Цель: знакомство учащихся с Гжельским народным промыслом, его истоками и современным развитием.
Задачи:
Компетентность: информационная, аспект – обработка информации, 2 уровень – систематизирование извлеченной информации в рамках заданной структуры.
Тип урока: урок усвоения нового учебного материала, формирование умений и навыков.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, игра.
Средства: речь, речь, литературный ряд, ЦОР, КОЗ (карточки для индивидуальной работы), тренировочный тест в программе Microsoft Excel.
Оборудование и материалы: компьютеры, проектор, наглядные пособия (изображения гжельской керамики), карточки для индивидуальной работы, инструкционные карты для прохождения тестирования, заготовки-листы в форме кувшина (на каждого ученика), краски, кисти, палитра, карандаши.
Структура урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства | Формы | Предполагаемый результат |
Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя стоя, проверяют готовность рабочего места к уроку. Садятся за парты. | Речь | Фронтальная | Учащиеся имеют все необходимые принадлежности для работы на уроке |
Мотивационный момент. Определение темы урока. Постановка цели урока. | “Загадаю я вам ребус, кто быстрей ответ найдет, тот первым и тему урока назовет”. Объявляет тему урока. | Слушают, решают ребус/ | Слайд 1 (Приложение 1) Литературный ряд Речь | Фронтальная | |
Задает вопрос: “А почему Гжель называют голубой?” | Объясняют, предполагают | Учащиеся высказывают различные варианты | |||
“Снежно-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми. Верно, сегодня на уроке вы индивидуально познакомитесь с искусством Гжельского народного промысла и его истоками, выполнив задание на карточках, оформите росписью “кувшин” и проверите свои знания, выполнив тест на компьютере”. | Слушают, воспринимают | Слайды 2, 3, 4 Речь | Настрой на работу | ||
Составление таблицы на усвоение понятий. Заполнение пропусков текста ключевыми словами. Актуализация знаний. | Предлагает учащимся выполнить задание на карточках. Зачитывает текст. | Смотрят, слушают, читают | Речь КОЗ (Приложение 2) Модельный ответ (Приложение 3) | Фронтальная Индивидуальная | Определены основные характеристики росписи Гжели |
Просит выбрать ключевые слова, характеризующие гжельскую керамику, заполняя таблицу, а также заполнить пропуски в тексте выбранными ключевыми словами. Определяет время работы. Контролирует работу учащихся. | Выбирают, анализируют, систематизируют, записывают, составляют. | ||||
Предлагает выполнить взаимопроверку, обменявшись в парах карточками, отмечая правильные ответы знаком “+” и неверные знаком “-“ Просит прочесть результат работы. Корректирует работу вместе с учащимися. | Слушают отвечающих, уточняют правильный ответ, Сравнивают ответы, корректируют | ||||
Просит вернуть карточки друг другу | Анализируют, сравнивают | ||||
Валеологическая пауза. Рефлексия. | Предлагает игру “Да-нет”, задавая вопросы по теме, запутывает учащихся, предлагая неверные варианты ответо. | Встают, двигаются, слушают, обдумывают действия и решения. Если “да” – хлопают в ладоши, если “нет” – топают ногами. | Речь Bгра | Фронтальная | Закреплены понятия, определения, касающиеся искусства Гжели в активной игровой форме |
Практическая работа | Предлагает выполнить роспись кувшина (заготовка-лист). Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Показывает, направляет. | Выбирают нужную цветовую гамму. Выполняют роспись. | Речь Слайд 5 | Фронтальная Индивидуальная | Закреплены умения и навыки выполнения росписи “под Гжель”. Расписаны заготовки, с имитацией Гжельской росписи. |
Проверочно-оценочный тест | Объясняет порядок выполнения теста на компьютере, обращая внимание на инструкционную карту. Уточняет время выполнения. | Слушают, анализируют, читают, выполняют тестовые задания на компьютере | Речь Инструкционная карта (Приложение 4) Тест (Приложение 5) | Фронтальная Индивидуальная | Закреплены и проверены знания. Получены отметки за работу на уроке. |
Итог урока | Подводит итог урока вместе с учащимися. Задает вопросы: “Что нового узнали на уроке? Какие задания были интересны? Выставляет отметки (результат тестирования). | Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ | Речь | Фронтальная | Познакомлены с искусством Гжели, ее истоками и современным развитием промысла. |