Образовательная цель урока: создать условия для формирования знаний по профилактике заболеваний дыхательной системы и умений обосновывать необходимость профилактики курения.
Тип урока: формирование и совершенствование знаний.
Форма урока: проблемная конференция.
Основные методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения учебного материала, частично-поисковый и исследовательский.
Средства обучения: таблица “Строение дыхательной системы”, фотографии сканирующей микроскопии, микроскоп с демонстрационными препаратами легкого курильщика, компьютерная презентация “Профилактика болезней органов дыхательной системы”, раздаточный материал с описанием патологии дыхательной системы.
Подготовка к конференции:
На конференцию выносятся четыре основные проблемы:
Четыре вопроса распределяются между гимназистами, формируются четыре группы.
Учителем в каждой группе распределяются “роли”: докладчики, оппоненты, рецензенты, информаторы, эксперты.
Докладчики. Работают с оригинальной литературой – (научной, научно-популярной) по выбранной теме, готовят выступление. Доклады пишутся в 3 экземплярах: два (за неделю) передаются на рецензирование и оппонирование.
Учитель рекомендует список литературы, организует индивидуальные консультации, готовит к устному выступлению.
Рецензенты. Гимназисты изучают литературу по теме и предоставленный им доклад, пишут рецензию на него и сдают ее на проверку учителю.
Оппоненты. Изучают литературу по теме и доклад, и письменно составляют вопросы к докладу. На конференции вместе с учителем являются организаторами дискуссии.
Информаторы: делают обзор дополнительной литературы по теме, оформляют санитарные бюллетени, при возможности готовят компьютерную презентацию.
Эксперты: изучают литературу, на конференции выявляют уровень подготовки гимназистов, участвуют в дискуссии.
ХОД КОНФЕРЕНЦИИ
Вступительное слово учителя. Тревожно и страшно, но мы, люди, обладаем уникальной способностью: столкнувшись с неприятной для нас информацией, стремимся поскорее забыть ее. Словно железный занавес опускается перед фактами, заставляющими обеспокоиться, поразмыслить. Кто может похвастаться тем, что за зимне-весенний период не болел ангиной, гриппом или другими простудными заболеваниями? По данным ВОЗ заболеваемость только острыми респираторными вирусными инфекциями достигает 80%. На конференции мы постараемся ответить на основной вопрос: “Как не болеть?”.
Ведущий конференции – учитель. Докладчики сидят за отдельным столом – в президиуме. По ходу конференции гимназисты ведут записи в рабочих тетрадях оформляется, заранее подготовленная таблица, которая проверяется и оценивается учителем.
Таблица 1. “Характеристика основных инфекционных заболеваний органов дыхательной системы”
№ | Изучаемые параметры инфекционного заболевания | Грипп | Ангина | Пневмония | Туберкулез легких |
1 | Возбудитель заболевания (краткая характеристика свойств) | ||||
2 | Источник инфекции | ||||
3 | Пути передачи инфекции | ||||
4 | Инкубационный (скрытый) период | ||||
5 | Симптомы | ||||
6 | Профилактика |
На выступление докладчика отводится 5 минут. Не допускается чтение доклада с листа.
Рецензия не зачитывается. Ведущий предоставляет слово рецензенту. “На работу ... положительную рецензию дал..., но у него есть ряд замечаний...”.
После выступления рецензента ведущий предоставляет слово оппоненту; “Оппонировал работу ..., у него есть несколько вопросов …”. Первый вопрос задается докладчику, остальные вопросы – классу. Учащиеся уточняют, углубляют, обобщают знания по предложенной проблеме.
При обсуждении второго вопроса гимназисты получают листок с заданием составить вопрос докладчику. После доклада докладчик садится работать с вопросами класса, он может пригласить “группу поддержки”. Класс отвечает на вопросы оппонентов, экспертов.
При обсуждении четвертого вопроса гимназисты знакомятся с результатами исследовательских работ “Влияние курения на здоровье подростков”, “Влияние курения на паренхиму легкого”, выполненных гимназистами в 2003 году; на демонстрационном микроскопе рассматривается срезы легкого курильщика.
Эксперты заполняют “Контрольную карту конференции”.
Котрольная карта конференции
Ф.И.О | Виды деятельности | |||||
Выступление | Вопросы к докладчику | Дополнения | Рецензия | Оппонирование | Итого | |
Эксперты подводят итоги, зачитывают решение конференции.
P.S. Для успешного проведения конференции гимназисты должны владеть навыками дискуссии, которые формируются на проблемных семинарах, посвященных изучению профилактики патологии опорно-двигательного аппарата и кровеносной системы.
Литература
Приложение 1
Почему, несмотря на огромные средства, затрачиваемые государствами на профилактику гриппа, эпидемии имеют такой размах. Как уберечься от респираторных инфекций?
Врачи и физиологи считают, что обычный среднетяжелый грипп отнимает у человека год жизни. Болезнь, очень похожую на грипп, описывал еще великий врач Гиппократ в 412 году до нашей эры. С тех пор грипп обрушивался на людей с завидным постоянством. Самой жестокой стала эпидемия 1918 года, которую в народе прозвали "испанкой". От нее в конечном итоге пострадало 40% населения земного шара.
Грипп – это заразное вирусное заболевание дыхательной системы, опасное своими осложнениями. Грипп поражает людей, независимо от возраста; чем слабее иммунная система, тем больше вероятность, что человек заболеет.
Возбудитель гриппа – вирус, имеющий три типа: А, В, С. Тип А может заражать людей, птиц и животных, обладает высокими патогенными свойствами и способен вызывать пандемии. Пандемии гриппа унесли десятки миллионов человеческих жизней. Вирус типа В обладает умеренным патогенным воздействием и вызывает только эпидемии, которые возникают обычно раз в 3–4 года. Вирус типа С поражает главным образом детей, характеризуется легкостью течения и вызывает лишь небольшие вспышки.
Вирусы гриппа передаются от человека к человеку воздушно-капельным путём. Попадая в дыхательные пути человека, вирус поражает клетки эпителия слизистой, размножаются в них, а после выходят в кровь и разносятся по всему организму.
От заражения до развития полной картины болезни проходит 1–2 дня (инкубационный период).
Проявления болезни (симптомы) связаны с тем, что вирусы отравляют человека своими ядами.
Для гриппа характерно резкое начало: поднимается температура, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах.
Затем появляется насморк, боль в горле, кашель, голос становится охрипшим. Иногда отмечаются боли в животе, тошнота и рвота. При тяжёлом течении гриппа температура достигает 40 градусов, болезнь проявляется поносом, судорогами, помутнением сознания, носовыми кровотечениями. В этом случае грипп может привести к смерти больного.
Если грипп протекает без осложнений, болезнь заканчивается в течение 5–10 дней, но ещё 2–3 недели может сохраняться мышечная слабость, головные боли, утомляемость.
Профилактика гриппа:
Все вышеуказанные меры применяются весь опасный период!
Приложение 2
Почему при таких заболеваниях, как ангина, пневмония, бронхит, провоцирующим фактором является переохлаждение или вирусная инфекция? Можно ли не болеть ангиной?
Слово ангина произошло от латинского “ango” – сжимать и душить. Второе название болезни – тонзиллит – воспаление небных миндалин, возникающее в результате острого инфекционного заболевания. Ангиной болеют все от мала до велика, однако в основном страдают маленькие дети и взрослые моложе 30 лет. Всплеск заболеваний приходится на весну и осень.
Чаще всего причиной ангины становится гемолитический стрептококк, реже стафилококк.
Инфекция может попадать снаружи и изнутри. В первом случае ее источником служит больной человек. Когда он кашляет или чихает, болезнетворные микроорганизмы разлетаются и инфицируют здоровых людей. Заразиться можно не только, находясь рядом с больным, но и через общую посуду, белье и полотенце. Внутренний источник ангины – очаги застарелой инфекции: кариес, больные десны, хронический насморк.
Предрасполагающими факторами в развитии ангины служат переохлаждение, запыленная атмосфера, снижение иммунитета, механические травмы миндалин. Провоцируют ангину усиленное курение и приём алкоголя.
Оказавшись в организме человека, бактерии оседают в небных миндалинах и начинают свою разрушительную деятельность. Признаки болезни появляются на 5–7 дней после заражения.
В зависимости от степени поражения миндалин выделяют катаральную (поверхностную) ангину, лакунарную (более глубокую) и фолликулярную (совсем глубокую).
Ангина может вызвать тяжелые осложнения со стороны сердца (миокардит), суставов (ревматизм) и почек (нефрит). Кроме того, вокруг миндалин может образоваться гнойник (абсцесс), в особенно тяжелых случаях произойти заражение крови (сепсис).
Ангина, как правило, начинается резко: появляется чувство сухости и першения в горле; затем начинает сильно болеть горло, да так, что трудно не только есть твердую пищу, но и глотать жидкость. Поднимается температура, особенно высокая она у детей (до 38–40 градусов). Отмечается общая слабость, недомогание, головная боль, ломота в конечностях. Лимфатические узлы шеи становятся болезненными и увеличиваются. Если взять зеркальце и заглянуть себе в рот, можно увидеть, что миндалины покраснели и увеличились. При гнойной ангине они покрыты желтоватыми пузырьками. Заболевание длится три–семь дней. Если не возникнет каких-либо осложнений, болезнь проходит, хотя температура может держаться длительное время.
Организм, ослабленный борьбой с гриппом, стрессами, авитаминозом или переохлаждением может капитулировать. И тогда значительную часть времени придется провести в поединке с пневмонией. Общее понятие пневмония – объединяет целую группу заболеваний, которые проявляются воспалительным процессом в легких. Вызывают этот процесс микробы – пневмококки, стафилококки, стрептококки. Чаще всего пневмонией нельзя заразиться, ее развитие связано с состоянием защитных сил организма. Вирусы гриппа также привлекают бактерии пневмонии. Поэтому опасность получить воспаление легких после гриппа всегда выше.
Симптомы воспаления легких:
Профилактика пневмонии и ангины заключается, прежде всего, в исключении переохлаждения и систематическом закаливании организма.
Приложение 3
Почему с 80-х годов ХХ века в России начался бурный подъем заболеваемости туберкулезом? Спланируйте мероприятия по профилактике распространения туберкулеза, зная особенности течения данного заболевания.
Туберкулез – заразное заболевание, характеризующееся образованием одного или множества очагов воспаления в различных органах, но чаще всего в легочной ткани. Роберт Кох в 1882 году открыл микобактерию, вызывающую болезнь и скромно назвал ее "палочкой Коха". В настоящее время на Земном шаре насчитывается до 20 миллионов больных туберкулезом.
В отличие от других микробов, микобактерия туберкулеза чрезвычайно живуча: длительно сохраняется в земле, в снегу; устойчива к воздействию спирта, кислоты и щелочи. Погибнуть она может лишь под длительным воздействием прямых солнечных лучей, высоких температур и хлорсодержащих веществ.
Чтобы человек заболел, в его организм должна попасть микобактерия туберкулеза, но одного этого недостаточно. У некоторых людей иммунная система настолько мощная, что уничтожает возбудителя. У других иммунитет подавляет его активность и в течение долгого времени держит под контролем. В легких и лимфатических узлах микобактерии приводят к образованию мелких очагов воспаления. Со временем эти очаги заживают, обызвествляются или рубцуются.
Однако бактерии в них не всегда погибают, чаще они переходят в так называемое "дремлющее" состояние. В благоприятных условиях микобактерии "просыпаются", расплавляют защитную капсулу вокруг застарелого очага и выходят из него. При активной форме туберкулеза палочка Коха быстро размножается в легких больного и питается человеческими тканями, разрушая легкие, отравляя организм человека продуктами своей жизнедеятельности.
Факторы, способствующие заболеванию туберкулезом: неблагоприятные социальные и экологические условия жизни; неполноценное питание, стрессы; алкоголизм, курение, наркомания; снижение иммунитета; наличие сопутствующих заболеваний (диабета, заболеваний легких и др).
Основные симптомы туберкулеза легких: быстрая утомляемость и появление слабости; снижение или отсутствие аппетита, потеря в весе до 5–10 кг; повышенная потливость, особенно по ночам; появление одышки при небольших физических нагрузках; незначительное повышение температуры до 37–37,5 градусов; кашель или покашливание с выделением мокроты, возможно с кровью; специфический (так называемый лихорадочный) блеск в глазах.
Чтобы уменьшить вероятность заражения окружающих, человек, больной активным туберкулезом, должен придерживаться определенных правил: прикрывать рот платком или рукой и отворачиваться при кашле; сжигать бумажные носовые платки немедленно после употребления; пользоваться отдельной посудой и не позволять пользоваться ей другим.
Поскольку, микобактерией туберкулеза инфицировано около 2/3 населения планеты, и у большинства инфицированных никогда не развивается сам туберкулез, основное значение в профилактике туберкулеза имеет повышение защитных сил организма.
“Туберкулез как серая туча повис над нашей страной. В канун XXI века эксперты Всемирной Организации Здравоохранения вынуждены признать, что эта болезнь несет всеобщую угрозу. И не только для России, но и для всего человечества…Эта инфекционная болезнь представляет собой медико-социальную проблему, и социальные катаклизмы делают положение особенно тяжелым” (“Медицинская газета”, 24 марта 1999 г.)
Волна туберкулеза в России началась менее 10 лет назад. Заболеваемость туберкулезом увеличилась с 34 : 100 000 в 1991 г. до 82 : 100 000 в 1997 г. Особое значение в распространении туберкулеза имеет заболеваемость среди заключенных, которая в некоторых регионах превысила 3 000:100 000. Основной причиной эпидемии туберкулеза является экономический спад и политический раскол.