Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Интегрированный урок экологии и физики Радиоактивное загрязнение окружающей среды

Добавлено: 2014.12.23
Просмотров: 285

Бителева Евгения Сергеевна, учитель биологии и экологии

Цель: сформировать понятие радиоактивного загрязнения окружающей среды, его причины и последствия.

Задачи:

Методы урока: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериала, проблемный метод, самостоятельная работа учащихся

Оборудование: компьютерная презентация, видеофрагменты, сообщения учащихся, тестовые задания, таблица Менделеева

Примечание: Урок можно проводить в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» как в 10, так и в 11 классах.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

2. Подведение учащихся к формулировке целей и задач урока

Учитель экологии: На прошлом уроке мы начали разговор об источниках загрязнения атмосферы. Сегодня мы его продолжаем и говорить будет об очень серьезном загрязнении – загрязнении, которое вызывает множество отрицательных последствий как в окружающей среде, так и в организме человека. Проблема использования этих веществ сегодня очень актуальна. Самыми значимыми государствами в этой проблеме являются: Россия и США. Наверно, обратив внимание на слайд, вы уже догадались о каком виде загрязнения окружающей среды мы сегодня говорим?.. (слайды 1, 2, см. Приложение)

3. Формирование понятия «радиоактивность»

Учитель физики: «Радиоактивность – самопроизвольное превращение (распад) ядер хим. элементов, приводящее к изменению их атомного номера и массового числа. Радиоактивное излучение – как самопроизвольное испускание лучей – это естественный процесс, существовавший задолго до образования Земли» (слайд 3)

4. Выступление учащихся

Учащиеся выступают с сообщениями об открытии радиоактивности и работах ученых физиках в этой области: 1 учащийся – работы А.А.Беккереля (слайд 4)

«Открытие радиоактивности – произошло благодаря счастливой случайности. Рентгеновские лучи впервые были получены при столкновении быстрых электронов со стеклянной стенкой разрядной трубки. Одновременно наблюдалось свечение стенок т рубки. Беккерель долгое время исследовал родственное явление – свечение веществ, предварительно облученных солнечным светом. К таким веществам принадлежат, в частности, соли урана, с которыми экспериментировал Беккерель. И у него возник вопрос: не появляются ли после облучение солей урана наряду с видимым светом и рентгеновские лучи? Беккерель завернул фотопластинку в плотную черную бумагу, положил соли и выставил на яркий свет. После проявления пластинка почернела на тех участках, где лежала соль. Следовательно, уран создавал какое-то излучение, которое, подобно рентгеновскому пронизывает непрозрачные тела и действует на пластинку. Беккерель думал, что излучение возникает под влиянием солнечных лучей. Но однажды, в феврале 1884 года, провести очередной опыт не удавалось из-за облачной погоды. Беккерель убрал пластинку в ящик стола, положив на нее сверху медный крест, покрытый солью урана. Проявив на всякий случай пластинку два дня спустя, он обнаружил на ней почернение в форме отчетливой тени креста. Это означало, что соли урана самопроизвольно, без каких-либо внешних влияний создают какое-то излучение. Начались интенсивные исследования».

2 учащийся – работы супругов П. Кюри и М. Склодовской-Кюри (слайд 5)

«В 1898 году Мария Склодовская-Кюри во Франции вместе с мужем Пьером Кюри занялась исследованием аномальных лучей, которые испускали соли урана. Не имея никакой лаборатории и работая в сарае на улице Ломон в Париже, с 1898 по 1902 годы они переработали восемь тонн руды урана и выделили одну сотую грамма нового вещества – радия. Позже был открыт полоний – элемент, названный в честь родины Марии Кюри. В 1903 году Мария и Пьер Кюри получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Будучи на церемонии награждения, супруги задумываются создать собственную лабораторию и даже институт радиоактивности. Их затея была воплощена в жизнь, но гораздо позже. После трагической смерти мужа 1906 году Мария Склодовская-Кюри унаследовала его кафедру в Парижском университете. В 1910 году ей удалось выделить чистый металлический радий, а не его соединения, как бывало прежде. Мария Склодовская-Кюри скончалась в 1934 году от апластической анемии. Её смерть является трагическим уроком – работая с радиоактивными веществами, она не предпринимала никаких мер предосторожности и даже носила на груди ампулу с радием как талисман. Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными».

5. Рассказ учителя физики

Рассказ о наличии радиоактивных элементов в литосфере земли (слайд 6), видах излучения (слайд 7), единицах измерения излучения (слайд 8), о проникающей способности различных видов ионизирующего излучения (слайд 9), а также объяснения правила «Смещения» с целью понимания учащимися причин возникновения радиоактивного загрязнения окружающей среды (слайд 19) (Приложение 2).

6. Работа учащихся у доски

Решение задач на правило «смещения» (учитель сам подбирает задания с учетом индивидуальных особенностей детей)

7. Беседа учителя экологии

Беседа с учащимися по вопросам:

Последним вопросом обязательное обсуждение возможного захоронения отходов ядерного производства разных стран в России (слайд 25).

8. Закрепление урока

Урок заканчивается небольшой самостоятельной работой учащихся, состоящей из 5 вопросов по экологии (тестового характера) и написании 3-х уравнений с использованием правила «Смещения» по физике. Дети получают по две оценки.