Изменения, происходящие в российском обществе на современном этапе требуют от образования большего внимания удовлетворению потребностей личности в саморазвитии, формированию у подрастающего умений анализировать возникающие проблемы, принимать решения и вырабатывать критерии их правильности. Возрастающая международная интеграция труда и рабочей силы ведет, с одной стороны, к острой заинтересованности самой личности в получении образования на уровне мировых стандартов, а с другой, – к конкурентоспособности учебных заведений, их выживаемости только при условии высококачественной работы, заботы о собственном престиже, рекламы своей деятельности.В условиях рыночной экономики важнейшей проблемой педагогики является качество образования – сложная междисциплинарная категория, отражающая различные составляющие процесса оценки подготовки выпускников (их соответствия требованиям общества, экономики), технологии образовательного процесса, управления системой образования и ее отдельных подсистем.
В связи с обновленными требованиями к выпускникам учебных заведений, внедрением новых технологий обучения, предоставлением им широких прав в формировании содержания образования, создании гибких образовательных систем проблема оценки управления качеством становится приоритетной. Это вызывает необходимость пересмотра организационно-методических возможностей самих образовательных учреждений.
Любой учитель, в том числе и учитель экономики, направляет свои усилия на решение одной из основных задач – достижение максимальных результатов при минимуме учебного времени на изучение большого объёма учебного материала. Сегодня обучающиеся не могут быть пассивными участниками образовательного процесса. Для того, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому материалу, педагог должен развивать у них познавательные и мыслительные процессы, используя активные методы обучения.
Практика показывает, что определенная роль в этом, на наш взгляд, принадлежит структурно-логическим схемам, которые придают процессу преподавания большую конкретизацию и организованность [3].
Структурно-логические схемы являются одним из средств наглядных методов обучения. Их влияние на функции учителя и обучающегося представлено в таблице.
Таблица
Влияние структурно-логических схем на педагога и ученика [1, 3, 4].
Назначение структурно-логической схемы |
|
Функции педагога |
|
Функции ученика |
|
Условия успешного применения |
|
Представленные структурно-логические схемы (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3) являются методическим сопровождением учебника «Основы экономической теории» для 10-11 классов профильной школы и призваны помочь учителю в подготовке к урокам по теме «Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов» [2].
Источники и литература:
1. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) / В.С. Кукушин. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 368 с.
2. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования / Под ред. С.И. Иванова. – 9-е изд., с изм., В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 320 с.
3. https://metodic-school.ru/?link=12078.4
4. https://metodic-school.ru/?link=12078.5