Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайды 6-7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | I. Слово учителя – Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало закрывает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Русская природа привлекала, привлекает и всегда будет привлекать художников и поэтов. II. Рассматривание репродукций картин русских художников – У Бориса Щербакова есть цикл картин «Времена года». Рассмотрите картины «В декабре», «Январь. Зимнее утро», «Февраль». – Что вам кажется радостным, а что печальным в зимней природе Бориса Щербакова? – Какие краски преобладают в понравившемся вам пейзаже? – Какое настроение передает автор на своих полотнах? – Обратите внимание на картину И. Шишкина «На севере диком». – Какие чувства вызывает у вас ель, изображенная на этой картине? – Сравните ели, изображенные на картине А. Куинджи «Солнечные пятна на инее» и ель Шишкина. III. Слово учителя – Не остаются равнодушными к красотам природы и поэты. Неизмеримый заряд бодрости получал от природы А.С. Пушкин. Рассмотрите фотографии близких Пушкину мест в Михайловском и Болдине. Перед нами современные фотографии, но места эти были столь же хороши и в те дни, когда между этими деревьями гулял А.С. Пушкин. IV. Чтение и беседа по стихотворениям – Вспомним и послушаем три стихотворения А. С. Пушкина (Приложение 2) «Зимняя дорога» (Читает Г. Бортников) – Какое настроение передает автор в этом стихотворении? (Дорожная тоска, «сердечная тоска», скука, печаль, навеваемая зимним русским пейзажем.) – Докажите, приведите примеры эпитетов и конкретных слов. (Печальные поляны, льет печально свет она, скучной, утомительно гремит, сердечная тоска, глушь и снег, скучно, грустно, путь мой скучен) – Обратите внимание на картину В. Серова»Зимняя дорога», которая может являться иллюстацией к стихотворению Пушкина. Опишите картину, используя строки из стихотворения Пушкина. (Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,... По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит,... Ни огня, ни черной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне.) V. Послушайте стихотворение «Зимний вечер» в исполнении М. Царева. (Приложение 3) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей. 1825 год. – Определите настроение стихотворения, постарайтесь запомнить, в каких словах автор передает это настроение? (Настроение тоски, тревоги, описание бури в первой строфе создает настроение тревоги) – Какую особенность в построении стихотворения вы заметили? (4 строфа состоит из 1–4 стиха 1 строфы и 1–4 стиха 3 строфы) – Рассмотрите иллюстрацию, выполненную палехским мастером К. Бочкаревым. VI. Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина, «Зимнее утро» в исполнении М. Казакова. Следите по учебнику, стр. 108. (Приложение 4) – Чем настроение этого стихотворения отличается от двух предыдущих? (Контрастное настроение – радость от встречи солнечного морозного дня). – Какая из картин, увиденных нами сегодня на уроке, наиболее точно передает настроение этого стихотворения? (Б. Щербаков «Зимнее утро») – Какие строки из стихотворения могут являться подписью под данной картиной? Мороз и солнце; день чудесный! ... ... Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит ... – Какое настроение создается в первой строфе? (Настроение радости, бодрости, восхищения природой.) – С помощью каких средств создается такое настроение? (Настроение создается, прежде всего, с помощью эмоционально окрашенной лексики первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда».) Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение. Как и почему меняется настроение во второй строфе? (Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные».) Пояснение учителя:Лексика второй строфы противопоставлена лексике первой. Благодаря противопоставлению подчеркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании. Такой прием носит в литературоведении название антитезы. Записываем в тетради: «Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой». – Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? (Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности) – Читаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных воспоминаний к радости: И ты печальная сидела (пауза) – , А нынче... (пауза) погляди в окно... Объяснение учителя:Сравнения обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно». Найдем в стихотворении такое сравнение («Луна, как бледное пятно»). Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами... снег лежит». – Почему поэт применяет такое сравнение? (Передает восторг перед красотой природы; создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.) – Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция? («Звездою севера явись») Учитель: Критик В. Г. Белинский писал о стихе Пушкина (Напомним: стих – стихотворная строка): «...он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря». – Какой прием помогает Белинскому создать такой яркий образ стихов Пушкина? (Сравнение.) – Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? (Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисующими «прозрачный лес») – Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (Однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы; эпитет «милый» встречается дважды, создает настроение радостного и немного печального умиления.) – Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора) – Выразительно читаем все стихотворение. – Что изображает поэт в стихотворении? (Картину природы, пейзаж, а через него свое настроение, свои чувства, переживания) Пояснение учителя: Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относят к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности. А. С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимнее утро». В нем поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой. Зима не усыпляет человека, а зовет к действию, бодрит. Разбушевавшаяся стихия («вьюга злилась», «мгла носилась») стремится к гармонии и восстанавливает ее (третья строфа). Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы побудили лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний. VII. Домашнее задание 1. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро» 2. Прочитать роман Пушкина «Дубровский». |