Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 975

Бакулина Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик- (-щик-) со значением “Профессия” и правилом написания букв ч и щ в суффиксе; познакомить со старинными и современными профессиями, заставить задуматься о выборе востребованной профессии.

Задачи:

Ключевые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные, продуктивные, нравственные.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приемы: репродуктивный, практический, аналитический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; элементы технологии развития критического мышления.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник “Русский язык. 6 класс/М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М. Шанский.М.: Просвещение, 2012”, презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1), компьютер, проектор, экран, выставка “Все профессии нужны!”, рабочие листы, жетоны, джазовая музыка (Приложение 3).

План урока:

1. Приветствие.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ход урока

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

1. Организационный момент. Психологический настрой на работу

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рады вас видеть. Перед нами сегодня стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем. Я думаю, у вас все получится. А чтобы создать хорошее рабочее настроение, в начале урока прозвучит музыка.

Звучит джаз.

- Может быть, кто-нибудь знает, как она называется? Я подскажу. Это джаз. Запомните это слово. Оно нам ещё пригодиться на уроке.

2. Актуализация знаний (работа в парах) и формулирование темы урока

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Чтобы узнать главное слово темы нужно разгадать кроссворд. Кроме того, все слова, термины из кроссворда, понадобятся нам на уроке. Работайте на странице первой ваших рабочих листов (РЛ) (Приложение 2), не забудьте подписать их. Слайд 1

- Назовите слово. (Суффикс). Внимание! Самопроверка! Если выполнили задание без ошибок, возьмите себе жетон. Слайд 2

- Итак, первое слово – суффикс. Но это не все, тему необходимо уточнить, ведь суффиксов в русском языке много. Посмотрите картинки на экране и определите, о суффиксе с каким значением идёт речь? Может быть, и сам суффикс назовёте? Слайд 3

(Обозначает человека по профессии, специальности, роду деятельности; -щик-).

- А какой частью речи являются эти слова с суффиксом -щик-? Подсказка в кроссворде. (Существительными).

- Сформулируйте тему? (Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением “Профессия”). Слайд 4

- Запишите в РЛ: 26 ноября. Классная работа. Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением “Профессия”, или Джаз, джазист и суффикс –чик-. Почему появилось ещё одно заглавие темы – на этот вопрос вы ответите чуть позже. Слайд 5

3. Создание проблемной ситуации, целеполагание и мотивация

- Я хочу обратиться к вам за помощью. Мне нужно написать правильно слово ПЕРЕПИ...ИК (слово записано на доске), а я не знаю, что мне выбрать СЧ или Щ. Вы мне не подскажете? Может быть, слова на экране вам помогут? Прочитайте их. Слайд 6

- Какую проблему вы обнаружили? Совпадает ли произношение и написание? (Произношение не соответствует написанию).

- В связи с этим, какие цели поставим перед собой на уроке? Что мы должны узнать, чему научиться? (1.Узнать условия выбора букв Ч и Щ в суффиксе; 2.Научиться грамотно писать существительные с суффиксом -чик- (-щик-). Слайд 7

4. Работа по теме урока (по исследованию нового материала)

- Решаем первую проблему, выясняем, от чего зависит написание Ч или Щ в суффиксе. Слайд 8 Внимательно рассмотрите слова на экране и ответьте на вопрос: когда в суффиксе -чик- (-щик-) у существительных пишется буква Ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (После букв Д, Ж, З, С, Т в суффиксе существительных

-чик- (-щик-) пишется буква Ч).

-А буква Щ? (В остальных случаях пишется буква Щ).

-Сделайте вывод. (В суффиксе существительных -чик- (-щик-) после букв ДЖЗСТ пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ). Слайд 9

Работа с учебником

- Откройте учебники, с. 153, п. 52. Посмотрите, как на письме графически обозначается орфограмма. Ещё раз прочитайте правило.

5. Закрепление изученного

- Возвратимся к слову ПЕРЕПИ...ИК (на доске ещё 2 слова ЛУДИЛЬ...ИК, СТАРЬЁВ...ИК). Вставьте буквы в суффикс -чик- (-щик-), графически обозначьте орфограмму. (Выходят поочерёдно по одному человеку от каждой группы).

- Почему допустили ошибки? (Трудно запомнить).

6. Музыкальная пауза-физкультминутка.

- Наконец, ребята, пришло время вспомнить слово ДЖАЗ. Послушайте ещё раз эту замечательную музыку. Звучит джаз. Отдохните, расслабьтесь, не стесняйтесь, двигайтесь, танцуйте.

- Как называют человека, исполняющего джаз? (ДЖАЗИСТ). Внимание на экран!

Слайд 10. Что вы заметили? Как слово ДЖАЗИСТ связано с нашей темой, с суффиксом

-чик-? (Слово ДЖАЗИСТ содержит все согласные буквы, после которых пишется суффикс -чик-. Если мы запомним это слово, то не допустим ошибок в правописании суффикса -чик- (-щик-). На это же указывает второе название темы).

- Итак, ДЖАЗИСТ – слово-запоминалка.

7. Работа с лексическим значением слов

- Вернемся к словам, написанным на доске: переписчик, лудильщик, старьёвщик. Кто знает, чем занимались эти люди? Я понимаю, что вам трудно сказать, потому что этих профессий сегодня не существует. Но ребята, получившие индивидуальное домашнее задание, расскажут об этих старинных профессиях.

Первый ученик:

Стишок про лудильщика, парня веселого,
Он плавит свинец и блестящее олово,
Он варит лекарства в походной аптеке
Больной сковородке, кастрюле-калеке.

Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.

Второй ученик:

Эй, старичок “Старье берем”!
Что ты несешь в мешке своем?
– Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник.

Старьевщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: “Старье берем!”. Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.

Третий ученик:

На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.

Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: “Точу ножи! Топоры точу!”. Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную.

- Кстати, как называются слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли предметы, в данном случае профессии? Подсказка в кроссворде. (Историзмы).

- Зачем нужно знать такие слова? Где мы их можем встретить? (В художественной литературе. В исторических произведениях. Знать, чем занимались наши предки. Знать историю своей страны).

- Герой стихотворения В.В. Маяковского “Кем быть?” говорил:

У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии?

- Какие современные профессии вы знаете? (Обучающиеся перечисляют профессии по цепочке).

- Да, профессий много, выбирай на любой вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом “кем быть?” надо уже сегодня. Работа над следующим заданием поможет вам в этом.

8. Работа с текстом

Слайд 11

Работа в парах. Прочитайте текст. Определите тему. (О профессиях, нужных округу. Востребованные специальности). Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. (Первое). Какими членами предложения являются слова водители, каменщики, плотники, электрогазосварщики, штукатуры, маляры и др.? (Однородными).

Текст

По ряду профессий ЯНАО испытывает острую нехватку рабочих. Это водители, каменщики, плотники, электрогазосварщики, штукатуры, маляры, бетонщики, помощники бурильщика, монтажники, продавцы, изолировщики, облицовщики, машинисты бульдозеров, повара, стропальщики, слесари по ремонту автомобилей. По большинству из этих профессий в автономном округе сложилась эффективная система подготовки кадров.

(Из сборника “Кадры для Ямала”, 2013 год)

9. Закрепление изученного

- Выборочный диктант: выписать 6 слов с суффиксом -чик- (-щик-), обозначить графически орфограмму:

Звучит джаз.

1 вариант: учебник, упр. 325 (6 слов с суффиксом -чик-);

2 вариант: из текста (6 слов с суффиксом -щик-)

Слайд 12. Самопроверка с экрана. Возьмите себе жетон.

- Найдите обобщающее слово к большинству выписанных слов. (Строитель).

Проверка домашнего задания

- Вновь домашнее задание: рассказать об одной из самых востребованных профессий “Строитель”.

Обучающийся 1:

Строитель – специалист, занимающийся возведением зданий и сооружений. Это одна из древнейших профессий. Многие археологические памятники – это древние строения, они стоят до сих пор, хотя возраст их измеряется тысячелетиями.

В наше время строитель - профессия массовая и востребованная. Работа хорошо оплачивается. Карьерные перспективы: можно стать бригадиром, прорабом или заниматься индивидуальным предпринимательством.

Желающему стать строителем нужно иметь крепкое физическое здоровье, хорошо развитые двигательные навыки, выносливость, точный глазомер.

10. Развитие речи. Творческая работа (групповая работа)

- Задание группам. Ребята, представьте, что вы корреспонденты и должны написать статью о новостройке в нашем селе – о Доме культуры. 1-2 предложения от каждой группы. Слайд 13

Сочинение

В нашем поселке скоро откроется новый Дом культуры. Немало усилий приложили строители, чтобы возвести прекрасное здание.

Они вложили в свою работу не только мастерство, но и частичку своей души.

Во время работы звучит джаз.

(Читают сочинение). Возьмите себе жетон.

11. Тест по теме (индивидуальная работа) с дифференциацией по вариантам

- Проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило. Выполните задания теста, вписав правильно согласные в суффиксы.

I вариант.

В каком слове пишется Щ:

А) буфет...ица

Б) прессов...ик

В) объезд...ик

В каком слове пишется Ч:

Г) развед...ик

Д) пиль...ик

Ж) спор...ик

II вариант.

В каком слове пишется Щ:

А) вертолет...ик

Б) надсмотр...ик

В каком слове пишется Ч:

В) компьютер...и

Г) автомат...ик

12. Итоги урока

- Итак, по какой теме урока мы сегодня работали?

- Расскажите о правописании суффикса чик-щик.

- Какое значение имеют слова с этим суффиксом?

13. Домашнее задание по выбору:

1) Написать сочинение-рассуждение “Какая профессия мне нравиться и почему?” или

2) Составить кроссворд на тему “Все работы хороши”.

14. Рефлексивно-оценочный этап урока

Отметьте галочкой в таблице то, с чем вы согласны. Посчитайте жетончики, оцените свою работу на уроке.

Рефлексия Рефлексия
баллы
Жетоны
(баллы)
Оценка
Я всё очень хорошо понял (а)
Мне всё понятно, но материал не всегда интересен
Я не всё понял, но мне было интересно.
Я ничего не понял и на уроке скучал

Урок окончен. Всем спасибо!

Литература

  1. Кадры для Ямала. Профессиональное образование в Ямало-Ненецком автономном округе / Сост. Благинин А. Г., Байбародских А. А., Литвин И. В. - Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа, 2013;
  2. Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2009.