Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Спор поколений в Дорогой Елене Сергеевне (по пьесе Л.Разумовской и одноименному фильму Э.Рязанова)

Добавлено: 2015.05.20
Просмотров: 394

Павлова Елена Геннадьевна, заместитель директора по УВР

Цели:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитывающие:

Оборудование урока:

Словарь:

Проблематика – совокупность, круг проблем.

Прагматизм – направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты (греч. Pragma – действие).

Эгоцентризм – [лат. ego – я + centrum – центр] – характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции.

Авторы одними из первых предупредили: растёт очень сложное, неблагополучное поколение. Сегодня мы понимаем, что пьеса и фильм прозвучали как сигнал тревоги, поднимающий важные вопросы воспитания молодёжи, являющиеся актуальными и проблемными и по сей день.

Индивидуальность – неповторимая  совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой. Личность.

Эпиграфы к уроку (Приложение 2. Слайд № 2):

Пробить сердце – вот глубокое рассуждение, ибо что такое пробить сердце? Привить нравственность, жажду нравственности…  Ф.М. Достоевский

Поступы – плоды помыслов. Были разумны помыслы – будут хороши поступки. Б. Грасиан-и-Моралес

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И.В. Гёте

Ход урока

I.  Постановка целей и задач урока. (Приложение 2. Слайд № 3)

II. Вступительное слово учителя.

У каждого человека есть свои воспоминания о школе. Различия только в том, что у кого-то они хорошие, а у кого-то плохие. Тема о «трудных подростках» всегда актуальна, ведь дети – это наше будущее, и от них зависит то, как мы будем жить в будущем. Каждый человек задумывается о том, каким растёт его ребёнок. Поэтому пьеса Л.Н.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» оказалась сигналом тревоги: тревоги за наше будущее.

III. Сообщение первого учащегося о  жизни и творчестве  драматурга Л.Н. Разумовской.

Людмила Разумовская стала известной 21 год назад благодаря одной из первых своих пьес – «Дорогая Елена Сергеевна». С неё же началось знакомство с творчеством талантливого автора и у немецкого зрителя. Родившаяся в 1948 году в Риге и живущая в городе на Неве, Разумовская считается драматургом «новой волны». Не поступив на актёрский, Людмила Разумовская закончила театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, потом училась на Высших театральных курсах в Москве. В 1989 году был опубликован сборник её пьес «Сад без земли», куда вошла пьеса «Дорогая Елена Сергеевна». Первой, увидевшей свет рампы пьесой Людмилы Разумовской, была «Дорогая Елена Сергеевна». Александр Володин, приветствуя драматургию Л. Разумовской, отмечал в ней напряжённость стремительного действия, наличие сильных страстей и вечных понятий. В «Дорогой Елене Сергеевне» спор поколений идёт о коренных проблемах бытия, о смысле и цели жизни, об идеалах и соотнесении их с реальной действительностью. Драматург Людмила Разумовская – лауреат премии Российского авторского общества "Северная Пальмира", лауреат премии "Метрополь". В спектаклях по пьесам Разумовской играли такие выдающиеся актрисы, как Биби Андерсен (Швеция) и Марина Неёлова ("Дорогая Елена Сергеевна"), Светлана Крючкова и Лариса Малеванная ("Сад без земли"), Илзе Лиепа и Людмила Касаткина ("Ваша сестра и пленница"), Зинаида Шарко ("Владимирская площадь").  Пьеса "Дорогая Елена Сергеевна" только в Германии прошла более чем в ста театрах. Общее количество постановок по пьесам Людмилы Разумовской в мире перевалило за тысячу. Людмила Разумовская – автор сценария к последнему фильму выдающегося кинорежиссера Иосифа Хейфеца "Бродячий автобус".

(Приложение 2. Слайд № 4)

IV. Сообщение второго учащегося об истории создания пьесы «Дорогая Елена Сергеевна».

Согласно культурным обычаям брежневского застойного времени, начинающий драматург Л.Разумовская заключила с министерством культуры договор о написании пьесы о «трудных подростках». Тема была вполне «проходимая» и ничего дурного ни для кого не предвещала. Шло время, нужно было отрабатывать аванс,  и в легкомысленной голове автора сложилась завязка, требовавшая вполне определённого развития действия и доведения его до логического конца. Действие было доведено, и когда впоследствии приходилось слышать за спиной шептания: «какая маленькая женщина…какая смелая», – автору было смешно и неловко, ничего героического в своём акте она не видела. (Хотя на ковёр вызывали и грозные речи произносили). Когда осенью 80-го года на семинаре молодых драматургов в Дубулты впервые была прочитана пьеса  в присутствии других авторов и министерства культуры, она произвела эффект разорвавшейся бомбы.  Редакторы из министерства тут же открестились от пьесы, сделав вид, что такой нет и никогда не было. Но судьба распорядилась иначе – уже через год храбрые эстонцы поставили пьесу в Таллинне в Молодёжном театре. Это был дебют не только пьесы, но и автора. А спустя ещё год молодой режиссер Семён Спивак с благословения и при художественной поддержке главного режиссёра театра им. Ленинского комсомола  Г.  Опоркова поставил пьесу в Ленинграде. Не было конца «сдачам» спектакля и переделкам пьес. «Принимали», вернее, не принимали многочисленные инстанции, ведающие культурой, комсомольские, партийные и государственные. На одной из «сдач» присутствовали драматурги из Москвы и Ленинграда. И статья Виктора Сергеевича Розова в защиту пьесы на страницах «Литературной газеты» послужила ей лучшей рекламой. Пьесу  узнали  во  всей  стране,  и  везде,  где только местные партийные власти разрешали постановку, её ставили, и она шла с огромным зрительским успехом, вызывая большой общественный резонанс. Но это продолжалось не более года.

Спустя несколько лет после запрещения, в начале горбачёвской перестройки, о пьесе снова вспомнили. Эльдар Рязанов снял фильм с замечательной актрисой Мариной Неёловой в главной роли Елены Сергеевны, возобновились спектакли в театрах. Пьеса перелетела за рубеж. В течение последних десяти лет она была поставлена почти во всех европейских странах, а также в Америке и Канаде. Самый большой успех на её долю выпал в Германии, где, пожалуй, нет ни одного города, где ни шла бы «Дорогая Елена Сергеевна».   Может быть, не лучшая, но, безусловно, самая известная и громкая пьеса Людмилы Разумовской продолжает до сего дня идти на сценах разных стран мира.

V. Слово учителя о фильме знаменитого режиссёра Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна».   (Приложение 2. Слайд № 5)

Эльдар Рязанов – один  из лучших режиссёров нашей страны, потому что его фильмы пользуются огромной популярностью и на это есть ясное объяснение. Его фильмы – это маленькие кусочки из нашей жизни, и в каждом он показывает душу и сущность человека. Так же и в этой картине. Этот фильм считается самой драматичной и серьёзной из работ Эльдара Рязанова.

Фильм был снят в 1988 году на «Мосфильме». Сценарист: Людмила Разумовская.  Актёры: Марина Неёлова, Наталья Щукина, Фёдор Дунаевский, Дмитрий Марьянов, Андрей Тихомирнов.

Фильм незамысловатого сюжета, но с глубокой моралью о личности, совести, воспитании и перекосах советской действительности.

VI. Просмотр фрагментов художественного фильма и аналитическая характеристика героев пьесы.

а) слово учителя:

– Дома вы провели исследование первоисточников, на основе которых  группа энтузиастов-исследователей составила сравнительную таблицу текста пьесы и фильма, с которой и  предлагается вам познакомиться. Переверните листы, лежащие на партах.

б) беседа с учащимися:  (Сравнительная таблица)

Работа по таблице в течение всей беседы.

в) беседа с учащимися по трём эпизодам фильма:

г) аналитическая беседа о каждом герое:

Все четыре персонажа выписаны драматургом как индивидуалы, каждый  из них имеет яркие отличительные черты, представляет определённый социально-психологический тип, который отражает все негативные факторы того времени.

В конце пьесы каждый из них остаётся один. Они пришли вместе, а уходят поодиночке.

Ляля. Ляля, например, считает себя взрослой и самостоятельной девушкой, которая хочет получше устроиться в жизни и решать свои проблемы даже таким способом, тем не менее порывается несколько раз выбраться из квартиры учительницы.

Витя. Витёк, «потомственный алкоголик», на фоне всех остальных выглядит самым порядочным, если такое слово можно употребить. Сама Елена Сергеевна, пытается оправдать и выгородить его из этого окружения, указывая на его способности в рисовании в детстве и на то, что эти способности просто загубили.

Паша. Но Лялю и Виктора, ещё можно, на наш взгляд, исправить, но вот Пашу и, в особенности, Володю – нет. Паша требует много, при этом, ничего не отдавая взамен. Та же ситуация с Лялей, когда состоялся разговор между ней и Еленой Сергеевной, где Ляля призналась, что ищет более выгодную партию, чем Паша, и он её ударил. А когда через несколько часов Володя предложил ему очередной коварный план по поводу поиска ключа, он специально промедлил, понадеявшись на благополучный исход ситуации. Это говорит о том, что он не собирался вступаться за честь своей девушки или элементарно защитить женщину. Нет, таких чувств у него не возникло, именно поэтому он и остался на крыше (в фильме).

Володя. Самый выдающийся персонаж всей пьесы – это Владимир. Пойдя в квартиру учительницы, он не преследовал таких целей, как-то: заполучить ключ от учительской, убедить в необходимости подмены итоговых работ, показать различие между учительницей и ними – нет, ему нужно было доказать всем свои лидерские качества, почувствовать себя героем. Самое интересное, что ему это всё сошло с рук.

Цель прихода ребят заключалась в  получении ключа от учительской. Владимир использовал различные рычаги для достижения этой цели. Первоначально он пообещал перевести старую мать учительницы в лучшую больницу. Елена Сергеевна даже и не знала, как отблагодарить его за такую помощь, она ведь об этом и мечтать не могла, и пообещала ему, что поможет во всём. Но когда она узнала плату за такую услугу, несмотря на всю любовь к матери, она отказалась помогать ребятам. Далее Владимир запер её в квартире, так что она вообще не могла уйти от них, а Витёк обрезал телефонный кабель. Она осталась заперта в квартире. Несмотря на различные уловки и ухищрения Владимира, Елена Сергеевна не поддавалась. Но конфликт между ними уже начал назревать. Несколько раз порывалась уйти Ляля, Паша вместе с ней. Витёк вообще отказывался  обыскивать учительницу. Елена Сергеевна убеждалась в правоте своих мыслей о том, что она с этим поколением разговаривает на разных языках. 

Говоря в целом о героях и их морально-этической позиции, можно заметить тот факт, что на протяжении всей истории, пожалуй, у каждого, кроме Володи, возникало желание прекратить всё, извиниться и уйти. Каждый из них как отдельная личность, если их так можно назвать, может оценить всю неправоту своих поступков и остановиться.

Елена Сергеевна. (Цитаты называют ученики)

Следующие цитаты показывают жизненное кредо Елены Сергеевны:

VII. Заключительное слово учителя

Людмиле Николаевне удалось нащупать самые болевые, определяющие время тупиковые ситуации, самые жёсткие  трудноразрешаемые конфликты. «Школьная тема» приобретает в пьесе характер спора по основным проблемам, а именно (Приложение 2. Слайд № 9):

Сделаем выводы по таблице. (Приложение 2. Слайд № 10)

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Л. Разумовская беспощадна в своём произведении. Она видит жизнь такой, какая она есть. И не позволяет себе врать и утешать нас ложью. Она проводит своих героев сквозь страдания, в надежде, что именно эти страдания сделают их лучше.

В пьесе Л. Разумовской мы видим напряжённость стремительного действия, наличие сильных страстей и вечных понятий.

У Э.А. Рязанова получилась немного другая, но очень эмоциональная картина, после которой остаются яркие эмоции и которая является неплохим примером того, что надо хорошо обдумывать серьёзные поступки.

Главное, что хотел сказать нам режиссёр, – это то, что иногда мы не обдумываем до конца важность наших действий и не думаем о последствиях. Часто получается так, что средства совсем не оправдывают цели. И бывают ситуации, когда важнее сам процесс, чем результат.

Э. Рязанов явно поймал нерв эпохи. Смог в предельно аскетичной форме передать тревоги и ожидания времени, а также провидчески разглядел многие грядущие ужасы смутного времени в России (перестроечных лет).(Приложение 2. Слайд № 11)

Авторы одними из первых предупредили: растёт очень сложное, неблагополучное поколение. Пьеса и фильм прозвучали как сигнал тревоги, поднимающий важные вопросы воспитания молодёжи, являющиеся актуальными и  проблемными и по сей день.

VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося героя.

Написать рецензию на фильм «Дорогая Елена Сергеевна».