Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Внеклассное мероприятие по музыке и МХК. Тема: Колокола России

Добавлено: 2015.02.11
Просмотров: 424

Микоян Виктория Апетнаковна, преподаватель музыкальных дисциплин Фабричных Елена Васильевна, преподаватель МХК

Цель: введение детей в мир музыкальных образов и символического значения колокольных звонов на Руси, воспитание уважения к культурным традициям России, чувства патриотизма.

Задачи:

Видеоряд: репродукции картин Б. Кустодиева «Масленица», И. Глазунова «Борис Годунов», И. Левитана «Вечерний звон»;

Музыкальный материал: М.П. Мусоргский, 2 картина из пролога оперы «Борис Годунов»; р.н.п. «Дон-дон»; р.н.п. «Вечерний звон»; разновидности колокольных звонов.

Оборудование: музыкальные треугольники, колокольчик, металлофон, мультимедийная система.

Ход занятия

1. Актуализация жизненного опыта школьников

(Звучит колокольный звон. Приложение 1)

– Ребята, вы узнали эти звуки?

Это звучат колокола, колокольный звон.

– Наша сегодняшняя встреча посвящена этому замечательному явлению – колокольному звону.

(На фоне колоколов запись названия мероприятия: «Колокола России».)

– Наша задача – исследовать, где звучал колокол, во время каких событий, какое место занимал в жизни, душах людей раньше и в наше время.

– Как вы думаете, когда появились колокола на Руси?

Они появились очень давно.

– Оказывается, первое упоминание о них встречается в Х веке! Сейчас – начало 21 века. С тех пор прошло 10 веков! Или более 1000 лет! Представляете, как давно существуют колокола! На протяжении многих веков они сопровождали своим звоном жизнь христиан на Руси.

– А где сегодня можно услышать колокола? Когда они звучат в нашей жизни?

В церкви, в кино, по ТВ, во время праздников: Пасхи, Рождества и др.

– Да, действительно, и сегодня они звучат в храмах перед службой, в праздничные дни!

2. Проведение исследования в процессе знакомства с разными звонами: благовест, набат, вечерний, величальный.

а) Благовест.

(Картина Б. Кустодиева «Масленица»).

– Посмотрите, на картине мы видим народное гуляние, кругом блестит снег, сияет солнце, на заднем плане церковь и звучат колокола!

(На фоне картины Б. Кустодиева звучит колокольный звон «Благовест»).

– Какое настроение создает этот звон?

Радостное, светлое…

– Благодаря такому звучанию мы сразу понимаем, что колокола возвещают о празднике.

Такое радостное, светлое, праздничное звучание называется «Благовест».

(Название звона «Благовест»)

– Что обозначает слово «благо»? Значит, какая весть?

Добро. Добрая…..

– Радостное, светлое звучание несёт весть о празднике, и поэтому называется (произносим хором) – благовест.

б) Набат.

– Но только ли о праздниках сообщали колокольные звоны? Продолжая наше исследование, обратимся к сказкам. Например, «Кошкин дом».

– О чем эта история?

(Фрагмент м/ф. «Кошкин дом».)

О том, как у кошки сгорел дом, все её друзья отказались помочь. И только бедные котята пожалели свою тётю кошку.

– Я исполню небольшую песню «Дон-дон». Вы, наверное, слышали её, о чём здесь возвещает колокол? С каким настроением он звучит?

(Звучит р.н.п. «Дон-дон» в исполнении учителя с аккомпанементом на музыкальном треугольнике.)

О пожаре, звучит тревожно, взволнованно…

– Такое тревожное звучание издавна называют набат.

(Название звона – «Набат»)

– Когда случалось несчастье, били в набат. Этот тревожный сигнал возвещал о бедствии, призывал спешить на помощь: звучали частые удары одного колокола, как в прозвучавшей песне «Дон-дон».

– Давайте исполним набат в этой песне.

Репетиция: исполняем ритм хлопками, затем – на музыкальных треугольниках.

Исполнение песни.

– Как называется такое тревожное звучание?

Набат.

в) Вечерний звон; «звучание» колоколов в живописи, музыке – в песнях.

– Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Колокольный звон своей красотой привлекал внимание художников.

(Картина И. Левитана «Вечерний звон»).

– Посмотрите на картину. Что мы видим?

Церковь, неподвижное зеркало реки, небо со спокойно плывущими облаками, деревья, видны купола церкви…

– Кажется, все на этой картине погружено в полнейшую тишину: безмолвная река, безмолвный лес, берег…особое спокойствие и тишину вносят в эту картину, окрашенную вечерней грустью, мягкие, нежные лучи заходящего солнца…

«..Был вечер. Небо меркло.
Воды струились тихо.
Жук жужжал. Уж расходились хороводы»…
(А.С. Пушкин)

– Интересно, что русский художник И. Левитан назвал свою картину «Вечерний звон».

Значит, он не только видел этот поэтичнейший пейзаж, но и слышал его! Давайте и мы вслушаемся! Как над лесом, над прозрачной водой плывут размеренные звуки церковного колокола, льющиеся с высокой колокольни монастырской церкви.

– Какое же состояние души у нас появляется?

– Спокойное, немного грустное, задумчивое…

– Представляете, есть и р.н.п. с таким же названием – «Вечерний звон»! Мне кажется, что она очень созвучна этой картине.

(Исполнение учителем песни «Вечерний звон» в сопровождении металлофона).

– Какое настроение передаёт этот вечерний звон?

Нежное, задумчивое, спокойное, немного грустное.

– Да, такой нежный, задумчивый, спокойный вечерний звон звал к вечерней службе, помогал сосредоточиться, настроиться на молитву.

(«Вечерний звон»).

– Что общего в «звучании» картины и песни?

Их объединяет общее настроение.

– Вы поняли, что такой звон называют…

Вечерний звон.

г) Величальный звон.

– Одно из самых важных событий – восшествие царя на престол на Руси – тоже не могло обойтись без колокольного звона.

– Послушайте, какой же он по настроению?

(Звучит величальный звон М.Мусоргского на фоне картины И. Глазунова «Борис Годунов».)

Торжественный, праздничный, величественный, немного тревожный.

– Этот звон славит, величает русского царя и называется «величальный звон».

(«Величальный звон»)

3. Памятники колоколам. Изготовление колоколов в Воронеже

– В величальном звоне вы услышали звучание колокола с низким голосом. Так звучат большие колокола. Только в России отливались самые тяжёлые, большие колокола, известные всему миру. Самый большой в мире колокол называется «Царь-колокол».

(Приложение 1).

Один его язык весил более тонны! И нужно было 50 человек, чтобы его раскачать! Во время пожара в Кремле откололась его часть. Один этот осколок весит 11 тонн! Потом уже Царь-колокол стал памятником и сегодня он, как память об искусных русских мастерах, находится в Кремле. Вот как своё уважение к колоколам, почитание их выразили русские мастера!

Русь издавна славилась колокольными мастерами!

Сообщение информации о всемирно известном воронежском колокололитейный заводе «Вера».

4. Обобщение

– Что мы узнали сегодня о колоколах на Руси?

(Приложение 1).

Перечисляют названия звонов, о чём они возвещают людям, как мы это узнаём, где их сегодня можно услышать.

5. Рефлексия

– Значит, колокол – не только давнее явление, он и сегодня занимает большое место в нашей жизни, помогает лучше узнать историю своей родины. Благодаря колоколам мы сегодня стали участниками разных событий, «перелистали» страницы нашей истории. Можно сказать, что колокола – это голос нашего Отечества.

Предлагаю детям самостоятельно продолжить исследование, найти новые сведения о колоколах в истории нашей родины.

– Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуках.

Колокола! Ваш звучный звон – язык земли, меня вскормившей.
Живёт в вас радость, клич и стон, как отголосок жизни бывшей.
Колокола – Руси венец, червонным золотом горящий,
Ваш звон – связующая нить меж будущим и настоящим.
Г. Голуб

– Я желаю, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик! (Под звон колокольчика дети выходят из класса).