Без бухгалтерии не обходится ни одно предприятие, фирма, компания, будь то детский сад или машиностроительный завод-гигант. Эта специальность входит в число самых востребованных. Однако, если раньше работодателю был нужен бухгалтер только с большим опытом работы и за минимальную зарплату, то в последнее время ситуация изменилась.
В современных экономических условиях возрастает потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах. В последнее время уделяется значительное внимание созданию условий для развития личности, повышения качества и уровня профессиональной подготовки.
Поиск путей повышения качества готовности специалистов к профессиональной деятельности привел к созданию деятельных технологий, направленных на моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе.
Учетные дисциплины, изучаемые в ходе подготовки специалиста-бухгалтера, такие как, "Бухгалтерский учет", "Налоги и налогообложение", "Аудит" и другие подвержены постоянным изменениям. Эти изменения вызваны реформированием бухгалтерского учета, введением новых законодательных актов в области учета и налогообложения, поэтому необходимо обучать студентов тому, как вести себя в новых условиях. Использование кейс-метода при изучении экономических дисциплин позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.
С методической точки зрения кейс - это специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики бизнеса [2].
Использование в учебном процессе кейс-метода позволяет развивать следующие навыки:
Аналитические. Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их.
Практические. Использование на практике методов и принципов.
Творческие. Поиск творческих решений в ситуациях, которые нельзя разобрать логическим путем.
Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
Социальные навыки. В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения [О.Г. Смолянинова Кейс - метод обучения экономике].
При создании кейса по своим предметам пользуюсь следующим алгоритмом:
1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами. На этом этапе преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы.
2. Организационная часть традиционна по своему содержанию и методике проведения.
3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом. Студенты на данном этапе занятия работают с учебно - методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации.
4. Проверка усвоения изученного материала. Так как студенты самостоятельно по кейсу изучают новый материал, необходимый для выполнения практического задания, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)
5. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс - методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом.
6. Дискуссия, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.
7. Оформление студентами итогов работы. На данном этапе происходит исправление замечаний, сделанных экспертной группой и преподавателем, внесение исправлений в чертежи. Наличие данного этапа не обязательно при условии правильного выполнения задания всеми группами. Можно совместить этот этап с дискуссией или подведением итогов.
8. Подведение итогов преподавателем. Этот этап также можно совместить с дискуссией. На этом этапе принимается коллективное решение проблемы, ситуации, поэтому студенты должны знать как, когда, в каком виде оформляется их решение.
План учебного занятия с применением кейс-метода
Мотивация: позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий; способствует активному усвоению знаний и навыков обработки и анализа информации.
Продолжительность занятия 45 минут.
Цели занятия:
Дидактические (образовательные):
Воспитательные:
Развивающие:
Учебное оснащение занятия:
Методическое обеспечение занятия:
Опережающее задание студентам: повторить теоретический материал по теме "Финансово - результативные показатели деятельности организации"
Хронологическая карта занятия
№ п/п | Этапы и содержание занятия | Время |
1. | Организационный этап | 2-3 минуты |
1.1 | Приветствие | |
1.2 | Определение отсутствующих на занятии | |
1.3 | Оценка готовности студентов к занятию | |
1.4 | Организация внимания | |
2. | Вступительная часть занятия | 2-3 минуты |
2.1 | Озвучивание темы занятия | |
2.2 | Постановка целей и задач | |
3. | Актуализация знаний. Повторение и закрепление пройденного материала. | 5-6 минут |
3.1 | Презентация материала по теме занятия | |
3.2 | Проверка усвоения материала (фронтальный опрос) | |
4. | Организационный момент выдачи кейса | 3-5 минут |
4.1 | Мотивация решения кейса | |
4.2 | Формирование микрогрупп | |
4.3 | Выбор экспертов. Объяснение экспертам их обязанностей | |
4.4 | Объяснение правил работы с кейсом | |
4.5 | Видеопредставление ситуации кейса | |
5. | Работа студентов в микрогруппе над кейсом | 10-12 минут |
5.2 | Изучение кейса студентами | |
5.3 | Обсуждение кейса | |
5.4 | Выбор наилучшего варианта решения заданий кейса | |
5.5 | Подготовка материала дискуссии | |
6. | Дискуссия | 10-12 минут |
6.1 | Представление студентами каждой микрогруппы своего варианта решения кейса | |
6.2 | Корректировка полученных данных | |
6.3 | Поиск оптимального решения проблемы | |
7. | Работа экспертов | 4-5 минут |
7.1 | Оценка работы каждого члена микрогруппы | |
7.2 | Оценка работы микрогруппы в целом | |
8. | Заключительная часть занятия | 2-3 минуты |
8.1 | Обобщение, выводы по теме занятия | |
8.2 | Оценка преподавателем работы студентов на занятии | |
8.3 | Выдача домашнего задания |
Литература: