Цели:
- ознакомить с приемами художественного конструирования и моделирования через практическую работу на уровне понимания, применения; научить наносить конструктивные и фасонные линии на чертеж основы фартука на уровне понимания и применения.
Оборудование, наглядность, материалы: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, шаблоны деталей фартука, клей, ножницы, линейка закройщика (М 1: 4), плакаты, журналы мод, выкройки деталей моделей одежды(М 1:1,М 1:4), чертеж основы цельнокроеного фартука (М 1:1, М 1:4), фломастеры, карандаши, ластик.
Ход урока
1. Организационный момент: проверка к готовности к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
Устный опрос в форме беседы для актуализации знаний учащихся.
Вопросы для повторения6
Как рассчитать ширину фартука?
Назовите и покажите на чертеже конструктивные линии фартука?
Почему точки, расположенные на линии низа нагрудника обозначаются буквами "Т"?
Какими буквами обозначаются точки, расположенные на линии низа фартука и почему обозначаются только первые заглавные буквы, а не слова?
Какая линия проходит через точки ВН?
Какими буквами обозначается линия верха нагрудника?
Покажите на эскизе фартука положение отрезка ВТ?
3. Изучение нового материала.
Сообщение темы, целей, задач урока, сообщение критериев оценивания работ учащихся.
План:
Оценки будут выставлены:
Изучение материала проводится одновременно с выполнением практической работы по моделированию.
Конструирование одежды тесно связано с моделированием. МОДЕЛИРОВАНИЕ - процесс создания одежды, новой по фасону и отделке (это творческий процесс, способствующий развитию самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса). В процессе моделирования мы изменяем формы некоторых деталей фартука: нагрудника, ни жней части, карманов; применяем различные виды отделок: аппликация, вышивка, тесьма, кружево, оборка. (смотрим учебник). Учащиеся знакомятся с разнообразными фасонами фартуков (смотрим плакаты, журналы, цветные таблицы).
Вопрос к учащимся с целью выявления уровня понимания:
Вводный инструктаж учителя по приемам моделирования:
На основную выкройку детали по очереди накладываются такие же детали в измененном виде, вырезанные из бумаги другого цвета - это помогает увидеть в чем заключается работа по изменению формы деталей изделия. Прикладывая к деталям фартука различную отделку - тесьму (гладкокрашеную или с рисунком), вырезанные из бумаги разного цвета фигурки, цветы для аппликации - это объясняет, чем нужно руководствоваться при подборе отделки ( цвет, рисунок ткани и др.).
Отделочные детали изделия, входящие в один комплект, должны сочетаться между собой по форме: если нагрудник имеет верхний срез в виде уголки, то и нижняя часть фартука и карманы должны быть срезаны углом, а не скруглены. Если за основу принимается округлая форма, то надо скруглить срезы нескольких деталей фартука: карманов (нижний или верхний), нагрудника, нижней части фартука.
Применение слайдов и практического показа (Приложение).
4. Воспроизведение и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Приступая к практической работе необходимо помнить:
Практическая работа.
Выполнить в альбоме графические изображения и описания моделей одежды. Выполнить эскиз модели. Нанести конструктивные и фасонные линии на чертеж основы фартука (М 1: 4), оформление выкроек в альбом, нанести на чертеж название деталей, их количество, расположение середины изделия и сгиб ткани, направление долевой нити.
Целевой обход учителя: контроль, индивидуальные консультации, проверка правильности выполнения работы, организации рабочего места и соблюдение правил ТБ (текущий инструктаж).
5. Обобщение и систематизация знаний.
6. Подведение итогов урока на основе объявленных критериев и сообщение домашнего задания.
На уроке учащиеся познакомились с элементами моделирования фартука, со способами отделки, применяемыми при изготовлении швейного изделия.
За правильные ответы, активность на уроке выставлены оценки.
Домашнее задание: доделать работу, начатую на уроке (кто не успел), выбрать свою модель фартука и промоделировать ее в альбоме, построить чертеж фартука в М 1:1, подготовить ткань к раскрою (декатировать), принести иголки, булавки, ножницы, нитки, линейку, карандаш, альбом.
Литература: