Цель: введение детей в мир музыкальных образов и символического значения колокольных звонов на Руси, воспитание уважения к культурным традициям России, чувства патриотизма.
Задачи:
Видеоряд: репродукции картин Б. Кустодиева «Масленица», И. Глазунова «Борис Годунов», И. Левитана «Вечерний звон»;
Музыкальный материал: М.П. Мусоргский, 2 картина из пролога оперы «Борис Годунов»; р.н.п. «Дон-дон»; р.н.п. «Вечерний звон»; разновидности колокольных звонов.
Оборудование: музыкальные треугольники, колокольчик, металлофон, мультимедийная система.
Ход занятия
1. Актуализация жизненного опыта школьников
(Звучит колокольный звон. Приложение 1)
– Ребята, вы узнали эти звуки?
– Это звучат колокола, колокольный звон.
– Наша сегодняшняя встреча посвящена этому замечательному явлению – колокольному звону.
(На фоне колоколов запись названия мероприятия: «Колокола России».)
– Наша задача – исследовать, где звучал колокол, во время каких событий, какое место занимал в жизни, душах людей раньше и в наше время.
– Как вы думаете, когда появились колокола на Руси?
– Они появились очень давно.
– Оказывается, первое упоминание о них встречается в Х веке! Сейчас – начало 21 века. С тех пор прошло 10 веков! Или более 1000 лет! Представляете, как давно существуют колокола! На протяжении многих веков они сопровождали своим звоном жизнь христиан на Руси.
– А где сегодня можно услышать колокола? Когда они звучат в нашей жизни?
– В церкви, в кино, по ТВ, во время праздников: Пасхи, Рождества и др.
– Да, действительно, и сегодня они звучат в храмах перед службой, в праздничные дни!
2. Проведение исследования в процессе знакомства с разными звонами: благовест, набат, вечерний, величальный.
а) Благовест.
(Картина Б. Кустодиева «Масленица»).
– Посмотрите, на картине мы видим народное гуляние, кругом блестит снег, сияет солнце, на заднем плане церковь и звучат колокола!
(На фоне картины Б. Кустодиева звучит колокольный звон «Благовест»).
– Какое настроение создает этот звон?
– Радостное, светлое…
– Благодаря такому звучанию мы сразу понимаем, что колокола возвещают о празднике.
Такое радостное, светлое, праздничное звучание называется «Благовест».
(Название звона «Благовест»)
– Что обозначает слово «благо»? Значит, какая весть?
– Добро. Добрая…..
– Радостное, светлое звучание несёт весть о празднике, и поэтому называется (произносим хором) – благовест.
б) Набат.
– Но только ли о праздниках сообщали колокольные звоны? Продолжая наше исследование, обратимся к сказкам. Например, «Кошкин дом».
– О чем эта история?
(Фрагмент м/ф. «Кошкин дом».)
– О том, как у кошки сгорел дом, все её друзья отказались помочь. И только бедные котята пожалели свою тётю кошку.
– Я исполню небольшую песню «Дон-дон». Вы, наверное, слышали её, о чём здесь возвещает колокол? С каким настроением он звучит?
(Звучит р.н.п. «Дон-дон» в исполнении учителя с аккомпанементом на музыкальном треугольнике.)
– О пожаре, звучит тревожно, взволнованно…
– Такое тревожное звучание издавна называют набат.
(Название звона – «Набат»)
– Когда случалось несчастье, били в набат. Этот тревожный сигнал возвещал о бедствии, призывал спешить на помощь: звучали частые удары одного колокола, как в прозвучавшей песне «Дон-дон».
– Давайте исполним набат в этой песне.
Репетиция: исполняем ритм хлопками, затем – на музыкальных треугольниках.
Исполнение песни.
– Как называется такое тревожное звучание?
– Набат.
в) Вечерний звон; «звучание» колоколов в живописи, музыке – в песнях.
– Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Колокольный звон своей красотой привлекал внимание художников.
(Картина И. Левитана «Вечерний звон»).
– Посмотрите на картину. Что мы видим?
– Церковь, неподвижное зеркало реки, небо со спокойно плывущими облаками, деревья, видны купола церкви…
– Кажется, все на этой картине погружено в полнейшую тишину: безмолвная река, безмолвный лес, берег…особое спокойствие и тишину вносят в эту картину, окрашенную вечерней грустью, мягкие, нежные лучи заходящего солнца…
«..Был вечер. Небо меркло.
Воды струились тихо.
Жук жужжал. Уж расходились хороводы»…
(А.С. Пушкин)
– Интересно, что русский художник И. Левитан назвал свою картину «Вечерний звон».
Значит, он не только видел этот поэтичнейший пейзаж, но и слышал его! Давайте и мы вслушаемся! Как над лесом, над прозрачной водой плывут размеренные звуки церковного колокола, льющиеся с высокой колокольни монастырской церкви.
– Какое же состояние души у нас появляется?
– Спокойное, немного грустное, задумчивое…
– Представляете, есть и р.н.п. с таким же названием – «Вечерний звон»! Мне кажется, что она очень созвучна этой картине.
(Исполнение учителем песни «Вечерний звон» в сопровождении металлофона).
– Какое настроение передаёт этот вечерний звон?
– Нежное, задумчивое, спокойное, немного грустное.
– Да, такой нежный, задумчивый, спокойный вечерний звон звал к вечерней службе, помогал сосредоточиться, настроиться на молитву.
(«Вечерний звон»).
– Что общего в «звучании» картины и песни?
– Их объединяет общее настроение.
– Вы поняли, что такой звон называют…
– Вечерний звон.
г) Величальный звон.
– Одно из самых важных событий – восшествие царя на престол на Руси – тоже не могло обойтись без колокольного звона.
– Послушайте, какой же он по настроению?
(Звучит величальный звон М.Мусоргского на фоне картины И. Глазунова «Борис Годунов».)
– Торжественный, праздничный, величественный, немного тревожный.
– Этот звон славит, величает русского царя и называется «величальный звон».
(«Величальный звон»)
3. Памятники колоколам. Изготовление колоколов в Воронеже
– В величальном звоне вы услышали звучание колокола с низким голосом. Так звучат большие колокола. Только в России отливались самые тяжёлые, большие колокола, известные всему миру. Самый большой в мире колокол называется «Царь-колокол».
(Приложение 1).
Один его язык весил более тонны! И нужно было 50 человек, чтобы его раскачать! Во время пожара в Кремле откололась его часть. Один этот осколок весит 11 тонн! Потом уже Царь-колокол стал памятником и сегодня он, как память об искусных русских мастерах, находится в Кремле. Вот как своё уважение к колоколам, почитание их выразили русские мастера!
Русь издавна славилась колокольными мастерами!
Сообщение информации о всемирно известном воронежском колокололитейный заводе «Вера».
4. Обобщение
– Что мы узнали сегодня о колоколах на Руси?
(Приложение 1).
Перечисляют названия звонов, о чём они возвещают людям, как мы это узнаём, где их сегодня можно услышать.
5. Рефлексия
– Значит, колокол – не только давнее явление, он и сегодня занимает большое место в нашей жизни, помогает лучше узнать историю своей родины. Благодаря колоколам мы сегодня стали участниками разных событий, «перелистали» страницы нашей истории. Можно сказать, что колокола – это голос нашего Отечества.
Предлагаю детям самостоятельно продолжить исследование, найти новые сведения о колоколах в истории нашей родины.
– Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуках.
Колокола! Ваш звучный звон – язык земли, меня вскормившей.
Живёт в вас радость, клич и стон, как отголосок жизни бывшей.
Колокола – Руси венец, червонным золотом горящий,
Ваш звон – связующая нить меж будущим и настоящим.
Г. Голуб
– Я желаю, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик! (Под звон колокольчика дети выходят из класса).