Общедидактическая цель урока: повторение, закрепление, обобщение темы «Координатная плоскость».
Триединая дидактическая цель:
Тип урока: Повторение, закрепление, обобщение ранее изученного материала.
Основная форма работы на уроке – групповая.
Основная педагогическая технология – проектная деятельность учащихся.
Оборудование: Экран, мультимедийный пректор, энциклопедия (серия «Астрономия»), миллиметровая бумага, фломастеры.
Этап урока | Краткое содержание | Методы и приемы обучения | Деятельность учителя | Прогнозируемая деятельность ученика и ее результат |
1. Мотивационно-ориентировочный | Тема урока, цель, постановка задачи, организация мотивации. | Беседа | постановка задачи в качестве мотивации учебной деятельности. | ответы на вопросы учителя |
2. Актуализация знаний учащихся | Понятие координатной плоскости, системы координат, нахождение координат точки на координатной плоскости, построение точки по заданным координатам, владение соответствующими понятиями и терминологией. | Беседа | подготовка учащихся к основной учебной деятельности | Ответы на вопросы учителя, повторение понятий и определений. |
3. Выполнение практической части урока | 3.1 Постановка задачи, условий выполнения проекта; 3.2 Выдача заданий для групповой работы; 3.3. Выполнение обучающимися предложенной задачи. |
3.3. Групповая работа, самостоятельная работа с использованием мультимедийных материалов, литературы, раздаточного материала. | 3.1. Учитель чётко оговаривает условия выполнения проекта каждой группой, ограничивается время выполнения задачи. 3.3. Учитель оказывает необходимую помощь в случае затруднения учащихся при выполнении работы. Учитель следит за исполнением регламента и правил работы, организацией деятельности обучающихся. | 3.1. Записи в тетради (при необходимости)
3.3. Дифференцированная работа с информацией. |
4. Защита проектов. | Результаты работы с информацией, обобщение полученной информации в виде сообщения. | Выступление обучающихся. | Учитель выступает в качестве слушателя и эксперта | Ответы на вопросы учителя, других участников урока. Учащиеся дополняют рассказ ученика. |
5. Рефлексивно-оценочный | Оценка работы группы и вклада каждого участника проекта в общую итоговую работу. Выработка критериев успешности выполнения коллективного проекта. Оценка необходимости с практической точки зрения темы «Координатная плоскость», | Беседа | Окончание урока | Запись домашнего задания. |
ХОД УРОКА
Учащиеся класса заранее делятся на две группы – экипажи космических кораблей. В каждой группе выбирается капитан корабля. Он будет координировать деятельность своей группы во время работы.
1 этап Мотивационно-ориентировочный.
1) Сообщается тема, цель урока, намечается план.
2) Вступительное слово учителя.
Очень давно, в древности, когда ещё не было компаса, люди находили путь по звёздам. Звёзд на небе очень много и наблюдатели объединили наиболее яркие и заметные группы в созвездия и дали им наименования. Это были имена мифических героев, животных – Геркулес, Центавр, Телец, Кассиопея, Андромеда, Большая медведица (Приложение 1; слайды 3, 4, 5). Особенно богато звездами зимнее небо. На первый взгляд названия выглядят странно и не всегда можно на небе рассмотреть то, о чём говорит созвездие. Но если посмотреть старинные атласы звёздного неба, то мы увидим чудесные рисунки жителей неба.
Презентация старинных рисунков (Приложение 1; слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11).
3) Мы отправляемся в полёт к звёздам! Наши астронавты заняли свои места в космических кораблях. Учащимся придется проложить путь к созвездию. Для этого придется узнать про его расположение, яркие звёзды, решив задания из маршрутного листа, который каждый экипаж получит перед полётом.
2 этап. Актуализация знаний.
Готовы ли экипажи к полету (Приложение 1; слайд 12)? Учащиеся устно отвечают на вопросы по теории (Приложение 1; слайд 13) и определяют координаты точек (Приложение 1; слайд 14).
3 этап. Практическая часть урока.
Каждая команда получает маршрутный лист с заданием (Приложение 2).
Выполняя задания из маршрутного листа, учащимся придётся воспользоваться картой звёздного неба, энциклопедией. Важное значение такой творческой и групповой работы состоит в том, что учащимся придётся распределить работу, учитывая способности и умения каждого и в то же время работать вместе и слаженно. Только выполнение этих условий – залог успешного выполнения задания.
4 этап. Защита проектов. Подведение итогов выполнения работы каждой группой обучающихся. Во время выступления каждой группы демонстрируются слайды 15-19 (Приложение 1).
5 этап. Оценочно-рефлексивный. Обмен мнениями об успешности выполнения задачи, вывод об основных критериях успешности работы над проектом.
В качестве домашнего задания предлагается творческая работа (Приложение 3).