Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Географические диктанты как форма проверки и обобщения знаний

Добавлено: 2015.03.17
Просмотров: 241

Зизевских Людмила Эмильевна, учитель географии Шатилова Тамара Андреевна, учитель географии

Цели и задачи:

1. Развивать автоматизированные навыки при осмыслении определенной информации.
2. Умение сравнивать и сопоставлять, находить пути решения проблемных ситуаций.
3. Осуществлять творческий подход к решению поставленных задач.
4. Приводить в систему полученные знания.
5. Совершенствовать мыслительную деятельность (воспоминание, рассуждение, сопостав-ление, умозаключение).

Оборудование: Для работы нужны листы бумаги в клеточку.

Ход работы: На доске написаны варианты с указанием заданий. Учитель проводит инструктаж по выполнению работы. Утверждающий ответ ? клетка обводится в виде буквы П. Не утверждающий ответ ? ставится прочерк. Клетки заполняются по порядку, без пропусков. Учитель проверяет работы при помощи шаблона, чем достигается быстрота проверки. В работе используется столько клеток по горизонтали, сколько утверждений диктует учитель.

7-й класс. Географический диктант. Обобщение знаний по теме “Европа”. Учебник “География. Страноведение” под редакцией О. А Климановой

С какой территорией Европы связаны эти утверждения?

1 вариант: Северная Европа;
2 вариант: Средняя Европа;
3 вариант: Восточная Европа;
4 вариант: Южная Европа.

1. Здесь расположен Скандинавский полуостров.
2. На территории этого региона Европы находится Апеннинский полуостров.
3. Вдоль западной границы России расположены страны, которые относятся к этому региону Европы.
4. Французская Республика ? одна из самых больших стран этого региона Европы.
5. В состав этого региона входят государства, образовавшиеся после распада Советского Союза.
6. Румыния – самая большая из стран этой части Европы.
7. В Балтийском море, у берегов Европы возвышаются шхеры.
8. Здесь расположена самая высокая вершина Альп – гора Монблан.
9. Омывается теплым Средиземным морем.
10. Эта часть Европы расположена в зоне субтропического пояса.
11. В центре Европы находится крупнейшая по численности населения этой части света – Германия.
12. В этой части Европы есть очень красивые города, настоящей жемчужиной по праву считается Прага.
13. Самое маленькое по площади государство мира.
14. В пределах этой части Европы расположены средневысотные горы Судеты и Карпаты.
15. Огромную роль в жизни этого региона Европы играют реки Рейн и Эльба.
16. Самая южная страна этой Европы – Дания.

Ключ к проверке:

1 вариант П._._._._._.П._._._._._._._._.П
2 вариант _._._.П._._._.П._._.П._._._.П._
3 вариант _._.П._.П._._._._._._.П._.П._._
4 вариант _.П._._._.П._._.П.П._._.П._._._

Критерии оценки работы: на “5” – 1 ошибка, на “4” – 2-3 ошибки, на “3” – от 4-х до 7-ми ошибок.

8-й класс. Географический диктант. Сравнительная характеристика по теме: “Природно-хозяйственные зоны”

1 вариант: тундра, лесотундра;
2 вариант: тайга;
3 вариант: смешанные и широколиственные леса;
4 вариант: лесостепи и степи;
5 вариант: полупустыни и пустыни

Учитель диктует утверждения:

1. Зона расположена на берегу Каспийского моря.
2. Многочисленные озера в виде блюдец.
3. Господствуют полынно-злаковые сообщества.
4. Мало выпадает осадков.
5. В растительности преобладают хвойные деревья.
6. Главное занятие населения оленеводство.
7. Хлебница нашей страны.
8. Облик ландшафта – булгуняхи.
9. Сегодня здесь добывают газ.
10. Основное направление в хозяйстве молочное и мясное животноводство.
11. Можно часто встретить стада пасущихся овец и верблюдов.
12. Только на Дальнем Востоке можно увидеть в лесных массивах виноград, лимонник, встретить тигра.
13. То здесь, то там встречаются островки леса “колки”.
14. Когда-то она прославила Россию тучными черноземами.
15. Здесь по количеству видов преобладают пресмыкающиеся.
16. В заповеднике можно встретить зубра.

Ключ к проверке:

1 вариант _;_;_;П;_;П;_;П;П;_;_;_;_;_;_;_
2 вариант _;_;_;_;П;_;_;_;_;П;_;_;_;_;_;_
3 вариант _;_;_;_;_;_;_;_;_;_;_;П;_;_;_;П
4 вариант _;П;П;П;_;_;П;_;_;_;_;_;П;П;_
5 вариант П;_;П;П;_;_;_;_;_;_;П;_;_;_;П;_

Критерии оценки работы: на “5” – 1 ошибка; на “4” – 2-3 ошибки; на “3” – от 4-х до 7 ошибок.

9-й класс. Географический диктант. Тема: “Европейская часть России. Повторение”. Учебник под редакцией А.И. Алексеева “Хозяйство и географические районы”

1 вариант: Центральная Россия;
2 вариант: Северо-Западный район;
3 вариант: Европейский Север;
4 вариант: Поволжье;
5 вариант: Северный Кавказ;
6 вариант: Уральский район.

Учитель диктует утверждения:

1. Территория граничит с Белоруссией.
2. В этом районе находится незамерзающий порт.
3. Район граничит с Казахстаном.
4. Этот экономический район омывается двумя морями.
5. На заводах этого района производят самое известное в мире оружие – автомат Калашникова.
6. В районе расположено крупнейшее озеро Европы.
7. Главной осью этого района является самая длинная река Европы.
8. В состав этого региона входят три экономических района.
9. Проходит туристический маршрут “Золотое кольцо” России.
10. Самый многонациональный район России.
11.Самый городской район страны.
12. Самый большой по площади район Европейской части России.
13. Район омывается южными морями России.
14. В этом районе расположены три города миллионера.
15. Эта территория стала ядром Российского государства.
16. Является главным автомобильным центром страны.
17. Отделяет Европейскую Россию от Азиатской.
18. Множество озер, но выделяются пять больших озер России.

Ключ к проверке:

1 вариант П;_;_;_;_;_;_;П;П;_;_;_;_;_;П;_;_;_
2 вариант П;_;_;_;_;П;_;_;_;_;П;_;_;_;_;_;_;П
3 вариант _;П;_;П;_;_;_;_;_;_;_;П;_;_;_;_;_;_
4 вариант _;_;П;_;_;_;П;_;_;_;_;_;_;П;_;П;_;_
5 вариант _;_;_;П;_;_;_;_;_;П;_;_;П;_;_;_;_;_
6 вариант _;_;П;_;П;_;_;_;_;_;_;_;_;_;_;_;П;_

Критерии оценки работы: на “5” – 1 ошибка, на “4” – 2-3 ошибки, на “3” – от 4-х до 7-ми ошибок.

10-й класс. Географический диктант. Тема: “Особенности положения, природы и экономики Китая, Японии, Индии”

1 вариант: Китай;
2 вариант: Индия;
3 вариант: Япония.

Учитель диктует утверждения:

1. Занимает полуостров Индостан.
2. Столица – Пекин.
3. Главная сельскохозяйственная культура – рис.
4. Островное государство.
5. Многонациональное государство.
6. Столица – Токио.
7. Национальная одежда – сари.
8. На гербе изображена хризантема.
9. Много пустынь.
10. Промышленно развитая страна.
11. Здесь изобрели порох, бумагу.
12. Добывают много драгоценных камней.
13. Столица – Дели.
14. Занимает 1 место в мире по продаже автомобилей.
15. Самая населенная страна в мире.
16. Работает над программой “Солнечный свет”.
17. Долгое время была в самоизоляции.
18. Бывшая колония Великобритании.
19. Занимает 1место в мире по производству хлопчатобумажных тканей.
20. Ввозит 90% природных ресурсов.
21. Имеет самую высокую продолжительность жизни.
22. Производит много лекарственных препаратов.
23. Осадки приносят муссоны.

1 вариант: _;П;П_;_;_;_;_;П;П;П;_;_;_;П;_;_;_;П;_;_;_;П
2 вариант: П;_;П;_;П;_;П;_;_;П;_П;П;_;_;_;_;П;_;_;_;П;П
3 вариант: _;П;П;_;П;_;П;_;П;_;_;_;_;П;_;П;П;_;_;П;П;_;П

Критерии оценки работы: на “5” – 1 ошибка, на “4” – 2-3 ошибки, на “3” – от 4-х до 8-ми ошибок.