Цели и задачи урока:
Тип урока: закрепление и обобщение знаний.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения и оборудование урока: на доске записана тема урока, изображение сооружений по трем стилям архитектуры: готика, древнерусское зодчество, архитектура Востока, надпись архитектура – для кластера, 3 пейзажа на А1 по стилям, аудиокассета музыка Вивальди “Времена года”, эскизы, заготовки из цветной бумаги конструктивных элементов, клей, ножницы, учебник.
Структура урока
Приветствие. Проверка подготовки к уроку, эмоциональный настрой.
Ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор об одном из видов изобразительного искусства – АРХИТЕКТУРЕ. Мы постараемся вспомнить, основные понятия и выполним практическую работу “весна в городе”.
Перед вами слово АРХИТЕКТУРА, подберите слова, которые у вас ассоциируются с этим понятием (стратегия критического мышления – кластер), общие понятия, конструктивные элементы, стили.
АРХИТЕКТУРА. Дайте, пожалуйста, определение слову архитектура.
Архитектурой называется искусство проектировать и строить жилые и общественные здания, оформляющие пространственную среду.
На какие типы делится архитектура?
Найти ответ.
Жилищная, общественно-гражданская, промышленная, транспортная, инженерно-строительная.
Остановимся на общественно-гражданской – культовые, общественные, зрелищные и другие здания. Какие именно сооружения мы относим к культовым – церкви, соборы, храмы, мечети, минареты. Они были не только местом для совершения молитвы, но и были общественным центром, в них принимали иностранных гостей, здесь хранилась библиотека, казна…
С развитием общества менялись стили в архитектуре. Обратимся к учебнику и посмотрим, какие есть стили. Романский, готический, барокко, классицизм, модерн, ампир, древнерусское зодчество, архитектура Востока.
Обратимся к трем из них: готика, древнерусское зодчество, архитектура Средней Азии и Казахстана.
Из предложенных вами ассоциаций выделите те, что относятся к каждому в отдельности. Индивидуальные ответы. Учитель подчеркивает цветом.
Ребята, назовите известные вам мировые шедевры архитектуры. (Учащиеся называют).
Спасибо большое. Вы назвали чудесные памятники архитектуры в прекрасных городах мира. И вы сегодня постараетесь создать три города. А так как все мы ждем с нетерпением прихода весны, то композиции будут называться “Весна в городе”. Хочется прочесть строки Сергея Есенина.
В цветах любви Весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.
А так как архитектуру сравнивают с застывшей музыкой, постарайтесь, чтобы ваши работы были гимном весне в архитектуре.
Вы работаете по эскизам в парах. С заготовками из цветной бумаги по стилям, выполненными на прошлом уроке. Аккуратно работайте с ножницами и клеем, соблюдайте технику безопасности. После завершения работы, сооружения прикрепите к своему пейзажу. В помощь во время вашей работы будет звучать чудесная музыка – произведение Вивальди “Времена года”.
Помощь, корректировка работ учащихся.
Работы прикреплены к пейзажам на доске. Представители каждого из созданного города рассказывают о нем – защита коллективной работы.
Ребята! Вот в этом альбоме по древнерусскому зодчеству я нашла интересный факт. Во времена татаро-монгольского нашествия на Русь пали все воины-защитники Китеж-града, но город не покорился, он просто исчез. И сейчас его могут видеть только люди чистые сердцем и душой в отражении озера и слышат звон колоколов. А посмотрите, какие три прекрасных города видим мы сейчас.
Похвалить, проанализировав работы, оценить.
Какие интересные факты вы нашли дополнительно по архитектурным сооружениям? (Учащиеся выступают с сообщениями).
Вопросы учащимся.
Урок окончен всем большое спасибо. До свидания.
См. Приложение - разные стили в архитектуре.