Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Урок пластики в 1-м классе. Методические рекомендации

Добавлено: 2014.12.31
Просмотров: 257

Ляпин Константин Юрьевич, преподаватель

ВВЕДЕНИЕ

Комплексы и разделы урока «Пластика» были созданы путем отбора лучших элементов из художественной и спортивной гимнастик, разного рода лечебных гимнастик, ритмики, а так же классического партера.

Пластика не только помогает подготовить ребёнка к восприятию более сложного хореографического материала, развить танцевальные данные и навыки, но и позволяет педагогу определить различные формы проявления нарушений опорно-двигательного и мышечного аппаратов (сколиоза, родовых травм и т.д.). Следовательно, даёт возможность родителям вовремя обратиться за квалифицированной медицинской консультацией, а при необходимости и медицинской помощью. Некоторые незначительные нарушения функций опорно-двигательного аппарата при постоянных занятиях постепенно аннулируются. Желательно, периодически, 2 раза в год, проводить комплексный медицинский осмотр детей занимающихся хореографией у профессиональных врачей и специалистов по мануальной терапии. Такое тесное сотрудничество приносит огромную пользу здоровью детей, а значит и здоровью нашего общества.

На уроке пластики, на начальном этапе важно тесное взаимодействие самих элементов пластики с элементами ритмики, игрового музицирования, актерского мастерства, различных форм подвижных игр. Через интерес ребёнка, игру, педагог уже с первого года обучения формирует в сознании учащихся важнейшие моменты общественной жизни: чувство коллективизма, коммуникабельности, взаимоуважения, уважительному отношению к старшим и товарищам.

В этот момент большое значение имеет статус педагога, его авторитет, его морально-психологический и эмоциональный контроль как руководителя группы. Именно здесь, на этом этапе формируется коллектив, его внутренняя жизнь, межличностное общение, уважение по статусу: педагог-ученик, ученик-ученик. Становление ребёнка как личности, неотъемлемой части коллектива, всецело зависит от коммуникабельности, эмоционального настроя преподавателя. Его умение правильно решить конфликтные вопросы, с интересом преподнести выдаваемый материал, его авторитет как руководителя программирует класс, коллектив на успешное выполнение поставленных задач. И в этом педагогу оказывает неоценимую помощь использование игровых моментов и ассоциативного мышления и восприятия действительности. Игра и ассоциация – кратчайший путь к заинтересованности ребёнка. Но не следует забывать и еще, об одном важном факторе – дисциплине. С первого урока стоит уделять особое внимание опозданиям, неявкам на урок без уважительных причин, разговорам, неряшливости, неуважительному отношению, небрежности, халатному отношению к репетиционной форме, концертным костюмам, атрибутам. А так как итогом любой репетиционной работы является концертное выступление, то все недоработки по этим вопросам дисциплины испортят не только само выступление, но и омрачат радость выполненной работы участникам и всему коллективу.

Занятия должны проводиться в специально оборудованном классе, с большими зеркалами, хорошим освещением, гладким, не окрашенным деревянным полом, либо покрытым качественным синтетическим материалом. Перед каждым уроком класс должен быть чисто убран. Большое значение имеет хорошая вентиляция. Танцевальный зал должен быть оборудован качественной музыкальной и видео аппаратурой, экипирован необходимым тренировочным реквизитом и вспомогательными материалами и предметами (юбки, мячи, палки, коврики и т.д.)

Особое внимание следует обратить на специфику подбора музыкального материала. Музыкальное сопровождение призвано воспитывать у ребёнка умение слышать и оценивать, фантазировать, придумывая и развивая мысленный музыкальный или хореографический образ.

Особое внимание обращается на тренировочную форму детей. Не должно быть аляпистости, разношерстности в классе. У девочек волосы перед каждым уроком убираются при помощи шпилек и невидимок в классическую, хореографическую прическу. Не позволительно использование кремов, духов, дезодорантов с сильным, резким запахом.

Единая форма дисциплинирует зрительно и на психологическом уровне.

Описание и методические пояснения комплексов пластики.

Начинается урок с исполнения поклона. Преподавателю следует сразу добиваться основ дисциплины в хореографическом классе. Учащиеся должны знать, что поклон – это не только начало урока, но и некая дань уважения к педагогу и приветствие преподавателя. Целью поклона является – общий настрой и готовность класса к проведению урока.

Исходное положение – правильная хореографическая постановка корпуса, в ногах I позиция, руки – в подготовительном положении, шея вытянута, подбородок поднят, голова – анфас.

Женский поклон – «и раз, и два» - demi plie по I позиции вниз, «и три, и четыре» - поднимаются из demi plie. Далее повторяется поклон еще раз.

Мужской поклон - «и раз, и два» - наклон головы четко вниз, «и три, и четыре» - голова приходит в исходное положение. Далее повторяется поклон еще раз.

1. Комплекс верхней пластики

(Разогрев и подготовительные упражнения)

Задачей комплекса является разогрев основных мышц и связок для последующих упражнений, а так же напоминание правил постановки корпуса, проверка основных положений ног и рук.

Начинаем комплекс из положения основной стойки по свободной I позиции в ногах, проверяем хореографическую постановку корпуса путём затягивания и расслабления определённых педагогом частей тела. Очень удобно и эффективно применять здесь не книжные штампы понятные для более подготовленных детей, а добиваться выполнения основных правил путём ассоциативного мышления. Например: для того чтобы ребёнок хорошо усвоил, как нужно держать подбородок, педагог предлагает ему представить, что он положил его на некую «полочку».

После проверки постановки корпуса начинаем выполнять упражнение на поднятие плеч к мочкам ушей и опускание с сильным давлением вниз. Это упражнение в последующем можно развить до поочерёдного поднимания и опускания правого и левого плеча.

Следующее упражнение – круговое вращение плечами с акцентом вперёд, затем с акцентом назад. Следим за исполнением полноценного круга.

Упражнением «Зарядка» разогреваем и разминаем плечевой пояс. Для выполнения этого упражнения необходимо согнуть руки с сильно вытянутыми ладонями на уровне груди, а локти поднять вверх как можно выше.

Сильным рывком на счет «раз» руки, сохраняя высоту локтей, отводятся назад, рывок повторяется на счет «два», затем исполняются те же рывки, но вытянутыми в локтях руками.

Следим за неподвижностью корпуса, за высотой рук. Локти и руки как можно больше должны уходить за плечевой пояс.

Наклоны и повороты головы. Голову опускаем вперёд, подбородком стараясь коснуться груди, затем запрокидываем назад. Это упражнение хорошо разогревает связки и мышцы шеи, но следует помнить, что длительное задерживание наклона может привести к непроизвольному головокружению. Потому упражнение выполняется плавно, не навязчиво, без рывков и в небольшом количестве. Наклоны чередуются с поворотами головы вправо и влево к плечу из положения вперёд. Заканчиваем упражнение круговым перекатыванием головы по груди, плечам и спине (два переката вправо и два переката влево). Для более четкого выполнения упражнения при проучивании делаем короткие остановки (грудь, плечо, спина, плечо).

Упражнение «Цапля» - развивает подвижность шейного отдела позвоночника. Голова с силой вытягивается носом вперёд и возвращается в исходное положение. Педагог предлагает ребёнку ассоциацию – «клюнуть носиком как птичка». Упражнение «Цапля» обязательно заканчивается упражнением на сдвиг головы поочерёдно к правому и левому плечу на восточный манер. Это упражнение достаточно сложное для начального этапа обучения и зачастую плохо получается

у ребёнка, но терпеливое и правильное объяснение неизменно даёт положительный результат.

Важной частью комплекса верхней пластики являются наклоны. Эти упражнения развивают устойчивость при смещении центра тяжести, гибкость, силу мышц спины и пресса, позволяют усвоить правильное положение спины, плечевого пояса, тазобедренного сустава при наклонах (Port de bras) вперёд, назад и в сторону.

Сильные, прямые руки через стороны поднимаются вверх, педагог акцентирует внимание детей на вытянутые локти и сильные, натянутые пальцы рук, а так же следит за хорошо поднятым подбородком. На три счёта исполняем наклон в правую сторону, с каждым счётом углубляя наклон, на четвёртый счёт встаём в и.п. (исходное положение). Повторяем в левую сторону. При наклонах в сторону необходимо проследить: плечи не поднимаются вверх, тазобедренный сустав остаётся на месте (центр тяжести не смещается в противоположную сторону), кисти и локти рук сохраняют натянутость, голова не опускается подбородком на грудь и не ложится на руку. Важно четко сохранять направление наклона.

Наклоны вперёд.И.П.-свободная первая позиция, пятки вместе, сильные натянутые руки вверх. На три счета наклоняемся вперёд, целью является положить ладони на пол около своих стоп, на четвертый счет вернуться в И.П. Необходимо проследить: при опускании и подъёме сохраняем ровную, прямую спину, сгибаясь в тазобедренном суставе – при наклоне руки касаются пола в последнюю очередь, при подъеме руки первые начинают движение вверх, плечи сохраняют правильное положение.

Полные приседания по I и II позициям на середине зала помогает ребёнку освоить навыки устойчивости, силы мышц спины и пресса, развивает силу ног, выворотность, дает возможность подготовить учащегося к проучиванию одного из основных движений экзерсиса классического танца - Plie, а в мужском танце подготавливает к проучиванию комплекса присядок.

И.П.– I позиция ног, руки на поясе, перед исполнением движения необходимо поверить постановку корпуса. На четыре счета опускаемся вниз, при этом пятки, подворачиваясь вперёд, в последнюю очередь отрываются от пола, колени как можно больше стремятся открыться за плечи. На следующие четыре счета поднимаемся вверх, пятки, подворачиваясь, в первую очередь опускаются на пол. После принятия И.П.педагогу стоит напомнить учащимся о правилах постановки корпуса. Исполняя приседания, учащиеся должны опускаться и вставать «двигаясь спиной по стеночке», взгляд строго вперёд, живот и «хвост» подобранны, плечи опущены вниз. Все то же самое исполняем по II позиции.

Одним из неотъемлемых условий пластики является чередование силовых упражнений и упражнений на расслабление и отдых. Потому, после приседаний мы исполняем движения для развития координации и силы рук. Эти упражнения исполняются стоя в свободной I позиции. Руки через стороны поднимаются во II позицию, ладонями вниз. Сжимаем пальцы рук в кулаки, сгибая локти, кулаки приводятся к плечам, затем, разворачивая кисти и открывая пальцы, с силой открываем руки в стороны, как бы отталкивая от себя стены. Повторяем несколько раз, затем повторяем то же самое вперёд, вверх, вниз.

Следующее упражнение способствует укреплению и развитию силы пальцев рук. И.П.- I свободная позиция, руки через стороны поднимаются во II позицию ладонями вниз, пальцы широко расставлены в сторону. С силой сжимаем пальцы в кулаки и резко, как бы выбрасывая, разжимаем.

Упражнения на координацию И.П.- руки во второй позиции ладонями вниз, все пять пальцев собраны вместе. Руки работают только в локтях, исполняя одновременные круговые движения к себе и от себя. Затем те же круговые движения, но поочерёдно правой и левой рукой к себе и от себя. В последующем можно увеличивать скорость движения для одной руки, сохраняя основной темп для другой.

Упражнения на координацию и силу рук достаточно трудоёмки и утомительны, потому преподаватель, выполнив определённое им количество движений, переходит к упражнению, развивающему устойчивость и силу голеностопного сустава. И.П. - VI позиция ног, руки на поясе. Исполняем Releve по VI позиции. Во время движения следим за правильной постановкой корпуса, за четким удержанием позиции, резким подъёмом на полупальцы и сдержанным опусканием.

Комплекс верхней пластики заканчивается трамплинными прыжками по VI позиции.

Все упражнения после проучивания ритмически просчитываются и исполняются с музыкальным сопровождением.

2. Комплекс «сидя на полу»

Данный комплекс пластики имеет своей целью проверить элементы постановки корпуса в положении сидя на полу, проучить и научиться применять навыки правильной работы тазобедренным и голеностопным суставами. Комплекс включает в себя прокачку мышц верхнего и нижнего пресса, элементы растяжек мышц и связок паха.

И.П. - сидя лицом к преподавателю. Проверяем правила постановки корпуса: спина вытянута вверх, подбородок поднят, плечи опущены вниз – педагог даёт ассоциацию детям – «на плечи нам давит некий груз». Руки держим за спиной, ладонями на полу, очень важно на них не заваливаться. Ноги вытянуты вперёд по VI позиции, подъём вытянут с силой, предлагаем детям ассоциацию – «стопы сжаты в кулак», колени с силой втянуты и вжимаются в пол, как следствие, необходимо добиваться, чтобы пятки при этом отрывались от пола. Для того чтобы дети четко усвоили и запомнили эти ощущения, педагог предлагает им несколько раз расслабиться и вновь собраться.

При исполнении следующего упражнения сохраняем постановку корпуса, сидя на полу. Сохраняя VI позицию, ребёнок с силой сокращает стопы на себя. При этом нужно проследить – пятки не расходятся в стороны. Затем так же с силой вытягиваем стопы – «сжимаем стопы в кулак». Упражнение на начальном этапе выполняем на два счёта к себе, на два счёта от себя, в медленном темпе. В процессе занятий темп по необходимости может увеличиваться.

Проучиваем комбинацию на вытягивание, сокращение и разворот стоп: на два счета стопы сокращаются на себя по VI позиции, на два счёта разворачиваются сокращенные в стороны – «мизинцы прижимаются к полу», на два счета стопы вытягиваются, образуя выворотное положение – «мизинцы как бы чертят полукруг на полу» и на два счёта собираются в VI позицию, стопы с силой вытянуты. Проделав это упражнение несколько раз, исполняем всё в обратном порядке. Темп, в котором исполняется это упражнение медленный, и ускорять его не рекомендуется. Заканчивается упражнение положением стоп – «мизинцы прижаты к полу».

Следующее упражнение «Уголок» развивает силу ног, мышц брюшного пресса, выворотность тазобедренного и голеностопного суставов. Учащиеся откидывают корпус назад в положение «упор на локтях». Следует проследить за сохранением сильных, натянутых мышц спины. Ноги сильные, натянутые, поднимаются вертикально вверх с выворотными стопами. Проверив положение, переходим к следующему упражнению «Ножницы». Сохраняя положение «Уголок» исполняем движение «заноска», акцентируя внимание детей на то, что выполнять нужно выворотными ногами – «пятками вперёд». Колени сохраняют силу и натянутость.

Выполнив определённое педагогом количество движений, переходим опять в положение «Уголок», но при этом усложняем его тем, что снимаем руки в стороны, ладонями вниз. Ноги и корпус в идеале должны образовать острый угол. Спина при этом не проваливается, шея ровная, голова и шея продолжение спины, ноги сильные и натянутые, мышцы брюшного пресса хорошо напряжены, сохраняем равновесие. Следует педагогу обратить внимание на случаи потери равновесия у детей! Это может происходить по двум причинам:

  1. Ребёнок не до конца понял или не полностью выполняет условия исполнения движения. При этом преподаватель должен обратить внимание учащегося на его ошибку и добиться её исправления.
  2. Ребенок, возможно, страдает определёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата (родовая травма, сколиоз и т.д.). В этом случае следует посоветовать родителям ребёнка обратиться за профессиональной, медицинской консультацией.

Заканчиваем упражнения «Уголок» и «Ножницы» положением корпуса «Четыре точки». Корпус ложится на пол: ноги, руки (открытые в сторону ладонями вниз), голова приподняты над полом. Упражнение используется для статического прокачивания мышц ног, груди и брюшного пресса. После истечения времени удержания положения «Четыре точки», заданного преподавателем следует дать учащимся небольшой отдых, расслабление.

Наклоны корпуса вперёд.Упражнение развивает гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивает и укрепляет мышцы и связки бедра и коленного сустава. И.П. - сидя лицом к преподавателю. Руки собраны в «замок» и заложены ладонями за голову, локти хорошо отведены назад, ноги собраны в VI позицию, колени сомкнуты, стопы с силой вытянуты. Проверяем постановку корпуса. Поднимаем и вытягиваем руки вверх, ладонь смотрит в ладонь, но не смыкаются, пальцы сильно вытянуты вверх. В первую очередь начинаем тянуться за руками вверх, «к солнышку», подбородок поднят, шея вытягивается. Корпус опускается вперёд и ложится на сильные, прямые ноги. Необходимо проследить, чтобы руки опускались в последнюю очередь. Корпус вытягивается вдоль сильных, прижатых к полу ног, руки ложатся на пол, ладонями вниз. Стараемся настолько вытянуться вперёд, чтобы руки стали длиннее ног. При подъёме в И.П. руки поднимаются в первую очередь, затем поднимается ровный, сильный корпус. Руки сверху опускаются за голову, «в замок», локти хорошо отведены назад. Упражнение повторяется несколько раз. На этапе проучивания, без определённого счета, после четкого усвоения правил, движение систематизируется на определённый счет и в определённом темпе и исполняется в музыкальном сопровождении. Заканчиваем данный комплекс двумя упражнениями: «Полулотос» и «Бабочка». Данные упражнения хорошо развивают выворотность в тазобедренном суставе.

Упражнение «Полулотос» начинается из И.П. - сидя лицом к педагогу, одна нога вытянута вперёд, а вторая, согнутая в колене ложится внешней стороной стопы на бедро вытянутой ноги. Обращаем внимание на то, что колено согнутой ноги с силой прижимается к полу. При этом нельзя допускать перекоса в тазобедренном суставе. Нет необходимости прижимать колено к полу, помогая рукой, это необходимо сделать мышцами ноги. Спина хорошо вытягивается вверх, руки находятся за спиной на полу. Выдержав временную паузу установленную преподавателем, ноги меняются местами.

Упражнение «Бабочка» выполняется после упражнения «Полулотос» как усиление последнего. И.П. -сидя лицом к педагогу. Ноги сгибаются в коленях, колени разводятся в стороны, стопа одной ноги плотно прилегает к стопе другой ноги. Спина хорошо вытягивается вверх, руки соединены в «замок» и заложены за голову, локти отведены далеко назад. Следует проследить за подтянутостью поясничного отдела позвоночника. Целью упражнения – удержать колени прижатыми к полу.

3. Комплекс «лёжа на спине»

По своей сути комплекс «Сидя на полу» и комплекс «Лёжа на спине» тесно пересекаются друг с другом, и зачастую стоит намеренно перемешивать отдельные упражнения этих двух комплексов. Это дает ребёнку отдохнуть и собрать своё внимание, а так же за счет контраста лучше усвоить материал.

Комплекс начинаем с упражнения на проверку постановки корпуса. Учащиеся лежат на спине. Руки – вдоль корпуса, ладонями вниз. Ноги – натянуты, колени втянуты, подъём с силой вытянут, мышцы напряжены. Живот втянут, ягодицы подобраны, поясничный отдел стараемся прижать к полу. Плечи прижаты к полу и придавливаются к пяткам. Голова - строго вертикально. После того, как проверена постановка корпуса на полу, преподаватель даёт команду учащимся расслабиться, а затем вновь проделать поочередное затягивание и подбирание, начиная от кончиков пальцев ног и заканчивая головой. Параллельно можно проводить упражнения на контраст: сократить подъём – вытянуть подъём; выпятить живот – втянуть живот; прогнуть поясницу и отставить ягодицы – втянуть ягодицы; согнуть колени – с силой втянуть колени; поднять плечи наверх и вперёд – прижать к полу и опустить к пяткам; опустить голову подбородком на грудь – поднять подбородок и вытянуть шею. Подобные упражнения путём контраста дают возможность учащемуся прочувствовать и запомнить ощущения правильной постановки корпуса.

Далее переходим к упражнениям на прокачку брюшного пресса. Изначально выполняем упражнение на прокачку верхней части брюшного пресса. Положение корпуса – лёжа на спине, ноги с силой вытянуты, руки сомкнуты в замок и заложены за голову, голова в положении строго вверх. На счет «раз» - обе ноги одновременно поднимаются с вытянутыми коленями и натянутыми подъёмами, до положения «вертикально вверх». Следует проследить, чтобы ребёнок не поднимал при этом бёдра. На счет «два» сильные ноги опускаются без удара на пол в исходное положение. Количество подъёмов и опусканий определяет преподаватель. После выполнения упражнения - отдых. Затем идёт упражнение на прокачку нижней части брюшного пресса. И.П. - прежнее, прямые руки вытягиваются по полу над головой. Резким взмахом рук, поднимаем корпус в положение сидя, затем опять опускаемся на пол, в И.П. При исполнении - следим за сохранностью натянутости ног и полноценным исполнением подъёма.

Упражнение на расслабление. И.П. - лёжа на спине, руки в стороны, ладони прижаты к полу. Сохраняя с силой натянутые ноги в коленях и голеностопе, прогибаемся в пояснице и всей спине, запрокидывая голову назад. Руками опираемся в пол. Затылком стремимся к пояснице. Плечи опущены вниз. Ученики сохраняют данное положение, заданное преподавателем время. Во время исполнения упражнения педагогу следует поправлять учеников, исправляя неправильные прогибы, перекосы и изъяны, допущенные учениками. Не допускается опора при прогибе на голову.

Заканчивается комплекс упражнением на растягивание позвоночного столба. И.П. – лежа на спине, руки вытянуты назад. По заданию преподавателя учащиеся начинают тянуться кончиками пальцев рук вверх, а кончиками пальцев ног вниз. Упражнение помогает растянуть позвоночный столб и освободить кровоток и нервные окончания от давления позвонков, а так же помогает исправить в начальной стадии небольшие искривления позвоночника. Преподавателю следует проследить за правильностью и четким исполнением упражнения.

4. Комплекс «лёжа на животе»

Обязательными условиями правильной постановки корпуса, лежа на животе, является: сильные ноги с соединёнными пятками и натянутыми коленями, втянутые ягодицы, втянутый живот, между животом и полом должно быть пространство. Но необходимо проследить, чтобы учащиеся, втягивая живот, не выгибали корпус, отрывая его от пола. Проверив положение корпуса с вытянутым подъемом на полу, педагог предлагает учащимся, сохраняя натянутость и силу мышц корпуса и ног, перевести стопы в I позицию, не разъединяя при этом пятки. После выполнения этого упражнения преподавателю необходимо вновь проверить правильность положения корпуса, исправить ошибки которые неизменно появятся при изменении позиции стоп, это обуславливается природными данными и физическими возможностями индивидуально каждого ребёнка.

После проверки постановки корпуса с положением стоп – I позиция, проучиваем комбинацию на координацию стоп и прокачку брюшного пресса из положения лёжа на животе. В медленном темпе на счет «раз и два» - удерживая пятки вместе и прижатыми к полу, вытягиваем и соединяем стопы, на счет «три и четыре» - используя брюшной пресс, поднимаем хорошо вытянутые ноги вверх, прогибаясь в пояснице. При этом важно верх корпуса, лоб и вытянутые вперёд руки оставить прижатыми к полу, ноги идеально прямые, колени и стопы натянуты и сомкнуты. Ребёнок старается поднять ноги и низ корпуса от пола до талии. На следующий счёт «раз и два» - низ корпуса и ноги, аккуратно, без рывков, опускаются в исходное положение на пол, на счет – «три и четыре» - удерживая сомкнутые колени и пятки, разворачиваем стопы в I позицию.

Упражнение «Лодочка». Задачей этого упражнения является прокачка брюшного пресса, развитие гибкости позвоночного столба, а также профилактика различных искривлений позвоночника. Из И.П.- лежа на животе, на счет «раз и два», прогибаясь в спине, поднимаем одновременно сомкнутые, хорошо натянутые ноги, низ корпуса и верх корпуса с вытянутыми вперёд руками, голова находится четко между вытянутых рук. Кончики пальцев рук и кончики пальцев ног должны по возможности находиться на одной высоте. На счет «три и четыре» учащиеся сохраняют положение «Лодочка». На следующий счет «раз и два» - спокойно, без рывков возвращаемся в И.П.- лежа на полу, «три и четыре» - пауза. Следует проследить, чтобы учащиеся выполняли упражнение до предела своих возможностей. Это условие в совокупности с выполнением всех правил неизменно приведёт к положительному результату.

Следующее упражнение «Кольцо». Задачей этого упражнения является развитие гибкости позвоночного столба, развитие подвижности коленного сустава, профилактика заболеваний коленного сустава. Из И.П.- лёжа на животе выполняем подготовку к выполнению самого упражнения – расслабляем ноги, чуть раздвигаем их в стороны и сгибаем в коленных суставах, стараясь достать пятками до ягодиц. Руки отводим назад и делаем захват ног в области голеностопа, голова остаётся в положении «лоб на полу». На счет «и раз» - прогибаемся в спине, от поясницы до лопаток, напрягаем и поднимаем ноги и руки вверх, вытягиваясь к потолку, формируя «кольцо», голова запрокидывается назад. При возвращении в И.П. следует подготовить детей и проследить – резкое опускание, рывки, полное расслабление – категорически исключены, во избежание микротравм и ушибов. По возвращении в И.П. учащиеся своими руками прижимают согнутые назад ноги пятками к полу. Контраст в напряжении благотворно влияет на работу коленного сустава. Педагогу следует помнить, что при определённых заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а так же травмах, данное упражнение выполнять не рекомендуется, в отдельных случаях необходима врачебная консультация.

По окончании выполнения упражнения «Кольцо», учащиеся возвращаются в И.П.- лёжа на животе, руки и ноги вытянуты. И далее переходим к выполнению следующего упражнения – «Змейка». Упражнение развивает гибкость позвоночного столба, а также эластичность мышц и связок брюшного пресса, груди и шеи. И.П.- стойка на локтях перед собой, верх корпуса приподнимается, тяжесть корпуса переносится на руки, ноги сгибаются в коленях, колени и стопы сомкнуты, подъём натянут, голова поднята. I ступень – голова запрокидывается назад, за счёт постепенного подъема с локтей и выпрямления рук стараемся дотянуться кончиками пальцев ног до затылка. II ступень – увеличивая прогиб стараемся дотянуться кончиками пальцев ног до лба. III ступень - увеличивая прогиб стараемся дотянуться кончиками пальцев ног до носа. IV ступень - увеличивая прогиб стараемся дотянуться кончиками пальцев ног до подбородка Основная ошибка – это увеличение прогиба за счёт отрыва живота и бедер от пола. Преподавателю следует добиваться исключения данной ошибки во избежание получения учащимися микротравм.

Заканчивается комплекс пластики лёжа на животе упражнением «Лягушка». Данное упражнение развивает эластичность, выворотность мышц и связок тазобедренного сустава и поясничного отдела позвоночника, а так же используется для профилактики искривлений и перекосов тазобедренного сустава и нижнего отдела позвоночника. И.П.– лежа на животе. Ноги, сгибаясь в коленях, разводятся в стороны равномерно, часть ноги от бедра до колена лежит перпендикулярно корпусу по правую и левую сторону, растяжка паха с согнутыми коленями, низ ног подтянут к паху и соединены «стопа в стопу», пятки прижимаются к полу, сокращенные стопы поднимаются вверх, стараемся опустить корпус от живота до груди равномерно на пол, голова повёрнута на бок, руки согнуты в локтях и положены ладонями под голову. Необходимо добиться от учащихся полного расслабления. Упражнение статичное и преподаватель имеет возможность аккуратно поправить каждого ребёнка, очень важно сохранение правильного положения.

Данный комплекс достаточно сложен, и как правило для его проучивания требуется достаточно много времени, но правильность и четкость его выполнения хорошо подготавливает учащихся к изучению основ классического танца в последующем. Однако педагогу следует при проучивании данного комплекса обратить внимание на возможность скрытых дефектов в здоровье детей и в случае подозрении незамедлительно требовать от родителей обращения за квалифицированной консультацией врача.

5. Комплекс растяжек и упражнений на гибкость

Следующий комплекс включает в себя упражнения на развитие гибкости позвоночника, укрепление мышц корпуса, рук и ног, а также способствует развитию эластичности и растяжки мышц и связок ног, корпуса и паха. Данный комплекс не случайно занимает одно из последних мест в построении урока. Упражнения, входящие в него требуют строгого подхода и подготовленных, «разогретых» связок и мышц.

Начинается комплекс с упражнения «Поза гуся», после предыдущего упражнения «Лягушка», поднимаем корпус произвольно с пола, чуть сводим колени, стопы сокращаем и разворачиваем в сторону от корпуса. Ноги лежат на внутренней стороне, между пяткой и бедром должен проходить сжатый кулак ученика (так мы проверяем правильность позы), корпус ровный, плотно сидим на полу, свободные руки для начала кладем на колени. На первом этапе «Поза гуся» применяется как статическое упражнение. На следующем этапе учащиеся поднимают на медленный счет «раз и, два и, три и, четыре и» хорошо вытянутые руки над головой, корпус вытягивается за руками. На следующий счет «раз и, два и, три и, четыре и» корпус вместе с руками опускается вперёд. Стараемся положить корпус от живота до груди и подбородка на пол, руки опускаются в последнюю очередь. Сохраняем позу на полу очередной счет «раз и, два и, три и, четыре и». При этом ноги и «хвост» плотно прижаты к полу. На счет «раз и, два и» сохраняя положение низа корпуса, поднимаем верх, начиная от рук, до И.П. На счет «три и, четыре и» руки закладываются за голову в замок. После паузы, за время которой проверяем правильность позы и постановку корпуса, повторяем упражнение с наклоном и подъемом. Упражнение способствует укреплению мышц спины, развитию выворотности тазобедренного сустава. Заканчивается упражнение в положении лежа вперёд.

Для того чтобы перейти к следующему упражнению комплекса «Волновой прогиб», аккуратно вытягиваем сокращенные стопы, кисти рук кладём на свои пятки, корпус остаётся распластанный на полу. Упражнение «Волновой прогиб» способствует развитию гибкости позвоночного столба и шеи. Начинается упражнение из положения лежа вперёд. На счет «раз и, два и» начинаем подниматься, не снимая рук с пяток, от середины спины, голова опускается на грудь и отстаёт от корпуса. Формируем волну. Учащимся предлагаем ассоциацию - «Корпус – это иголка, голова – нитка, нитка не может обогнать иголку». На счет «три и, четыре и» - корпус продолжает идти назад, бедра поднимаются от пола вверх и вперёд, голова запрокидывается назад, сильно прогибаемся в спине, руками опираемся на пятки. В конечном результате формируем «кольцо» из положения стоя на коленях. Во избежание головокружения не рекомендуется длительное пребывание в этом положении, оно используется как проходящее. На следующий счет «раз и, два и» бедра медленно возвращаются в И.П.- сидя на полу, корпус совершает движение грудью вперёд, голова запрокинута назад и движется за корпусом. Формируем обратную волну. На счет «три и, четыре и» корпус опускается грудью на пол, голова, отставая, опускается лбом на пол в последнюю очередь.

Следующее упражнение комплекса – «Кошка». И.П.– «4 конечности, на коленях». Здесь педагог предлагает детям поиграть и изобразить ассоциацию «доброй и злой кошки». Само по себе упражнение простое и не требует больших усилий, но в комплексе используется для физической и эмоциональной разгрузки. Играя, дети выгибают позвоночник вниз, изображая «добрую кошку», и вверх изображая «злую». Для развития игровой ассоциации можно позволить детям ласково «мяукать и мурлыкать» при показе «доброй» и «шипеть» при показе «злой кошки».

Несколько отдохнув и расслабившись, переходим к упражнению – «Ветерок». И.П.– стойка на широко расставленных коленях, лицом к преподавателю. Проверяем правила постановки корпуса, руки на талии, локти подаются вперёд, голова ровная, подбородок приподнят. Все мышцы напряжены. На счет «раз и» - исполняем «качь» идеально ровным корпусом назад, ноги сгибаются только в коленном суставе. На счет «два и» - возвращаемся в исходное положение. На первом этапе «качь» выполняется на 45 градусов от пола, постепенно, со временем усвоения и приобретения навыков и силы угол наклона увеличивается. В конечном результате учащийся должен при каждом «каче» аккуратно касаться лопатками пола. Очень важно, при исполнении упражнения бедро, тазобедренный сустав, спину, шею и голову держать на одной прямой линии. Упражнение развивает силу всех мышц корпуса и ног, а в особенности верхней части бёдер, спины и брюшного пресса.

Далее переходим к упражнению на растяжку из положения, сидя, ноги в стороны. Задача этого упражнения подготовить учащихся к проучиванию и исполнению более сложных элементов и комбинаций на выработку поперечной, продольной и паховой растяжки, увеличения танцевального шага. И.П. – сидя, лицом к педагогу, ноги сильные, вытянуты вперёд, руки – ладонями на полу, чуть сзади корпуса. По команде педагога учащиеся открывают сильные прямые ноги широко в стороны. Проверяем правильность положения ног и корпуса – ноги напряжены и развёрнуты «мизинцами на пол», колени с силой втянуты, живот подобран, спина и шея «за макушку» вытянуты вверх, руки заложены в «замок» за голову, локти отведены назад, подбородок поднят. На счет «и раз, и два» - руки вытягиваются с силой вверх, корпус удлиняется за руками. На счет «и три, и четыре» - удерживая руки, опускаем ровный корпус вперёд, на пол перед собой. Руки касаются пола в последнюю очередь. Живот, грудь, подбородок касаются пола. Руками с силой тянемся вперёд. При опускании корпуса следим за правильностью положения ног. Некоторое время остаёмся в этой позе, вытягивая колени, разворачивая и вытягивая подъём. Затем на счет «и раз, и два» - поднимаем корпус, начиная от рук до И.П. сидя. На счет «и три» - вытягиваем корпус за руками вверх, «и четыре» - опускаем руки в замок за голову. Повторяем это упражнение несколько раз. Оканчивается это упражнение в положении корпуса вперёд лёжа на полу. Дале сразу переходим к растяжке паховых мышц. Для этого учащиеся выполняют переход называемый «перекатом на пах». Оставляя ноги недвижимыми, продвигаем «распластанный» по полу корпус вперёд, чуть помогая себе руками. В идеальном состоянии руки, подбородок, грудь, живот и паховые мышцы должны оказаться прижатыми к полу, ноги находятся перпендикулярно корпусу, колени с силой втянуты, подъемы вытянуты. Сохраняем эту позу опредёлённое педагогом время, затем выполняем «перекат» обратно и возвращаемся в И.П. При выполнении данной растяжки возникают трудности у детей, не обладающих хорошими природными данными. С целью помочь им развить до определённого уровня эти данные упражнение может несколько видоизменяться: 1) сам «перекат на пах» позволяется выполнять не скользя корпусом по полу, а приподнимая корпус при помощи рук чуть вверх; 2) если нет возможности сразу прижать грудь, живот и паховые мышцы к полу, то позволяется при правильном положении ног, медленное и поочерёдное опускание корпуса с прямых рук на локти, затем на грудь, а после стараемся прижать живот и паховые мышцы. При выполнении этого упражнения, педагогу стоит отслеживать строение опорно-двигательного аппарата каждого ребёнка, так как даже небольшие нарушения могут усложнить выполнение задания, а при исполнении данной позы и «переката» эти нарушения явно видны. Педагог незамедлительно должен довести свои подозрения до сведенья родителей и потребовать от них обращения за медицинской консультацией.

Следующим упражнением для развития растяжки, эластичности паховых мышц и связок, выработки танцевального шага служит ряд «полушпагатов». Эти небольшие, по своей сути в начале проучивания, полустатические упражнения обязательно необходимо выполнять ближе к концу урока, тогда, когда мышцы и связки «разогреты» и «подготовлены» к подобного рода нагрузкам.

«Полушпагат поперечный». И.П.– сидя на полупальцах, на «корточках», по VI позиции, опираемся руками перед собой. Выполняем поочередно несколько вариантов:

  1. Вытягиваем правую ногу в сторону на пятку, колено затянуто, подьём сокращен, положение левой ноги не меняется. Стараемся увеличить длину правой ноги за счет вытягивания и сокращения подъема и придавливания паховых мышц к полу. То же исполняем с левой ноги.
  2. Вытягиваем правую ногу в сторону на пятку, колено затянуто, подьём сокращен, колено левой ноги с силой открывается в левую сторону на разрыв, пятка подаётся вперёд. Стараемся увеличить длину правой ноги за счет вытягивания и сокращения подъема и придавливания паховых мышц к полу. То же исполняем с левой ноги..

«Полушпагат продольный». И.П.– сидя на полупальцах, на «корточках», по VI позиции, опираемся руками перед собой. Выполняем поочередно несколько вариантов:

  1. Вытягиваем правую ногу назад на полупалец, колено затянуто, подьём сокращен, положение левой ноги не меняется. Стараемся увеличить длину правой ноги за счет вытягивания подъема, разворота ноги в выворотное положение и в последнюю очередь, за счет опускания опорной пятки левой ноги на пол. То же исполняем с левой ноги.
  2. Вытягиваем правую ногу назад на полупалец, колено затянуто, подьём сокращен, колено левой ноги с силой открывается в левую сторону на разрыв, пятка подаётся вперёд. Стараемся увеличить длину правой ноги за счет вытягивания подъема, разворота ноги в выворотное положение и в последнюю очередь, за счет опускания опорной пятки левой ноги на пол. То же исполняем с левой ноги.

Завершающим упражнением комплекса растяжек и упражнений на гибкость на данном этапе служит выполнение учащимися упражнения «Поперечный шпагат». И.П. – учащиеся стоят на прямых ногах по выворотной II позиции, колени затянуты, руки опущены вниз. Проверяем постановку корпуса. По команде преподавателя учащиеся постепенно увеличивают II позицию, медленно опускаясь четко вниз. Для сохранения равновесия, в определённый момент, руки опускаются перед собой на пол, обеспечивая дополнительную поддержку. Но педагогу следует следить за тем, чтобы тяжесть корпуса не переносилась на руки. На последнем этапе опускания стопы сокращаются, опора остаётся только на пятках, сокращенная стопа «смотрит» вверх. Ноги должны быть направлены точно в стороны, копчик опускается строго вниз, в точку находящуюся на одной прямой линии с пятками. Упражнение считается полностью выполненным, если все части обоих ног, начиная от пятки и заканчивая пахом, по прямой линии, прижимаются к полу. Корпус находится в вертикальном положении. Нагрузка на руки исключается.

6. Комплекс упражнений на расслабление

Заканчивается урок пластики комплексом упражнений на расслабление. На первом этапе учащиеся проучивают только одну комбинация комплекса - «Ступени». Данная комбинация направлена на расслабление натруженных связок и мышц, нормализацию функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. При выполнении комбинации учитываются физические возможности индивидуально каждого ребёнка. Исходное положение – лежа на спине, живот втянут, голова – лицом точно вверх, руки свободно лежат вдоль корпуса.

4 ступень – по команде преподавателя вытянутые ноги одновременно поднимаются вертикально вверх, подьём вытянут, руки лежат вдоль корпуса. Часто допускается ошибка – ноги забрасываются за голову и отрываются от пола бёдра. Данную ошибку необходимо сразу исправлять.

6 ступень – по команде преподавателя учащиеся удлиняют поднятые вверх ноги, отрывая от пола бедра и спину, эти части тела вытягиваются в одну прямую линию вверх. Опора – у основания плеч. При проучивании учащиеся поддерживают себя руками по поясницу.

В спортивной гимнастике это положение называется «Берёзка». Педагогу следует добиться от учащихся идеально ровной вертикальной линии.

8 ступень – корпус прогибается в линии талии, натянутые ноги, сомкнутые вместе опускаются за голову и касаются верхом вытянутого подъема пола за головой, руки опускаются на пол прямые, по направлению назад – чуть в сторону. При выполнении этой ступени следует проследить за натянутостью коленных суставов. В спортивной гимнастике это положение называется «Плуг». После некоторой паузы педагог предлагает учащимся «свернуться», то есть, расслабив ноги и согнув их в коленных суставах поставить колени на пол рядом с головой. Можно детям предложить ассоциацию – «закрыть уши коленями». После очередной паузы возвращаемся в исходное положение 8 ступени, чуть увеличив позу «Плуга». Необходимо проверить натянутость коленных суставов.

Далее в обратном порядке учащиеся выполняют 6 ступень, 4 ступень и выходят во 2 ступень.

2 ступень – прямые, с втянутыми коленями ноги задерживаются на высоте 30 градусов над полом, руки и корпус лежат на полу. После небольшой паузы ноги опускаются в исходное положение.

Пропущенные номера ступеней: 1; 3; 5; 7 – не фиксируются, так как являются проходящими.