Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Урок изобразительного искусства во 2-м классе Цвет как средство выражения

Добавлено: 2014.12.23
Просмотров: 344

Мельникова Галина Владимировна, учитель изобразительного искусства

Цель урока: развитие представления школьников об образновыразительных возможностях художественных материалов.

Задача урока: усвоение первичных представлений о выразительных средствах искусства цвета.

Оборудование урока: диапроектор, магнитола, аудиозаписи, гуашь, кисти, баночки, параметры.

Зрительный ряд:

Таблица “Цветовой круг”.
Таблица “Теплые цвета”.
Таблица “Холодные цвета”.
Таблица “Сочетание теплых и холодных цветов”.
Таблица “Бабочки”.
Рисунки. “Костер днем” “Костер в ночи”.
Слайды.
Рылов “Родные просторы”.
Левитан “Золотая осень”.
Ван Тог “Вечернее кафе ночью”.
Куинджи “Лунная ночь на Днепре”.

Музыкальный ряд: аудиозапись Григ “Утро”. Чайковский “Времена года. Октябрь”.

Ход урока

Ребята, за этот год мы уже многое узнали, чем и как работают художники, познакомились с тремя сферами деятельности художника: изображением, украшением, постройкой, о чем говорит искусство. А теперь мы начнем с вами знакомиться “Как говорит искусство”.

Искусство служит для выражения чувств, настроения человека, его отношения к окружающему миру. А что же помогает художнику раскрыть свои мысли, чувства? Русский язык, литература – средство выражение – слово, математика – цифры, формулы. И в искусстве есть тоже свой язык, язык художественной выразительности. Элементы этого языка – линия, цвет, пятно, объем, ритм. И сегодня мы будем говорить с вами о цвете. Цвет как средство выражения. Но посмотрите на свои краски. Там ведь много цветов. Есть три цвета, из которых можно получить много разных других.

В: Что это за краски? (синий, красный, желтый)

Кто забыл, как получить разные цвета, подскажет вот этот “волшебный цветок”.

Показываю таблицу “Семь цветов радуги”.

А теперь посмотрите на эту таблицу (показываю “Цветовой круг”).

В: Кто знает, как называется этот круг? Он похож на ваши краски.

В: А можно как-то разделить цвета?

(Ответы детей)

Одни цвета мы называем теплые, другие холодные.

В: Почему они так называются? Они что, действительно, греют?

Одинаковы они по настроению?

(Ответы детей)

Давайте сейчас мы послушаем музыку.

В: Какие бы цвета вы взяли для выражения этой музыки? (ответы) Теперь давайте послушаем другую музыку.

В: Какие краски подойдут для этой музыки?

Значит цветом можно выражать чувства, настроение, радость и печаль, торжество, грусть. Это свойство и используют художники.

Посмотрите, какие солнечные, теплые краски взял Левитан для своей “Золотой осени”.

А вот “Оттепель Ф. Васильева – серые, голубые, фиолетовые. Распутица, слякоть.

Рассмотрите картину Рылова “Голубые просторы”.

Работа ученицы “У костра”. Кто видел как костер горит днем?

А ночью? Где ярче? (ответы)

И чем темнее небо, тем ярче полыхает костер. Вот такие чудеса происходят, когда встречаются холодные и теплые цвета. Они как бы зажигают друг друга Этот эффект используют художники, когда пишут лунный свет, свет фонаря.

Рассказываю, какой эффект производила картина Куинджи “Лунная ночь на Днепре” на посетителей выставки. А теперь давайте поработаем.

Сначала убедимся, что если добавить желтый цвет, то он делает другие цвета теплее.

Дети выполняют на альбомных листах.
Смешивают на палитре: синий + желтый
фиолетовый + желтый
красный + желтый и т.п.

Далее работаем с теплыми цветами. К ним добавляем синий.

А вот зеленый бывает и теплым и холодным.

Делаем упражнения. Добавляем к зеленому разное количество желтого цвета и синего.

–- А теперь мне хочется узнать, разобрались вы, какие цвета холодные, теплые, как они помогают друг другу. Я предлагаю вам следующее:

За окном весна. Природа оживает. Появляются первые цветы и скоро вся земля покроется разноцветным ковром. Солнечные, теплые краски у Весны. И вместе с первыми цветами просыпаются “летающие цветы”. Так называют чудо природы – бабочек. Изящная форма, гармоничное сочетание цветов ласкают глаз. А ведь художник черпает красоту своих образов у природы, учится у нее гармонии цвета.

Природа не случайно дала такие наряды бабочкам. Ночные бабочки прячутся днем на коре деревьев, на листьях. И цвет у них соответствующий. Дневные бабочки прячутся от своих врагов, порхая над цветками. И окраска у них ярче.

– А у наших бабочек нет таких нарядов. Помогите им. Им срочно нужно быть на весеннем карнавале. (Делю класс на две половины. Одна работает холодными цветами, другая – теплыми).

Каждая бабочка должна прилететь на свой цветок, где ее наряд будет особенно выделяться.

Ребята выполняют задание, а учитель готовит весеннюю поляну.

Прикалываю крупные весенние цветы (подстежки, мать-и-мачеха, медуница и т.д., имеющие окраску холодных и теплых цветов).

По окончанию работы дети прикрепляют каждый свою бабочку на определенный цветок. Обсуждаем, кто правильно сделал, кто ошибся.

Урок заканчивается.

Сегодня мы не работали с белой и черной краской. А что происходит с цветами, если добавить эти краски. Об этом узнаем на следующем уроке.