Этап | Время | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма работы | Используемый материал (ТСО) |
1. Оргмомент | 3 мин. | Пробудить интерес; Активизировать группу, дать им возможность целенаправленно думать, структурировать последующий процесс изучения материала. | Учитель зачитывает стихотворение: Возьму канву, к примеру цвет любой – Вы согласны с автором стихотворения? | Дети отвечают на вопрос индивидуально или хором. | Коллективная | Слайд № 1 |
2. Актуализация знаний | 2 мин. | Актуализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме | Беседа: – Какие виды вышивки вы знаете? – Как вы можете сформулировать тему урока? | Учащиеся называют известные им виды вышивки (Крест, гладь, атласные ленты, ришелье) Учащиеся пытаются назвать тему урока | Коллективная | Слайды № 2,3 |
3. Изучение нового материала | 15 мин. | Познакомить учащихся с особенностями вышивки лентами | Иллюстрированный рассказ: Учитель:Вышивание распространенный вид декоративно-прикладного творчества. Издавна вышивка украшала одежды человека и тканьевые изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, занавески, салфетки. Для женщины-матери и хозяйки – вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности с пользой для семьи и дома. – У вас в быту используются вышитые изделия? Учитель: Вышивка всегда привлекала женщин различных сословий: вышивали как крестьянки так и женщины высшего общества. Учитель: Необходимо отметить, что вышивкой украшали не только домашнюю утварь и одежду, но и церковную одежду. Учитель: Учитывая то обстоятельство, Российская империя имела большую территорию и добывались различные природные богатства, особое место занимает вышивка речным жемчугом. Учитель: Еще в древности люди использовали для различных нужд узкие полоски ткани, а также с помощью ярких, красивых лент мастера отделывали и украшали одежду, мебель, занавески, скатерти, салфетки. – Вспомните, где в быту вы встречали ленты? Учитель:Верно, в последние годы все отчетливее наблюдается тенденция декорирования изделий вышивкой, выполненной в ручную. Вышивка шелковыми лентами – аналог вышивки нитками. В ней применяются стежки крестом, гладь и переплетение. Лента давно используется в быту и является элементом декорирования. Она имеет гладкую структуру, блеск. Благодаря ленте можно создать образцы декоративно-прикладного творчества. | Учащиеся слушают рассказ и отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся слушают рассказ учителя.
Учащиеся слушают рассказ учителя.
Учащиеся слушают рассказ учителя.
Учащиеся слушают рассказ учителя и отвечают на вопрос (в отделке детской одежды, в отделке народных костюмов, подарок перевязывают лентами, новогодние шары оформляют лентами, переплетают свадебный букет и украшают машины, из лент делают закладки для книг) | Индивидуальная | Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайды № 8,9,10
|
4. Подготовка к практической работе | 8 мин. | Повторение ранее изученного материала в начальной школе и комментарий по поводу инструментов, материалов и приспособлений необходимых для вышивки атласными лентами | – Какие вы знаете инструменты, материалы и приспособления необходимые для вышивки? Учитель:Вы совершенно правильно назвалиинструменты, материалы и приспособления. Но есть свои особенности при вышивке атласными лентами. Обычно вышивают на канве, но могут использовать и другие изделия, на которых хотят выполнить вышивку; ленты могут использоваться атласные или капроновые, ширина от 3 мм до 5 см.; пяльцы могут быть от 25 см. до 45 см. закрепляя ткань нужно следить за тем, чтобы она не провисала; основное требование к иглам – наличие у них широкого ушка, через которое легко бы проходили бы ленты; необходимо использовать и простые иглы для закрепления лент в узоре; булавки используют для закрепления кальки на канве или ткани при копирования рисунка, для фиксации ленты; нитки хлопчатобумажные или шелковые для закрепления лент. Могут использоваться бусины, бисер для декорирования вышивки. Кроме того используются в работе игольницы, карандаши и маркеры, калька, ножницы, наперсток, соломинки для коктейля и шило. Учащиеся читают правила приведенные на слайде и анализируя из соглашаются или нет с утверждением. | Ученики отвечают на вопрос учителя: наперсток, нитки, пяльцы, иглы, канва, ножницы.
Учащиеся слушают рассказ учителя | Индивидуальная | Слайды № 11-12 Слайды № 13-14 |
5. Физминутка | 2 мин. | Создание условий для психо-эмоциональной разгрузки у учащихся | Учитель показывает движения детям. | Дети повторяют движения и слова за учителем. | Коллективная | Слайд №15 |
6. Практическая работа | 15 мин. | Развитие умения работать с инструкционными картами и привитие аккуратности. | Учитель: Приступая к работе с лентами необходимо освоить прием закрепления нити в начале и в конце работы. (используя слайд, комментируются этапы выполнения). Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж. Учитель: Продолжим наше знакомство с ручными стежками и это шов «Петля» (используя слайд, комментируются этапы выполнения). Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж. | Учащиеся прослушав инструктаж по правилам выполнения закрепления нити в начале и в конце работы самостоятельно выполняют работу, используя инструкционные карты №1 и №2 Учащиеся, прослушав инструктаж по правилам выполнения шва «Петля» самостоятельно выполняют работу, используя инструкционную карту №3. | Индивидуальная | Слайды № 16 и №17
Слайды № 18 и №19 |
Перемена | ||||||
7. Практическая работа | 16 мин. | Развитие умения работать с инструкционными картами и привитие аккуратности. | Учитель:Сегодня мы изучим еще один шов, и называется он «Французский узелок», (используя слайд, комментируются этапы выполнения). Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж. Учитель:Следующий шов, который мы с вами рассмотрим, это «Стежок с завитком прямым и смещенным», (используя слайд, комментируются этапы выполнения). Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж. | Учащиеся, прослушав инструктаж по правилам выполнения шва «Французский узелок» самостоятельно выполняют работу, используя инструкционную карту №4. Учащиеся, прослушав инструктаж по правилам выполнения шва « Стежок с завитком прямым и смещенным » самостоятельно выполняют работу, используя инструкционную карту №5. | Индивидуальная | Слайды № 20 и №21
Слайды № 22 и №23 |
8. Физминутка | 2 мин. | Создание условий для психо-эмоциональной разгрузки у учащихся. | Учитель показывает движения детям. | Дети повторяют движения и слова за учителем. | Коллективная | Слайд № 24 |
9. Практическая работа | 15 мин. | Развитие умения работать с инструкционными картами и привитие аккуратности | Учитель: Очень интересно выполняется и выглядит в готовых изделиях элемент «Плетенка», (используя слайд, комментируются этапы выполнения). Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж. Учитель: В заключении мы с вами рассмотрим еще один элемент, который называется «Листик» (используя слайд, комментируются этапы выполнения). Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж. | Учащиеся, прослушав инструктаж по правилам выполнения элемента «Плетенка», самостоятельно выполняют работу, используя инструкционную карту №6. Учащиеся, прослушав инструктаж по правилам выполнения элемента «Листик», самостоятельно выполняют работу, используя инструкционную карту №7. | Индивидуальная | Слайды № 25и №26 Слайд № 27 |
10. Обобщение изученного материала | 4 мин. | Обобщить изученный материал | Учитель: На уроке мы с вами рассмотрели основные швы, которые применяются в работе с атласными лентами. На их основе можно создавать цветочные композиции. Учитель демонстрирует образцы вышитых картин. Вопрос к учащимся: какие цветы вы выполнили бы на основе изученных швов. | Учащиеся рассматривают предложенные картины и отвечают на вопрос учителя. | Коллективная | Слайд №28 |
11. Рефлексия | 4 мин. | Определить настроение учащихся в конце урока, степень удовлетворения уроком | Учитель: – Понравилось ли вам работать с атласными лентами? – Легко или трудно было вам работать с лентами? – Выполнение какого элемента понравилось больше всего? – У вас на рабочих столах лежат ленты трех цветов: красные, оранжевые и синие, поднимите ленту того цвета, какое у вас настроение после проведенного занятия. (Красный – отличное; зеленый – хорошее; желтый – плохое). | Учащиеся отвечают на вопросы учителя и поднимают ленту в соответствии со своим настроением. | Индивидуальная Коллективная | Слайд 29 |
12. Итог урока. Домашнее задание | 4 мин. | Подведение итогов урока. | Учитель: Выполнить творческое задание: используя изученные швы, выполнить цветочную композицию. Определите свою оценку за сегодняшний урок. | Учащиеся записываю домашнее задание в дневники, и выставляют себе оценку за выполненные практические задания. | Коллективная | Слайды № 30 и № 31 |