Цели:
Тип урока:
Оборудование урока:
Ход урока
I. Организационный этап (объявление темы, целей урока).
II. Этап объяснения условий игры.
Правило игры “Учитель - класс” (разъясняется с помощью плаката); оцениваются правильные ответы на вопросы и задания учителя по схеме:
Правильный ответ ученика – “+” 1 балл классу. Неправильный ответ ученика – “+” 1 балл учителю. Подсказка – “ - ” 1 балл классу. Выигрывает класс в 10 баллов – все ученики получают карточки. При меньшей разнице – класс карточек не получает. |
В процессе урока эти баллы вносятся в заранее заготовленную таблицу.
III. Этап актуализации знаний и умений.
1. Разминка.
Все учащиеся класса делятся на две группы. Учащиеся I группы на карточках выполняют тест “Помнишь ли ты таблицу умножения? ”, учащиеся II группы выполняют этот же тест при помощи портативных компьютеров ( слайд №1) (ставят знак “+” против правильного ответа на каждое задание).
Задания записаны на карточках и на I слайде монитора:
Карточка для ученика, в которую нужно вписать правильный ответ:
27 | 32 | 42 | 9 | 54 | 6 | 7 | |
1 | + | ||||||
2 | + | ||||||
3 | + | ||||||
4 | + | ||||||
5 | + | ||||||
6 | + | ||||||
7 | + | ||||||
8 | + | ||||||
9 | + |
После выполнения разминки учитель подводит итоги, внося в таблицу соответствующие баллы.
2. “Найди свою ошибку в решении примера”.
Во время выполнения данного задания учащиеся меняются группами, и теперь уже учащиеся I группы выполняют задание представленное на слайде №2. Аналогичное задание выполняют учащиеся II группы в рабочих тетрадях. Данное задание для учащихся II группы записано на доске.
Задание “Найди свою ошибку в решении примера”:
1) 34 – х = 17, х = 34 + 17 (-) , х = 51. | 2) х – 18 = 25, х = 25 – 18 (+) , х = 7. | 3) х + 14 = 41, х = 41 – 14, х = 37. (27) |
В скобках показано, как нужно исправить ошибку.
Во время проверки данного задания учитель переключает внимание учащихся с монитора на себя, на отвечающих.
После выполнения задания учитель подводит итоги, внося в таблицу соответствующие баллы.
3.Самостоятельная работа в группах.
Во время выполнения данного задания учащиеся меняются группами, и теперь уже учащиеся II группы выполняют задание представленное на слайде №3 “Тест с выбором ответа”. Учащиеся I группы в это время работают с плакатом “Собери кокосы”.
Задание “Тест с выбором ответа”:
1. Как найти неизвестное слагаемое?
2. Как найти неизвестное уменьшаемое?
3. Упростите выражение: 4 + х + 18.
4. Решите уравнение: х + 12 = 20.
5. Решите уравнение: у – 84 = 122.
6. Вычислите: 10 : 0
7. У Коли 5 марок, что на а марок больше, чем у Толи. Сколько марок у Толи?
8. Расстояние АВ = s (км), скорость автомобиля 60 км/ч. Найдите время движения.
Задание “Собери кокосы”.
В “кокосах” на рисунке указаны номера заданных уравнений:
В “корзинках” записаны корни данных уравнений.
Задание: сопоставить номера заданных уравнений с числами (корнями уравнений), записанными на корзинках.
По окончании выполнения данного задания учащиеся осуществляют взаимопроверку.
Учитель подводит итоги, внося в таблицу соответствующие баллы.
Физминутка.
Упражнения выполняются сидя или стоя, с максимальной амплитудой движения глаз.
IV. Этап организации познавательной деятельности учащихся.
Устная фронтальная работа
Задания:
1. Прочитайте выражения:
2. Укажите букву, под которой записано уравнение:
3. Дайте определение уравнения. Что значит решить уравнение?
4. Решите уравнение:
5. Назовите неизвестные компоненты в уравнении:
6. Угадайте корень уравнения х + х + х + 20 = 20.
7. Укажите, какое из заданных выражений является решением задачи: В первом мешке 20 кг яблок, что на х кг меньше, чем во втором. Сколько кг яблок в каждом мешке?
Полученные в результате выполнения заданий баллы вносятся в таблицу.
V. Практический этап.
Решение более сложных уравнений
(Упражнения приводятся по учебнику Н.Я. Виленкина и др. “Математика – 5”.)
1) №366 (б): 125 – х - 13 = 20 (решение комментирует один из учеников).
2) Два ученика самостоятельно решают у доски
№366 (а):
( х + 98) + 14 = 169 и (70 + у) - 15 = 31.
Остальные учащиеся решают данный номер в тетрадях.
3) Решение задачи на составление уравнения всем классом с комментированием с мест:
№ 368 (б): (х + 14) – 12 = 75.
Самостоятельная работа.
Ответы к этим заданиям зашифрованы на координатном луче:
Самостоятельную работу проверяют учащиеся совместно с учителем, сверяя с правильным решением, записанным заранее на закрытой доске.
VI. Подведение итогов и комментирование домашнего задания.
Домашнее задание:
п.10 (выучить правила, ответить на вопросы в конце пункта) № 385 (а, в),
№ 387 (б), № 428 (б), № 429.
Учитель вместе с учащимися подводит итоги урока, подсчитывает количество набранных баллов, выставляет в журнал отметки за работу на уроке.