Загрузить презентацию (1022,28 КБ)
Цель: познакомить учащихся с храмами Клявлинского района.
Задачи:
Формирование УУД:
Предшествующая работа: занятие на тему «Золотые купола России», дети готовят сообщения о "Святынях Клявлинского района".
Материалы к занятию: карточки для самостоятельной работы, ватман для коллективной работы, детали храмов для коллективной работы, ножницы, клей, салфетки, аудиозапись духовной музыки, презентация.
Организация детей: дети поделены на две группы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Учитель. Здравствуйте, ребята. у вас на столах лежат кружочки жёлтого цвета нарисуйте в них тот смайлик, с каким настроение вы пришли на урок, и положите их на край стола.
2. Повторение изученного на предыдущих занятиях
1) Беседа
Учитель: С тех пор как наша Русь приняла веру христианскую люди стали молиться Богу. Где можно молиться Богу?
Дети: В любом месте.
Учитель: Но есть места, где молитва особенно важна.
Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!..Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной...
(Н.А. Некрасов)
В сравнении с гражданскими постройками храм – это «место неба на земле». он освящён Божественной благодатью и предстаёт для окружающих как частица Царства Небесного, ведь люди, посещающие церковные службы, приобщаются в храме к духовной жизни.
В память о великих событиях было принято возводить храмы, соборы, часовни.
Как можно догадаться, что перед нами не просто дом, а храм?
Дети: Есть купол, любой храм завершается крестом.
Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое храм, собор, часовня?
Дети:
Учитель: В память о чем или о ком строили храмы?
Дети: Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.
2) Работа по карточкам (Приложение 1)
Учитель: А теперь посмотрим, как вы запомнили внешние части православного храма, на что похожи купола и что это значит.
Теперь давайте проверим по таблице (Слайды 2,3)
(Дети выполняют самопроверку)
– Скажите, ребята, сколько куполов бывает у храма? (Слайд 4)
Дети. Число их может быть различно:
Учитель: Назовите мне, пожалуйста, самые известные храмы и соборы России. (Ответы детей)
Учитель: Молодцы, ребята, мы с вами уже много знаем о храмах, знаем названия известных в России храмов.
3. Сообщение темы занятия
Учитель: А теперь посмотрите на экран и скажите что там изображено? (Слайд 5)
Дети: Фотографии храмов.
Учитель: Они вам знакомы? Как вы думаете о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Дети: Это храмы нашего района.
Учитель: Правильно сегодня мы отправимся с вами на экскурсию и познакомимся с храмами , которые находятся совсем близко от нас , т.е. на территории нашего района.
4. Ознакомление с новым материалом
– А помогут мне ребята из вашего класса, которые будут нашими экскурсоводами.
Сообщения детей. (Приложение 2)
1. Храм в честь бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана в с. Борискино-Игар. (Слайд 6)
2. Храм в честь святого Михаила, Архистратига Божия в с. Старые Сосны (Слайды 7, 8)
3. Храм в честь святого Великомученика Димитрия Солунского в с. Клявлино (Слайды 9-10)
4. Храм во имя святого преподобного Александра Свирского в с. Степное Дурасово (Слайды 11-14)
5. Храм в честь Святителя Николая Чудотворца на ж.-д. ст. Клявлино (Слайд 15)
6. Храм в честь Рождества Христова в с. Старый Маклауш (Слайд 16)
7. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в д. Ерыкла (Слайд 17)
8. Храм в с. Сходнево (Слайд 18)
9. Казанская церковь в с. Иваново-Подбельское (Слайд 19)
2) Беседа
Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели действующие храмы нашего района и два разрушенных храма . Скажите вам бы хотелось, чтобы и эти храмы были восстановлены? (Ответы детей)
Учитель: А кто занимается восстановлением храмов? (Архитекторы, строители и художники-реставраторы)
5. Практическая работа детей
Учитель: Сейчас, ребята, представьте себя в роли художника -реставратора, и попробуете реставрировать один из разрушенных храмов нашего района
Весь рисунок будущего храма разделён на части. Каждый из вас вырежет свою частичку храма, и подумает к какой части храма она подходит, чем можно ее украсить, где расположить на общем панно, а в конце урока каждая группа соберёт части в единое целое, и мы все вместе увидим, каким может быть этот храм после реставрации и отгадаем, что это за храм.
(Практическая работа детей сопровождается аудиозаписью духовной музыки).
По окончании работы дети приклеивают свои части и получается храм.
Учитель: Вот мы и закончили работу. Давайте полюбуемся красотой и величием Храма. Как называется этот храм? Кому посвящен Храм? Где он находится? Как догадались?
6. Итог занятия
– А теперь давайте представим себя в роли новой профессии картографа и составим карту-план туристического маршрута "Святыни Клявлинского района".У каждой группы на столе есть карта района, отметьте на ней зелёным цветом действующие храмы, а красным разрушенные.
Давайте проверим. (Слайд 20)
Учитель: Как называются эти храмы? (Ответы детей)
7. Домашнее задание
– нарисовать храм вашей мечты;
– подобрать и выучить стихотворение о храме.
8. Рефлексия
Учитель: Ребята, возьмите кружочки с которыми работали в начале урока переверните их обратной стороной и на зеленом фоне нарисуйте своё настроение после урока.
Источники: