Цели занятия:
Организация и оборудование:
Предварительно в классе формируются творческие группы (2-3), которые занимаются подготовкой к конкурсу (выпуск газет, изучение материалов, посвященных творчеству поэта, эпохе, подготовка сценки по мотивам произведений А. С. Пушкина, худ. оформление, музыкальные произведения – оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Сказка о золотом петушке», «Полет шмеля», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Мазепа»). Жюри – учителя истории и литературы.
В ходе занятия группам будут предлагаться различные задания, правильность и быстрота выполнения которых оценивается жюри
Ход урока
Тема: «Пушкин – это наше всё!»
Эпиграф: «… и пока будет звучать на свете русский язык, будущие поколения… станут помнить имя Пушкина».
I. «Пушкин в жизни». (Блиц-опрос на скорость ответа)
II. «Крылатые пушкинские строки…» (закончить строку из стихотворения) – командам раздаются карточки для группового ответа.
III. Исторический раздел. Командам раздаются карточки с заданиями на знание хронологии, биографий деятелей пушкинской эпохи.
1 группа.
1 задание: Расположить в хронологическом порядке следующие события:
2 задание: Исторический портрет. О ком идет речь в приведенном тексте?
«Родился в семье отставного военного и бедного помещика, к концу жизни – граф, владелец крупного имения. Обучался у сельского дьячка грамоте и арифметике, позднее был отдан в шляхетский артиллерийский и инженерный корпус, где у него проявились способности к математике. Был приглашен к графу Н. И. Салтыкову преподавать артиллерию и фортификацию его сыновьям; Позже Салтыков рекомендовал его императору Павлу I, и с тех пор началась его государственная карьера. По признанию военных историков, его меры по реорганизации отдельных сторон жизни армии пошли на пользу и сыграли положительную роль в войне 1812-1814 гг. Его имя связывают с самым консервативным этапом в царствовании Александра I, но именно он составил самый прогрессивный проект ликвидации крепостного права».
2 группа.
1 задание. Расположить в хронологическом порядке следующие события:
2 задание. Исторический портрет. О ком идет речь в приведенных текстах?
«Он - знаменитый государственный деятель. Сын священника, ставший графом. Учился во Владимирской семинарии, а затем в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге, в которой по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затеи и философии. Позднее стал домашним секретарем князя А. Б. Куракина, увлекся взглядами Вольтера, Дидро. В эпоху Александра I вошел в состав реформаторов. Его идеи переустройства государственного управления были встречены обществом в штыки и практически не реализованы. Несколько лет находился в ссылке. В царствование Николая I участвовал в составлении «Полного собрания» и «Свода законов» Российской империи».
IV. «Они живут на Пушкинских страницах» (по отрывку из стихов и прозы угадать, о ком из исторических личностей идет речь). Блиц-турнир между командами на быстроту реакции.
V. «Что за прелесть эти сказки!» (игра по типу «Счастливый случай») – побеждает группа, давшая наибольшее количество правильных ответов за равные промежутки времени).
1. Где встретились Поп и Балда? (базар)
2. Что хотел посмотреть Поп на базаре? (товар)
3. Кто указал дорогу королевичу Елисею? (ветер)
4. Чем должен был питаться Балда у Попа согласно договору? (полбой)
5. Что получали соседи от царя Додона? (обиды)
6. Чем занимался муж сварливой старухи? (рыбачил)
7. Что является уроком для добрых молодцев? (намек)
8. Кто чахнет над златом? (Кощей)
9. Кого Балда назвал своим младшим братом? (зайца)
10. Кто обещал за своё спасение дорогой откуп? (рыбка золотая)
11. Какую смежную профессию имел Балда? (повар)
12. Что захотел устроить себе под старость царь Додон? (покой)
13. Кто ел за четверых, а работал за семерых? (Балда)
14. Какую хищную птицу подстрелил из лука князь Гвидон? (коршуна)
15. Чем ловил рыбу старик в море? (невод)
16. Что принес Балда от чертей Попу? (оброк)
17. Каков был рост Гвидона при рождении? (аршин)
18. С кем сражался Руслан на поле, усеянном костями? (с головой)
19. У него была шапка-невидимка (Черномор)
20. Этот фрукт послужил причиной смертного сна царевны (яблоко)
VI. «Друзья! Прекрасен наш союз!» (каждая команда должна назвать (написать) как можно больше лицейских друзей Пушкина, декабристов; поэтов- современников Пушкина)
Творческое задание (домашнее): инсценировать фрагмент из любого произведения (поэмы) Пушкина («Бахчисарайский фонтан», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и т. д.)
VIII. «Литература-истории» Командам раздаются тексты стихотворений «Клеветникам России» и «Моя родословная», которые должны быть проанализированы на предмет выделения в них реальных исторических фактов из истории России. (Это задание лучше давать в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов)
Заключительное слово учителя, жюри. Подведение итогов. Награждение победителей.
Эпитафия:
«Здесь Пушкин погребен,
он с музой молодой,
с любовью, леностью провел веселый век.
Не делал доброго,
однако ж был душою,
ей-богу, добрый человек»
ВСЁ!
Можно добавить литературного колорита, дав задание на составление «галереи» пушкинских художественных образов – кто больше (Дубровский, Пугачев, Онегин и т. д. В классах лицейского или гимназического уровня (или там, где ведется МХК) можно добавить вопросы, связанные с историей культуры и быта соответствующего периода, например: