Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Имена существительные собственные и нарицательные

Добавлено: 2015.06.11
Просмотров: 540

Карпова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,07 МБ)

Загрузить презентацию (1017,5 КБ)


Цель: дать понятия нарицательных и собственных имен существительных.

Задачи:

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: карта города (Приложение 1), маршрутный лист (Приложение 2), мультимедийный проектор. Презентация

Эпиграф к уроку:

Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего. К. Д. Ушинский.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Определение темы и цели урока.

По слогам твердим едва осиля
Вяжущую губы немоту:
Мама, небо, хлеб, роса, Россия –
Камушком катается во рту... –
Так предлагают нам поэты
Задуматься о том, что говорим
О том, что сказано впервые,
О том, что помним, любим и храним.
Интересный день сегодня и урок
Цель наша – узнать и вспомнить,
А также запомнить, как стишок
Правила о главной части речи –
Имени существительном

II. Повторение.

- Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну Морфологию.

- Маршрут нашего путешествия указан в ваших маршрутных листах. Переплывем озеро и прибудем в пункт назначения – город Имя Существительное. В этом городе мы бываем часто, но нам нужно его узнавать ближе шаг за шагом. Помощником в нашем путешествии будет карта города, улицы которого мы постараемся расшифровывать каждый урок. Итак, правила путешествия: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать и писать. А самое главное – вы должны участвовать в выполнении заданий.

Но прежде чем мы тронемся в путь, нужно выполнить задание – не большое, но очень важное:

Имена существительные собственные и нарицательные.

- Это название улицы, которую мы сегодня расшифруем. И помните, расшифровать карту можно только при соблюдении правил путешествия: красиво и грамотно писать. Заполните маршрутные листы. Запишите свою фамилию и имя. По ходу работы над заданиями выставляете себе балл за каждое правильно выполненное задание. Количество баллов за ответ указано в маршрутном листе. Готовы?

Вместе сядем в катер, соберем рюкзак
Карта, компас, лупа – как любой моряк –
Знания в багаж, почтовых голубей...
Пусть нам завидует Джек Воробей!
У каждого из нас маршрутный лист,
На остановках нас ждут задания.
Должны мы улицу сию пройти
И разгадать загаданное таяние.

- Чтобы катер тронулся с места, нужно выполнить 1 задание.

1. “Четвертое лишнее” - устно:

- Кто ответил, выставляет себе баллы.

- Ну что, ребята, в путь!

- Вот мы и подъехали к городу. Нас встречает.

2. “Синтаксический причал”.

Синтаксический причал
Нас непременно повстречал,
Задание припас для нас-
Должны исполнить в тот же час!
Маршрутный лист, перо в руке –
Работа синтаксическая.
Выполняем, но при этом –
Настроение лирическое.

Задание 2 – запишите предложение:

В мамином сердце всегда горит любовь к малышу.

Вопрос 1

Внимание ваше обращено
На предложение, в котором
Какой части речи особо полно?
Скажем?! Попробуем?!

(Имя существительное - перечислим)

Вопрос 2

Чем в предложении чаще всего

Может быть существительное?

На этот причала вопрос

Ответьте незамедлительно! (Подлежащее и дополнение – подчеркнем их)

3. Улица “Одушевленности”.

Синтаксический причал покинув,
Выполнив задачи без ошибок,
Ждет нас увлекательное путешествие
По улице удач, пятерок и улыбок
Маршрутный лист подсказывает нам
О том, что вышли к улице Одушевленности,
На которой притаилось задание.

Задание 3.

Вот суть задания –
Имена существительные
Одушевленные и неодушевленные
В тексте найти и выписать,
Распределив на два столбика. (Приложение 3)
Я помню руки матери моей,
и я хочу, чтоб повторяли дети:
“Натруженные руки матерей,
Cвятее вас нет ничего на свете!”.

Н. Рыленков

III. Изучение нового материала.

- Прошли улицу Одушевленности. Перед нами новая улица, неизведанная, которую хочется узнать, расшифровать. Ну что, идем? Посмотрите, кто к нам идет навстречу? Это же Иван-царевич – герой русских народных сказок. Что-то грустно ему, может помощь нужна? Спросим его?

- Шел я по лесу домой и повстречался мне медведь. Задал мне медведь такой вопрос. Существительное медведь собственное или

нарицательное? Я задумался, ответа я не знаю, вот и блуждаю, из леса в город пришел, а дорогу найти не могу. Помогите!

- Поможем? Поможем. Все вместе расшифруем, что же это за улица.

1. “Собственные и нарицательные существительные”.

медведь Миша
собака Гром
кошка Федор
мальчик Саша
девочка Катя
город Барабинск

IV. Закрепление.

Задание 4: посмотрите на слова и исправьте ошибки? (Приложение 4)

сказка “Колобок”
журнал “Мурзилка”
город Куйбышев
река Валга
озеро Байкал

Медленными шагами мы продвигаемся по улице, уже и дорога видна, нельзя уйти, не выполнив задание.

Задание 5 – найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно. (Приложение 5)

Улица Мира.

Кинофильм “Дневной Дозор”.

Сказка “Теремок”.

Шоколад “Белочка”.

Яхта “Беда”.

Газета “Свежий ветер”.

Город Кемерово.

Дополнительный вопрос – Какие из этих существительных являются нарицательными, а какие собственными?

2. Дорога “Любопытных”.

Задание 6. Даны слова:

Вести, сережка, костер –
Составим словосочетание.
Одно с нарицательным,
А другое с собственным.

(Золотая сережка, приветливый Сережка, хорошие вести, информационные “Вести”, яркий костер, интересный “Костёр”)

Выполним задание 7 – запишем упражнение 477, самостоятельно, а затем проверим.

V. Подведение итогов.

Задание 8.

Наша дорога подошла к концу,
На остановке самой последней,
на карте отмечена точка пути.
Внимание! Всё, что мы с вами прошли!
Теперь мы сможем без лести сказать,
Кто был самым умным? Отменно!
Кто не боялся все заданья выполнять?
Безукоризненно на вопросы отвечать? –
5 “А” - непременно!
Путь пройден. Тайна разгадана
Путешествие удалось.
Все собрано. Вещи уложены,
Чтоб завтра нам все же пришлось...
Пришлось и хотелось увидеться
В Великой стране Языка!

VI. Домашнее задание.