Пояснительная записка к факультативному курсу.
Данная программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Она содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания учащихся, полученные в 10 классе. Программа предусматривает теоретический материал посредством обобщающих бесед и лингвистического анализа текстов. Работа по орфографии, пунктуации в значительной мере ведётся параллельно с работой над текстом. Одно из главных мест в программе занимает работа над стилями речи. Этот материал имеет ярко выраженную практическую направленность. Именно подготовка к экзамену по русскому языку в тестовой форме (задания типа “С”) даёт шанс приобрести необходимую языковую и риторическую эрудицию, ориентирует на интерпретацию текстов разных стилей и написание рецензии.
Итак, данная программа по русскому языку формирует следующие компетенции:
Цель программы:
Задачи программы:
Тематическое планирование.
№ занятия | Наименование тем изучения | Количество часов | |
1. | Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку. | 1 ч. | |
2. | Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (морфология, синтаксис). | 1 ч. | |
3. | Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку ( фонетика и орфография). | 1 ч. | |
4. | 4. Орфография: глагол и его формы; гласные в суффиксах, правописание –не и –ни, -н и –нн. | 1 ч. | |
5. | Словообразование, слитное или раздельное написание слов, языковые нормы языка. | 1 ч. | |
6. | Языковые и грамматические нормы языка. | 1 ч. | |
7-8 | Синтаксис и пунктуация (простое и сложное предложение). | 2 ч. | |
9. | Синонимика простых предложений с обособленными определениями и с придаточными определительными. | 1 ч. | |
10 | Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. | 1 ч. | |
11. | Языковые нормы языка. Использование нормированной лексики. | 1 ч. | |
12. | Лексические нормы языка. Паронимы. | 1 ч. | |
13. | Типы грамматических ошибок. | 1 ч. | |
14. | Разбор заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи. | 1 ч. | |
15-16. | Разбор зданий ЕГЭ, связанных с анализом текста. Часть “С” (типы речи, стили речи) | 2 ч. | |
17. | Работа с основной мыслью текста. | 1 ч. | |
18. | Определение основной мысли текста в публицистических и научных текстах (разбор заданий “С” из ЕГЭ). | 1 ч. | |
19. | Определение основной мысли текста в художественном и разговорном стилях речи (разбор заданий “С” из ЕГЭ). | 1 ч. | |
20. | Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли. | 1 ч. | |
21-22. | Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. | 2 ч. | |
23-24. | Анализ изобразительно-выразительных средств (разбор задания 8 из части “В”). | 2 ч. | |
25. | Анализ написанной рецензии на научный стиль речи, разговорный. | 1 ч. | |
26. | Анализ написанной рецензии на публицистический стиль речи. | 1 ч. | |
27. | Написание собственных рецензий учащихся (часть “С”). | 1 ч. | |
28. | Анализ написанной рецензии на художественный стиль речи. | 1 ч. | |
30. | Оценочные слова и речевые клише в помощь к написанию сочинения. | 1 ч. | |
31. | Написание рецензии на художественный стиль речи (часть “С”). | 1 ч. | |
32-33-34. | Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ. | 3 ч. |
Использованная литература: