подготавливают будущий дизайн веера, третьи оформляют веер.
- Прежде, чем вы приступите к работе, познакомимся с техникой выполнения веера и вспомним технику безопасности при работе с клеем, ножницами. (13-20 слайд)
Как закрепить веер на стену?
Можно поместить в рамочку, а можно на обратной стороне веера приклеить ленту липучку, вторую часть ленты приклеить на стену.
Итог урока:
Позвольте закончить урок таким стихотворением:
(Кристина, с веером, который сделала на уроке)
Мой веер изящен и лёгок,
послушен ему ветерок.
Ах, дамы! Пусть воздух немного обдует вам пудру со щёк.Послушная штучка такая.
Мой пленник! Гуляю я с ним.
Пусть вам он лицо приласкает хоть чуть дуновеньем своим.
Спасибо за урок!
Презентацию можно получить у автора статьи.