Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит – может способствовать развитию учебной мотивации. А.В. Луначарский в книге «Основные принципы единой трудовой школы» писал: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным: трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки». Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.
Актуальность данного опыта заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.
Мотивация – это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности.
Уровни развития учебной мотивации:
Мотив учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
МОТИВЫ | ПРОЯВЛЕНИЕ | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | 1. Широкие: | ·реальное успешное выполнение учебных заданий; ·положительная реакция на повышение трудности задания; ·положительное отношение к необязательным заданиям; ·интерес к результату работы, оценке учителя; ·обращение к учебным заданиям на перемене. |
2. Учебно-познавательные: | ·самостоятельное обращение к поиску различных способов выполнения задания; ·анализ способов выполнения заданий; ·интерес к теоретическому содержанию материала; ·анализ собственных ошибок; ·самоконтроль. | |
3. Самообразования | ·умение рационально использовать свой труд; ·чтение дополнительной литературы по предмету; ·посещение кружков, факультативов по предмету; ·обучение в учреждениях дополнительного образования; ·понимание общей значимости учения. | |
СОЦИАЛЬНЫЕ | 1. Широкие: | ·ответственное отношение к учению; ·желание быть в будущем полезным обществу. |
2. Узкие: | ·желание получить одобрение со стороны учителей, родителей и одноклассников; ·желание быть первым, занять достойное место среди товарищей; ·избегание неприятностей. | |
3. Сотрудничества: | ·сочетание личных интересов и общественных; ·желание научиться различным формам совместной деятельности. |
Мотивация учащихся отражается:
Управление развитием мотивации позволяет учителю:
Направления деятельности:
Задачи педагогической деятельности:
В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности:
Цель: создание условий для развития познавательных и социальных мотивов учащихся.
Содержание деятельности:
I этап. Создание исходной мотивации.
Цель: вызвать мотивацию овладения новыми знаниями.
На данном этапе у учащихся фиксируются мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой, изучили культуру Древней Греции). Вызываются мотивы относительной неудовлетворенности. (Но существует не менее важная для нас, живущих в России, тема – культура Древней Руси). Усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность. (Знания по этой теме понадобятся вам на уроках истории, литературы, технологии, в будущих профессиях – например, дизайнер одежды и интерьера).
Результат: для каждого ученика созданы условия развития широких познавательных мотивов.
II этап. Этап усиления мотивации.
Цель: вызвать мотивацию овладения приемами выполнения заданий.
На этом этапе используются чередование различных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные или отрицательные эмоции, удовлетворенность или неудовлетворенность результатом деятельности. Активизируется познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке. Например, при изучении темы «Интерьер русской избы» некоторые ученики выполняют только наброски домашней утвари, мебели т.д., а наиболее сильные создают интерьер всего помещения.
Результат: каждый ученик имеет возможность применить полученные знания и отработать художественные навыки.
III этап. Этап закрепления учебной мотивации.
Цель: вызвать мотивацию самостоятельного овладения знаниями, их применения.
На этом этапе важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятий возникла позитивная установка на дальнейший процесс обучения, т.е. Положительная мотивация перспективы. Усиливается оценочная деятельность самих учащихся в сочетании с дифференцированной оценкой учителя.
Полученные в ходе изучения темы знания используются при иллюстрировании русской былины «Садко». Для выполнения этой работы необходимо иметь представление о том, как выглядели древние русские города, одежда и обувь славян. Учащиеся рисуют древние ладьи, дружину Садко в военном облачении и т.д. На этом уроке подводится итог изучения всей темы, есть возможность оценить полученные знания.
Результат: для каждого ученика созданы условия развития социальных мотивов и мотивов самообразования.
Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены все усилия педагога. В свете решения этой задачи планируется структура урока, используются различные формы обучения, тщательно продумываются методы и приемы подачи учебного материала. Решению этой проблемы помогает использование игровых технологий на уроке.
Как заметил замечательный педагог В.А.Сухомлинский, «игра – не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений. Игра делает жизнь более радостной, счастливой, воспитывает творческое отношение к действительности, повышает работоспособность. Там, где нет игры, жизнь становится однообразной и скучной». Для успешного развития самостоятельности, инициативы и творчества в процессе обучения, необходимо применение различных методов работы, в том числе и игры.
Задачи и игры, предлагаемые учащимся на уроках, должны быть им доступны. Но что считать критерием доступности? Если какая-либо игра или головоломка предназначена, к примеру, для пятиклассников, то значит ли это, что каждый пятиклассник обязан с ней справиться? Конечно, нет. Для одних она может оказаться слишком сложной, для других – доступной. Поэтому определить точно, для какого возраста та или иная задача, очень трудно, а иногда невозможно. Однако это относится не ко всем задачам, а только к тем, которые основаны на сообразительности, наблюдательности, памяти, пространственном воображении. В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, все обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, и в этом случае легко определить, учащимся какого класса следует адресовать ту или иную задачу. Используя занимательные задачи, головоломки, игры в обучении, педагог должен помнить некоторые правила:
Интерес к играм, решению задач, требующий напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры необходимо постепенно, не оказывая давления. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.
Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения, навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Здесь учителю надо проявлять величайший такт и осторожность.
В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревновании возрастает активность учащихся, их воля к победе.
Обычно, когда дети решают головоломку, они прибегают к методу проб и ошибок, перебирая различные варианты. Этот момент игры особенно важен, так как начинается интенсивная работа мысли. Поэтому в этот период необходима помощь и поддержка взрослого, его пояснения и рекомендации. Иногда может быть полезна даже подсказка, помогающая найти правильное решение.
Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получении информации об успехах те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, наоборот, склонны переоценивать свои успехи.
Занимательные задачи и головоломки, используемые на уроках изобразительного искусства, развивают пространственные представления (образы памяти, образы воссоздающего и творческого воображения, конструкторские способности, навыки выполнения графических изображений). Практический опыт подтверждает, что решение задач-головоломок вызывает большой интерес у учащихся, а тот, кто имеет навык решения таких задач, лучше представляет форму предметов по минимальному количеству изображений, быстро и правильно читает чертежи, схемы и другие графические материалы. При самостоятельном решении задач вырабатывается внимательность, настойчивость, умение преодолевать трудности – качества, необходимые в практической деятельности человека. Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций, учитель может быть уверен в эффективности и результативности обучения. Ведь материал усваивается учащимися непринужденно, и имеет сильную степень запоминания, позволяя на каждом уроке изобразительного искусства фантазировать, изобретать, творить. Кроме этого интерес к предмету возрастает, а страх предстоящей работы уходит. Предлагаемые задачи и головоломки по изобразительному искусству могут использоваться для проведения уроков, классных часов, викторин.
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Методическое обеспечение блока уроков по теме культуры Древней Руси: разработка блока уроков «Путешествие в Гардарики», компьютерный диск презентаций по теме.
Методическое обеспечение темы «Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства»: разработка «Сборник занимательных и логических задач, кроссвордов, ребусов, головоломок и тестов по изобразительному искусству».