Цели урока.
Образовательные.
Развивающие.
Воспитательные.
Используемое оборудование: комплект параллелепипедов, мультимедиа проектор, ноутбук, чертежные инструменты, таблицы.
Этап урока-стадия | Задачи этапа | Содержание этапа, используемый прием | ||||
1 стадия. Вызов. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах | Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к получению новой информации. Постановка учеником собственных целей обучения. | “Не мыслям надобно учить, а учить мыслить”. Э. Кант Ход урока Ребята, сегодня мы откроем новое знание, связанное с прямоугольным параллелепипедом и для того, чтобы узнать тему урока вам придется выполнить следующее задание: найти значения выражений и в соответствии с выбранной буквой расположить ответы в порядке возрастания:
- Итак, получилось слово объем, значит, на этом уроке мы будем заниматься нахождением объема прямоугольного параллелепипеда. Историческая справка (слайды 2 и 3). Презентация В памятниках вавилонской и древнеегипетской архитектуры встречаются такие геометрические фигуры, как куб, параллелепипед, призма. Важнейшей задачей египетской и вавилонской геометрии было определение объема различных пространственных фигур. Эта задача отвечала необходимости строить дома, дворцы, храмы и другие сооружения. Однако древнему Востоку были известны в основном только отдельные правила, найденные опытным путем, которыми пользовались для нахождения объемов. В более позднее время, когда геометрия сформировалась как наука, был найден общий подход к вычислению объемов многогранников. - Что же такое объем и как найти объем прямоугольного параллелепипеда? Объем обозначается буквой V, потому что на латыни объём записывается так Volume, по первой букве этого слова и стали обозначать объём. (Cлайд 5) | ||||
2 стадия. Осмысление содержания На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах | - Получение новой информации. - Корректировка учеником поставленных целей обучения. | Работа с текстом. Прием “Инсерт”. Ребята, открываем учебник, внимательно читаем пункт 21 учебника и делаем пометки в тексте. Напоминаю, что обозначают значки: V - уже знал, + - новое, — - думал иначе, ? - не понял, есть вопросы. Читая второй раз, заполняем заранее приготовленную таблицу. Записи делаем краткие, используя ключевые фразы и слова.
После заполнения таблицы нужно ответить на вопросы для выявления затруднений: - можно ли сравнить объемы двух сосудов? - что такое измерения прямоугольного параллелепипеда? - можно ли считать куб прямоугольным параллелепипедом? - что такое кубический сантиметр, кубический метр? - как еще называют кубический дециметр? - Итак, мы узнали формулу объема прямоугольного параллелепипеда V= a b c и формулу объема куба V= а?. (Cлайды 7 и 8). Физкультминутка Раз – подняться на носки и улыбнуться. | ||||
3 стадия. Рефлексия. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах | - Размышление. - Рождение нового знания. - Постановка учеником новых целей обучения. | Практическая работа. Предлагается найти объем упаковки, имеющей форму параллелепипеда, из-под молока или сока (слайд 5). Каждый ученик подготовил к уроку заранее одну упаковку. - что нужно знать для нахождения объема? - длину, ширину и длину упаковки - верно! Производятся измерения. Вычисления записываются в тетради. Таблица единиц измерения объемов (слайд 9) мм3, см3, дм3, м3, км3 1 л = 1 дм3 1 см3 = 1000 мм? 1 дм3 = 1000 см3 1 м3 = 1000 дм3 1 км3 =1000000000 м3 Далее для закрепления полученных знаний проводится самостоятельная работа (слайд 10) с самопроверкой (слайд 11). При выполнении работы можно пользовать таблицей единиц измерения объемов:
| ||||
Проверь себя!
Подведем итоги урока, систематизируем полученные знания и составим схему. Объём — количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость, то есть объём внутреннего пространства сосуда, упаковочного ящика и т.д. | ||||||
В заключении учащимся предлагается назвать три момента (“метод три М”) которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Выставление оценок. Домашнее задание: составить синквейн на тему: “Объем прямоугольного параллелепипеда”. |