Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Использование методов контроля и самоконтроля в преподавании курса Интерьер жилого дома (растения в интерьере жилого дома)

Добавлено: 2015.05.28
Просмотров: 346

Томайлы Инга Николаевна, учитель технологии

Раздел “Интерьер дома” предполагает изучение в 7 классе такой важной темы как “Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями и их размещение в интерьере”. Часть времени отводится на практическую работу.

В процессе изучения данной темы учащиеся должны освоить разнообразные способы размещения комнатных растений в интерьере жилого дома, ухода за комнатными растениями, рационально планировать и украшать интерьер жилого дома с помощью комнатных растений, развивать творческие способности и художественный вкус при составлении букета из живых цветов.

Важная роль в решении педагогических задач отводится систематическому контролю за качеством подготовки учащихся – такому контролю, который сочетает разнообразные формы учета знаний, умений, адекватные требованиям к уровню подготовки обучающихся (как традиционные, так и тестовые).

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.

Оценка знаний является мощным стимулом учения. Известно, что глубина и прочность знаний учащихся зависят от систематичности и глубины контроля. Рассмотрим некоторые наиболее существенные педагогические требования к контролю знаний учащихся.

Контроль знаний – это проверка знаний данного ученика, предусматривающая оценку этих знаний только по результатам его личной учебной деятельности, при этом максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Контроль должен быть, во-первых, объективным, требовательным, без заметных искажений истинной картины знаний ученика. Во-вторых, контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения школьника.

Контроль знаний учащихся выполняет, по меньшей мере, три функции:

  1. Управление процессом усвоения, его коррекция.
  2. Воспитание познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности.
  3. Обучение и развитие.

Формы контроля следует разнообразить. Это разнообразие используется для нивелирования недостатков какого-либо метода контроля.

Перечислим основные виды контроля, наиболее распространенные в школьной практике: устный опрос у доски; фронтальный опрос с выставлением оценки или поурочного балла; зачет по теме; различные виды программированного контроля; визуальный контроль за выполнением задания; предметные диктанты; самостоятельные работы по теории; письменные ответы по карточкам; контроль за выполнением домашнего задания с помощью отметок в личном журнале учителя; взаимный контроль учащихся; самоконтроль.

Рассмотрим основные виды контроля в разделе “Интерьер дома” по темам.

Пример системного подхода к контролю знаний в разделе “интерьер дома”.

Тема: “Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями и их размещение в интерьере”.

Задачи контроля: Отработать знания по интерьеру жилого дома; продолжить формирование системного мышления, формирование художественного вкуса по оформлению интерьера комнатными растениями, отработать знания по уходу за комнатными растениями.

Базовые знания: Общая характеристика комнатных растений. Роль комнатных растений в жизни человека. Роль комнатных растений в интерьере. Уход за комнатными растениями (почвенная смесь для комнатных растений, пересадка, перевалка, полив, посуда для выращивания комнатных растений). Виды комнатных растений в зависимости от комнатных условий. Основные группы растений. Приемы и способы размещение комнатных растений в интерьере жилого дома.

Понятия: Теплицы. Оранжереи. Почвенная смесь. Дренаж. Полив. Размножение комнатных растений. Тропические, субтропические растения. Теневыносливые, светолюбивые растения.

Группы растений: декоративно-лиственные; декоративно-цветущие комнатные растения; кактусы. Злаковидные растения; растения с прямостоячими стеблями; ампельные растения и лианы;

Розеточные растения (суккуленты); шаровидные растения; кустистые; одиночные растения; композиции из горшечных растений; комнатный садик; террариум. Аранжировка растений.

Умения: формулировать закономерности связи человека с окружающей природой, с жизнью растений; использовать знания по украшению жилища комнатными растениями и по уходу за комнатными растениями (пересаживать, поливать, размножать комнатные растения); различать основные группы растений; составлять букеты по законам аранжировки.

Поурочный контроль.

Работа № 1 – Самостоятельная работа.

Работа № 2 – Программированный контроль.

Работа № 3 – Практическая работа.

Промежуточный контроль.

Работа № 4 – Решение задач по расстановке комнатных растений в интерьере.

Итоговая проверка.

Работа № 5 – Разноуровневая проверочная работа.

Работа № 6 – Тестирование. Самоконтроль.

Работа № 7 – Проект.

Поурочный контроль.

Работа № 1 – Самостоятельная работа.

Тема: “Роль комнатных растений в жизни человека”.

Цель: Выяснить уровень сформированности знаний о роли комнатных растений в жизни человека, о лекарственных свойствах растений.

Задание: Внесите в таблицу признаки комнатных растений, показывающих роль комнатных растений в жизни человека, в интерьере жилого дома.

Таблица № 1

Влияние растений на человеческий
организм

Влияние растений на интерьер
жилого дома

Лекарственные свойства
растений

Выводы

Тема: “Уход за комнатными растениями”.

Цель: Выяснить уровень сформированности знаний учащихся по уходу за комнатными растениями: пересадке, поливу, размножению.

Задание А: Отметьте знаком плюс правильные ответы:

1. Уход за комнатными растениями включает в себя:
а) поливку;
б) подкормку;
в) соответствующую почвенную смесь, поливку, подкормку, перевалку, чистку;
г) почвенную смесь, поливку, перевалку, чистку.

2. Почвенная смесь состоит:
а) из листовой (торфяной и перегнойной);
б) из дерновой земли и песка;
в) из листовой, дерновой земли и песка;
д) из песка.

3. От чего не зависит частота полива и количество воды:
а) вида растений;
б) от освещенности;
в) от времени года;
г) фазы развития.

4. Как часто надо поливать алоэ, кактус:
а) каждый день;
б) через день;
в) раз в несколько дней, недель, месяцев;
г) раз в неделю.

Задние Б: Отметьте знаком плюс правильные ответы:

1. Что такое “сухая поливка”?
а) реже поливают, чаще рыхлят, опрыскивают;
б) моют листья;
в) опрыскивают;
г) наливают воду в поддон;

2. Чистка растений включает в себя:
а) рыхление почвы;
б) промывание листьев;
в) чистка почвы;
г) опрыскивание.

3.Пересадка почвы означает:
а) замена почвы без сохранения кома;
б) замена почвы с сохранением кома.

4. Перевалка означает:
а) замена почвы с сохранением кома;
б) замена почвы без сохранения кома.

Работа № 2 – Программированный контроль.

Тема: “Разновидность комнатных растений”.

Цель: Проверить усвоение понятий об основных группах растений.

Задание № А: Внесите в таблицу основные группы растений.

Таблица № 2

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа

Растения, листья которых зелены круглый год: при правильном уходе они могут очень долго произрастать в комнатных условиях.

Растения, декоративные круглый год (листва после цветения не отмирает, но может утратить свою привлекательность); при правильном уходе сохраняются долгое время.

Растения, которые используют для создания временных композиций; после цветения их убирают.

Растения, способные очень долго жить в комнатных условиях. Эти растения суккуленты, их мясистые стебли покрыты колючками или пушистыми волосками. Многие из них цветут.

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Задание Б: Внесите в таблицу группы растений, отличающихся по внешним данным.

Таблица № 3

Группа Комнатные растения Названия групп

1

Растения, отличающиеся длинными, узкими, собранными в пучок листьями (аир, осока), Наиболее популярны среди них виды с более широкими листьями (хлорофитум, нарцисс).

2

Эти растения могут иметь различную высоту. Существуют 3 разновидности растений этой группы: столбовидные (клейкокактус Штрауса, цереус перуанский, деревья (лавр, фикус каучуконосный) и ложные пальмы (драцена, юкка).

3

Их стебли нуждаются в опоре или свисают по сторонам горшка. Разновидностями этой группы являются пассифлора, стефанотис(лианы) и бегония повислая, зигокактус.

4

Эти растения имеют листья, сближенные в одной точке. Эти растения не высоки. Распространены плоские (глоксиния, примула), суккуленты (алоэ карликовое) и воронкообразные растения (гусмания, эхмея).

5

Эти растения не имеют плоских листьев, стебель у них почти гладкий, покрыт волосками или колючками (астрофитум, ребуция).

6

Эти растения нельзя отнести ни к одной из других групп. У таких растений из земли обычно растут несколько стеблей (ахименес, маранта).

Тема: “ Комнатные растения в интерьере жилого дома”.

Цель: Закрепить знания о приемах размещения комнатных растений в интерьере жилого дома.

Задание: Из перечня комнатных растений выделите те, которые соответствуют данным основным видам размещения.

Таблица № 4

Комнатные растения

Приемы размещения

1. Одиночные растения

1. Горшки устанавливают близко друг к другу, чтобы образовалось большое зеленое пятно. Их можно разместить на полу, этажерках, подставках

2. Композиция из горшочных комнатных растений

2. Их располагают на полу, подоконнике или на специальной подставке в горшках или декоративных кашпо

3. Комнатный садик

3.Это цветочная композиция, посаженная внутри пластмассового или стеклянного аквариума со съемной крышкой.

4. Террариум

4. Это контейнер с растениями, посаженными в грунт или в отдельные горшки, прикрытые мхом и галькой. Он может быть миниатюрным и располагаться на столе, окне либо образовывать крупную композицию, занимающую угол помещения или часть комнаты.

Работа № 3 – Практическая работа.

Перевалка комнатных растений.

Принадлежности и материалы: горшок, совок, черепок, мелкие камешки, крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, газета.

Ход работы.

Выполните перевалку (пересадку) одного из растений в кабинете “Технология” или растения, принесенного из дома. Для этого:

1. Извлеките растение из горшка (выполняйте работу над специально расстеленной для этого газетой).
2. Сделайте дренаж для нового горшка.
3. Выполните перевалку (пересадку).
4. Произведите полив.
5. Поместите растение в слабоосвещенное место класса.
6. Уберите за собой рабочее место.

Работа № 4 – Решение задач по расстановке комнатных растений в интерьере жилого дома.

Цель: Продолжить закрепление знаний по размещению комнатных растений в интерьере, продолжить работу над формированием умения находить общие закономерности в разных явлениях живой природы, формирование художественного вкуса.

Задача. Подберите комнатные растения в соответствии с предложенным интерьером.

Таблица № 5

Интерьер

Комнатные растения

1

Чуть приоткрытые деревянные жалюзи на окнах, легкий стеллаж, похожий на складную мебель, низкий, устойчивый диванчик-рекамье, на котором хочется провести свободное время, листая газеты и потягивая освежающий коктейль под тихое жужжание вентилятора и шелест? листьев - вот несколько штрихов, которые помогут вам почувствовать себя в бунгало или хижине в оазисе среди песков.

Роза

2

Уголок гостиной у окна, где пышно цветет…? (растение), оформлен просто и лаконично. Белые воздушные шторы, пропускающие максимум света, обивка дивана и уютных кресел даже хмурой осенью создают атмосферу легкости теплого летнего дня. Общий светлый колорит помещения – идеальный нейтральный фон для этих прекрасных растений. Подушки пастельных тонов, прекрасно гармонируя с цветами, чем-то напоминают гигантские опавшие лепестки. Неприхотливый ройциссус и спарманния составят этим растениям хорошую компанию.

Экзотические растения – пальма-финик Робелина с полуострова Индокитай, кентия – родом с австралийского острова Лордхау. Эти растения предпочитают место у окна в просторной комнате.

Итоговая проверка.

Работа № 5 – Разноуровневая проверочная работа.

Вариант 1.

1. Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?
2. Кто в России был первыми владельцем оранжереи и зимних садов?
3. Что включает в себя понятие “ уход за растениями”?

Вариант 2.

1. Из чего состоит почвенная смесь?
2. 0т чего зависит частота полива?
З. Что означает чистка растений?

Вариант 3.

1. Как размножают комнатные растения?
2. Что означает пересадка?
З. Как часто надо пополнять почву питательными веществами?

Вариант 4.

1. Назовите виды растений по степени освещенности.
2. Назовите растения – суккуленты.
З. Как называется водонепроницаемая емкость со сплошным дном, для размещения горшка.

Вариант 5.

1 .Каковы возможности расстановки комнатных растений?
2. К каким группам относятся растения, листья которых зелены весь год?
З. Как называются растения с плетевидными побегами, свободно свисающими из подвесного сосуда, в который они посажены.

Вариант 6.

1. Назовите растения, у которых листья собраны в пучок.
2. Назовите ложные пальмы.
3. Какие виды посуды используют для комнатных растений?

Тестовый контроль.

В последнее время все более широкое применение в качестве метода контроля находят тесты. Главное преимущество заданий в тестовой форме по сравнению с задачами и вопросами проявляется в четкости логической структуры контрольного материала, а также в оперативности получения результата контроля. При составлении теста тщательно подбираются слова, символы, графика, которые обеспечивают ясность его смысла, исключая повторы, непонятные символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие. Формулировки тестовых заданий имеют определенные преимущества перед обычными контрольными вопросами.

Смысл тестового утверждения усваивается лучше, чем вопрос, и поэтому ответ на него всегда бывает либо истинным, либо ложным.

Все тестовые задания можно разделить на четыре основные группы:

1. Задания с выбором правильного ответа, если в нем даются готовые ответы на выбор.

2. Задания без готового ответа, или открытой формы. Испытуемый во время тестирования вписывает ответ самостоятельно в отведенное для этого место.

3. Задание на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется соотнести с элементами другого.

4.3адание на установление правильной последовательности действий, технологических операций и др.

При составлении тестов необходимо учитывать реальный уровень знаний испытуемых, располагать задания по возрастающей степени сложности. В условиях ограниченного количества времени, отводимого на изучения теоретического материала, решить проблему контроля его усвоения без применения тестов весьма сложно. К одному из важнейших достоинств тестового контроля можно отнести возможность проверки большого объема разнообразного учебного материала на необходимом, заранее определенном уровне усвоения у большой группы учащихся за сравнительно небольшой промежуток времени. При этом в процессе выполнения теста внимание фиксируется не на формулировании ответов, а на осмыслении сути заданий. Если целью теста является итоговая проверка (зачет), то для ориентира при выставлении оценки можно пользоваться простым критерием: 80-100% правильных ответов– отлично, 60-80 % -хорошо и т.д.

Тесты могут быть использованы учащимися с целью самоконтроля для уяснения своих ошибок и определенного уровня подготовки в процессе обучения.

Работа № 6 – Тестовый контроль знаний.

Тема: “Комнатные растения в интерьере жилого дома”.

Тест:

Кто в России был первыми владельцем оранжерей и зимних садов?
а) Петр 1;
б) Князь Голицын и граф Шереметьев;
в) Екатерина 2;
г) Елизавета 2.

Как называется специальный цветочный столик, снабженный жестяным или цинковым ящиком со сточной трубкой?

а) жардиньерка;
б) бидермейер;
в) поддонник;
г) контейнер.

Уход за растениями включает в себя:

а) поливку;
б) подкормку;
в) перевалку, чистку;
г) соответствующую почвенную смесь, поливку, подкормку, перевалку, чистку.

Почвенная смесь состоит:

а) из листовой (торфяной, перегнойной) земли;
б) из дерновой земли и песка;
в) из листовой, дерновой земли и песка;
г) из песка.

От чего не зависит частота полива?

а) от освещенности;
б) от вида растений, фазы развития, времен года;
в) фазы развития;
г) времен года.

Как часто надо поливать кактус, алоэ?
а) каждый день;
б) через день;
в) раз в неделю
г) раз в несколько дней, недель, месяцев.

Что такое « сухая поливка»?

а) реже поливают, чаще рыхлят, опрыскивают;
б) моют листья;
в) опрыскивают;
г) наливают воду в поддон.

Что означает чистка растений?

а) рыхление почвы;
б) промывание листьев;
в) чистка почвы;
г) опрыскивание.

Пересадка комнатных растений означает?

а) замена почвы без сохранения кома;
б) замена почвы с сохранением кома.

Перевалка комнатных растений – это:

а) замена почвы с сохранением кома;
б) замена почвы без сохранения кома.

Пополнять почву питательными веществами надо:

а) раз в 10–14 дней с весны до осени;
б) раз в 7 дней с весны до осени;
в) раз в месяц с весны до осени;
г) раз в 2 месяца с весны до осени.

Назовите водонепроницаемую емкость со сплошным дном, используемую для размещения горшка:

а) горшок;
б) кашпо;
в) контейнер;
г) жардиньерка.

Назовите водонепроницаемую емкость со сплошным дном, используемую для размещения нескольких горшков или высаживания растений:
а) кашпо;
б) горшок;
в) жардиньерка;
г) контейнер.

Назовите характеристики растений – суккуленты:

а) листья зелены круглый год;
б) растения, которые используют для создания временных композиций;
в) растения, имеющие мясистые, сочные листья или стебли, способные запасать и сохранять воду;
г) растения декоративные круглый год, у которых листья после цветения не отмирают.

Назовите растения суккуленты:

а) кактус;
б) традесканция;
в) лимон;
г) бегония.

Что означает с французского языка слово « интерьер»?
а) «внутренний»;
б) дом;
в) обстановка;
г) мебель.

Террариум – это:

а) контейнер с растениями или отдельные горшки, покрытые галькой и мхом;
б) цветочная композиция, посаженная внутри пластмассового или стеклянного сосуда.

Комнатные растения в интерьере размещают:

а) в подвесных кашпо;
б) в рожках люстр;
в) на подоконниках;
г) в напольных вазах.

Праздничный стол украшают:

а) невысокими букетами в низких вазах;
б) цветами с длинными стеблями в высоких вазах;
в) цветами с резким запахом;
г) гирляндами из живых цветов.

Самоконтроль.

Самоконтроль-это условие нормального протекания учебных действий. Функции самоконтроля заключаются в постоянном отслеживании учеником хода выполнения своих учебных действий, в своевременном обнаружении различных ошибок в их выполнении, а также внесении необходимых корректив в них. Без этого деятельность ученика может отклониться от цели, что является препятствием для решения учебной задачи. Психологи считают, что самоконтроль имеет два уровня. Первый – внимание, когда осуществляется сличение фактически исполняемого действия с каким-либо эталоном. Второй уровень – это рефлексивный контроль. Если контроль первого уровня показывает, что действие соответствует образцу, эталону, но должного результата не дает, можно предположить, что дефект действия заключается не в самом действии, а в плане его осуществления. А чтобы это выяснить, необходимо знать объективные основания своих действий. Это уже более сложный вид контроля, так как он направляется не на внешние обстоятельства, а на сам образец, эталон, на то, что находится в сознании.

Задание А.

Тема: “Пересадка комнатных растений”.

Составьте последовательность пересадки комнатных растений и пересадите его.

1. Горшок помыть горячей водой с мылом.
2. Засыпать песок.
3. Извлечь растение из горшка.
4. Сделать в почвенной смеси углубление
5. Уложить на дно горшка черепок выпуклой стороной вверх.
6. Засыпать почвенную смесь.
7. Посадить растение.
8. Полить растение.
9. Посыпать слой мелких камешков или угольков.

Проверьте правильность написания последовательности пересадки растения.

1 .Извлечь растение из горшка.
2. Горшок помыть горячей водой с мылом.
3. Уложить на дно горшка черепок выпуклой стороной вверх.
4. Посыпать слой мелких камешков или угольков.
5. Засыпать песок.
6. Засыпать почвенную смесь.
7. Сделать в почвенной смеси углубление.
8. Посадить растение.
9. Полить растение.

Задание Б: Разгадай кроссворд.

По горизонтали: 1. Емкость с одним или несколькими дренажными отверстиями в дне (горшок); 2. Специальный цветочный столик, снабженный жестяным ящиком со сточной трубкой (жардиньерка); 3. Один из способов размножения комнатных растений (прививка); 4. Перенос комнатного растения в большую посуду с сохранением земляного кома (перевалка); 5. Цветочная композиция, посаженная внутри пластмассового или стеклянного сосуда (террариум).

По вертикали: 1. Емкость, в которую помещают несколько разновидных комнатных растений (контейнер); 2. Емкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которую ставят горшок (кашпо); 3. Смесь мелких камешков или угольков и крупнозернистого песка (дренаж); 4. Растение суккулент с мясистым стеблем (кактус).

Работа № 7 – Проект.

Внедрение в образовательный процесс метода проектов, открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность. В процессе работы над проектом развиваются организационные и рефлексивные способности. Школьники учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, что влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения. Основная цель проектов – контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и обще-трудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

В результате выполнения проектов у школьников воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределению и самореализации.

Проекты могут быть индивидуальные, групповые, коллективные. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе вклада каждого из исполнителей.

Возможные темы проектов:

“Комнатные растения и их роль в интерьере жилого дома”.

“Уход за комнатными растениями”. “Аранжировка цветов”.

Заключение.

  1. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся мышление, а следовательно, обучение развивающим.
  2. Систему обучения и контроля знаний необходимо выстраивать на выделении общих закономерностей, базовых знаний.
  3. Учащимся нужно давать не сумму знаний, а систему, формировать умения видеть в частном примере проявление общих закономерностей.

Литература:

  1. Анашина А.В. “Осторожно! Эти комнатные растения ядовиты!”, Начальная школа № 7, 2005, с. 66–70.
  2. Баранчикова Л.А. “Уход за комнатными растениями”, Начальная школа № 1, 2006, с. 62–64.
  3. Биология в школе. № 4, 1997.
  4. Гортинский Г.Б. и Яковлев Г.П. Целебные растения в комнате, М. “Высшая школа”, 1993.
  5. Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика трудового обучения, “Просвещение”, 2000.
  6. Павлова О.В. Технология.7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией Симоненко В.Д. / автор-составитель Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Семенов Д.В. “Комнатное цветоводство”. Биология №10, 2004, с.10–13.
  8. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Симоненко В.Д., Табурчак О.В., Синицына Н.В. и др.; под редакцией Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Графф, 2001.
  9. Хессайон Д.Т. Все о комнатных растениях. “Кладезь”, 1995.
  10. Школа и производство. № 2, 1999.
  11. Школа и производство. № 6, 2000.
  12. Школа и производство. № 4, 2001.