Пояснительная записка.
Физическая культура, спорт, туризм представляют собой эффективную основу самосовершенствования человека, улучшения жизни людей. Важнейшей задачей воспитания и образования подрастающего поколения, условием формирования нового уровня культуры жизнедеятельности является целенаправленное и интенсивное освоение детьми и подростками ценностей национальной культуры физической активности, актуализированных в здоровом стиле жизни. Данное занятие является частью педагогической работы по развитию и воспитанию детей.
Цели:
Задачи:
Занятие разработано для учащихся средней школы 5–8 кл.
Количество участников: 3 команды по 8 чел = 24 участника.
Время: 45 мин.
Оборудование: Туристское: 3 рюкзака, 3 коврика, 3 спальника, 3 миски, 3 кружки, 3 ложки, 3 компаса, 3 коробка спичек, 3 спасжилета, 3 каски.
Спортивное: 3 мяча-прыгалки, 3 обруча, 3 матерчатых мешка-рукава на обручах, 6 кегель или конусов для разметки.
Судейское: информационная таблица-шкала отсчета, фломастеры (3 цвета), свисток, 3 бейсболки, музыкальное сопровождение.
В спортивном зале на стенах плакаты: старт, финиш, туристские плакаты. Линия старта обозначена цветным скотчем. Старь, Финиш или поворот участника обозначены конусами (кеглями). Коридоры для команд также размечены. К шведским стенкам привязаны гимнастические скамейки и навешены перила.
Капитаны одевают кепки-бейсболки с названиями команд.
В процессе преодоления этапов звучит энергичная быстрая музыка.
Информация о результатах команд:
К стене крепится оформленный соответственно тематике “Спасательной Экспедиции” длинный лист бумаги с тремя параллельными шкалами отсчета.
Для наглядности отслеживания результата каждой команды удобно расположить лист под углом, точка отсчета – старт в левом нижнем углу.
Шкалы делим на отрезки по 10 см. Каждое место соответствует определенной длине отрезка на шкале. Напр. 1 место – 30 см, 2 место – 20 см, 3 место – 10 см.
Результат команды отмечается фломастером одного цвета отметкой по своей шкале.
Нарушения прохождения этапов (сбитые фишки – кегли или неправильное выполнение задания) фиксируется уменьшением отрезка на 1 место.
В итоге достигнутый каждой командой уровень хорошо виден и зрителям и участникам.
Сценарий спортивно-туристской программыВедущий: Здравствуйте ребята! Сегодня нам предстоит отправиться в “Спасательную Экспедицию”. Участники будут состязаться в ловкости, смекалке, быстроте. В пути мы будем преодолевать различные препятствия, которые могут вам встретиться и в жизни. А ещё вы научитесь некоторым навыкам спасателей и туристов.
Разделимся на три команды. (Метеор, Ураган, Молния)
Капитаны одевают на голову бейсболки с названием команды.
Ведущий (дует в свисток): Слышите свистки: три коротких, три длинных, три коротких.
Это сигнал SOS – cпасите наши души. По этому сигналу мы идем на помощь.
Любая экспедиция начинается со сбора рюкзаков.
№ | Этап | Время | Действия участников | Оборудование |
1 | “Походный рюкзак” | 3 | Напротив каждой команды лежит походное снаряжение. Участники переносят на старт по одному необходимому в походе предмету, передавая эстафету следующему участнику (можно разнообразить этап добавляя “лишние вещи”). | Рюкзак – 3 Коврик – 3 Спальник – 3 Миска – 3 Ложка – 3 Кружка – 3 Коробок спичек – 3 Компас –3 |
Ведущий: Дальше нас ждет конный маршрут.
Этот участок пути мы преодолеем верхом на мячах-прыгалках.
2 | “Конный маршрут” | 4 | Прыжки на больших резиновых мячах до разметочного конуса, обратно бегом | Мяч-прыгалка – 3 шт. |
Ведущий: Мы подъехали к подземной реке.
Сплавляться по ней будем в спасательных жилетах.
3 | “Подземная река” | 3 | Участник одевает спасжилет и пролезает через трубу-мешок, обегает вокруг разметочного конуса и передает спасжилет следующему участнику, как эстафету. | Труба-мешок длиной 4 м, пришитая к обручу Спасжилеты – 3 шт. |
Ведущий: После подземной реки нас ждет преодоление болота.
4 | “Болото” | 4 | Участники берут два обруча и по двое переступают из обруча в обруч до конца болота, обратно бегом и передают обручи следующим | Обручи – 6 шт. |
Ведущий: Перед нами пещера.
Осторожно при проползании через узкий шкуродер, для защиты головы - каска.
5 | “Пещера” | 4 | Участник одевает каску, пролезает под двумя стульями, обегает конус и передает каску следующему. Если возможно в зале сделать затемнение, то интереснее провести этот этап с фонариками. | Каски - 3 шт. Стулья – 6 шт. |
Ведущий: Мы уже приблизились к цели экспедиции. Учимся точно бросать веревку пострадавшему. Это одно из самых сложных умений спасателя.
6 | “Спасатели” | 5 | Команда размещается на расстоянии 6-7 м от финиша, капитан перебегает первым, бросает веревку сидящему на рюкзаке участнику и вытягивает его, затем они передают рюкзак обратно, вновь бросают веревку и вытягивают следующего участника и т.д. | Веревки 10 м, Рюкзаки – 3 шт. |
Ведущий: Одно из самых сложных препятствий – скалы. Их преодолеваем с помощью веревки и передвигаемся с соблюдением правила трех точек опоры.
7 | “Скалы” | 6 | Участники по одному забираются на верхнюю часть шведской стенки по наклонной гимнастической скамейке используя веревку-перила, затем проходят по верхней части шведской стенки, ограниченной снизу волчатником, спускаются на пол и передают эстафету следующему. | Шведская стенка – рядом 3х3 шт. Веревка -5 м, d – 10 мм – 3 шт. Страхо- Волчатник для обозначения коридора |
Итак мы добрались до цели экспедиции.
Видимо, перед нами прилетел вертолет МЧС и вывез пострадавших.
Конечно, наше путешествие условное, но не виртуальное.
Сегодня каждый почувствовал, как он подготовлен физически и что ему надо подтянуть, чтобы в будущем на дистанции быть в числе лидеров.
А навыки, полученные сегодня на занятии помогут Вам в случае чрезвычайной ситуации.
Занимайтесь спортом и будьте здоровы!
До новых встреч!
Для выявления в случае спорной ситуации победителя можно провести дополнительный конкурс – Суперпрыжок.
8 | “Суперпрыжок” | 4 | Прыжок в длину с места командой: по одному, добавляя общую длину Разметочным конусом отмечаем точку приземления (к пятке участника) | Разметочные конуса – 6 шт. |