Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (образа действия, степени, сравнения.)
Ведущей задачей обучения русскому языку является развитие речи учащихся во всех ее формах – устной, письменной, диалогической, монологической. Именно в среднем звене (5–9-й кл.) закладываются основы грамотного письма. Известно, качество обученности, орфографическая зоркость, пунктуационные навыки, и, наконец, развитие речи учащихся оставляет желать лучшего. Тратится огромное количество времени, усилий, но, к сожалению, качество знаний улучшается ненамного. Поэтому возникает потребность искать новые способы и методы обучения русскому языку. С этой целью были разработаны уроки, где применялся нестандартный подход к моделированию уроков.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Класс был разделен на две группы, поскольку в данном учебном коллективе есть группа учениц, которая опережает остальных по качеству обученности, по восприимчивости нового материала. Для них урок был разработан отдельно. Для этой группы отдельно ставилась цель урока, что видно из учебного листа, отдельно определен объем учебного материала для освоения, отдельно отобраны задания, что они должны были выполнить за отведенное время. В конце урока данная группа должна была написать мини-сочинение на свободную или предложенную тему, состоящее только (максимально) из сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными образа действия, места, времени, причины и т.п. То, что не успели сделать за урок, оставалось на дом или на следующие уроки (в частности таблица). К учебному листу прилагались ответы, по которым самостоятельно проверялась правильность выполнения задания. Эффект был значительным. Группа справилась практически со всеми заданиями, в том числе был составлен рассказ, предложения в котором – только сложноподчиненные с придаточными обстоятельственными:
Когда пришла весна, наступили теплые дни. Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы.
Остальные учащиеся работали с учителем. Каждому был дан учебный лист, где была прописана цель урока, основные понятия, которые предстояло усвоить, задания различного характера. Материал, который использовался для объяснения новой темы (предложение для анализа) были одновременно записаны учителем на доске. Материал для закрепления новой темы носил творческий характер: а) дописать предложение так, чтобы получились предложения с придаточными образа действия, б) закончить начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными и т.п. Присутствовал среди заданий и взаимодиктант. Как итог урока послужила таблица, которую начали заполнять в классе на первом уроке по теме, и продолжилось заполнение дома и на последующих уроках. Нужно сказать, что при проверочных заданиях и на контрольных диктантах стало меньше пунктуационных ошибок. Постановка знаков препинания стала более осознанной.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (образа действия, степени, сравнения).
Цели:
ХОД УРОКА
1. Сообщение цели урока и порядка работы.
Учебный лист для первой группы
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Цели:
1. Для усвоения новой темы воспользуйтесь учебником, & 8, “Теорией 5–9”, & 215.
1) Проанализируйте предложения:
2) Укажите придаточные предложения и их значения. Раставьте знаки препинания с упр.68 (пред. 2–4). Упр.104, (пред. 1–2).
3) а) Задание на составление предложений. Упр.69. б) Составьте предложения по данным схемам.
[… так + глагол], (союзное слово как) [… такой + полн. прил.], что ( ).
4) Закончить начатые предложения, используя придаточные сравнительные.
Оделась елка в зимнюю шубу будто …
Звезды в небе мерцают как …
Снег блестит и сверкает на солнце словно …
Вокруг было так тихо как будто …
5) Составьте СПП (сопоставляя предметы и явления), используя союз чем…тем.
Ночь – звезды. Лена – Волга. Буран – опасность заблудиться.
6) Придумайте связный рассказ на свободную тему, используя придаточные обстоятельственные. (Времена года. Музыка. Картины родной природы. И т.д.)
Не забывайте о знаках препинания! Желаю успеха!
Предложенную таблицу заполните самостоятельно в течение данного и последующих уроков, отведенных на изучение данной темы.
Виды придаточных предложений | На какой вопрос отвечает придаточное предложение | Что поясняет придаточное предложение | Союзы и союзные слова, их значение | Указательные слова | Примеры |
Домашнее задание: Занести в таблицу данные о придаточных обстоятельствах, образа действия, степени, сравнения. & 8, & 215 (теория 5–9).
Закончить упражнение 68, 104.
Учебный лист для второй группы
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными. (Образа действия, степени, сравнения.)
Цели:
Знать и уметь: Определять главную и придаточную часть, границы частей, постановка запятых на границе частей, перед союзами.
ХОД УРОКА
1. Анализ предложений:
2. Допишите предложения так, чтобы получились предложения с придаточными образа действия:
3. Закончить начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные с придаточными сравнительными.
Вы не забыли про запятые?!
4. Взаимодиктант с последующей взаимопроверкой.
Предложенную таблицу заполните самостоятельно в течение данного и последующих уроков, отведенных на изучение данной темы.
Виды придаточных обстоятельственных | Вопросы | Союзы и союзные слова | Примеры |
Домашнее задание: & 8. Внести в таблицу данные о придаточных обстоятельствах образа действия, степени, сравнения. Упр. 68 (1–4 предложение), 104 (1–4 предложение)
5. Работа по учебным листам.
6. Отчет представителя первой группы о выполненной работе (мини-сочинение).
7. Подведение итогов, оценки.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: