Загрузить презентацию (1,07 МБ)
Цели:
Тип урока: конференция.
Вид урока: урок с применением компьютера (с использованием мультимедиа-средств обучения)
Методы урока: ролевая игра: класс разбит на «домашние» группы, каждая из которых готовила свою часть из общего задания.
Оборудование: компьютер, иллюстративный материал, игровые элементы, видеосюжеты, таблицы, иллюстрации,
ХОД УРОКА
I. Работа по слухо-зрительному восприятию речи (словарная работа с материалом прошлого урока).
Учитель: На прошлом занятии мы начали изучать тему болезней человека. Сейчас вспомним и повторим основные термины к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока
– На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение темы болезней человечества и тема сегодняшнего занятия – «Инфекционные заболевания человека».
– Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово “инфекция”?
– Почему же у вас возникают такие ассоциации ? (Ответы учащихся)
Учитель: Наверное, потому, что мы мало имеем информации и данных по этому вопросу. Сегодня мы попытаемся приоткрыть тайную дверь в царство инфекций.
– Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок-конференция. На нашей конференции сегодня присутствуют врачи, советники при Всемирной организации здравоохранения, народный целитель – представители, изучающие различные аспекты медицины.
Мы попытаемся понять причину возникновения инфекций, их распространение, а также методы борьбы с ними.
III. Основная часть
Учитель: Человек рождается, живёт, взрослеет с мыслью, что жизнь бесконечна. В более взрослом возрасте мы понимаем, что это далеко не так. Существует много болезней способных унести жизнь как пожилого, так совсем юного организма. Почему это происходит и с чем связано мы и попытаемся разобраться сегодня.
– Сейчас перед нами выступит советник ВОЗ и расскажет нам о статистике средней продолжительности жизни.
Советник ВОЗ: На планете Земля, как известно, существует много стран. У каждой страны существуют свои показатели, как рождаемости, смертности, так и средней продолжительности жизни .
Учитель: Что же является причиной такой печальной статистики?
Советник ВОЗ: Это в основном дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи, а также низкий уровень жизни, связанный с возникновением различных заболеваний. Слайд.
Учитель: Что же это за болезни, способные уносить жизни людей? Почему сейчас, в мирное время, каждый год от различных заболеваний умирают более 18 млн. человек, причем большая часть – дети? На эти вопросы нам постарается ответить специалист.
Врач-инфекционист: Да, это верно, существует множество болезней, способных лишить жизни человека, среди них: сердечно-сосудистые, онкологические заболевания. Не малую роль в этой печальной статистике играют инфекционные болезни. Слайд
Учитель: А что же означает само слово – инфекция? Что скрывается под этим понятием?
Врач-инфекционист: Инфекция – заражение живых организмов микроорганизмами. Слайд 8.
Инфекции бывают бактериального, вирусного происхождения, а также вызванные простейшими. Слайд 9.
«Сравнительная характеристика микроорганизмов» слайд 10.
Инфицирование простейшими (словарная работа к уроку).
Слайды 11-12.
Бактериальные: (строение бактерии) слайд 13.
– шаровидные – кокки;
– палочковидные – бациллы;
– извитые формы – спириллы.
Слайд14.
Вирусные – это инфекции, возбудителями которых являются неклеточные формы жизни – вирусы (строение вируса) слайд 15.
Слайд: (вирус ОРВИ, полиомиелит, СПИДа) слайды 16, 17, 18.
Учитель: Судя по картинкам можно сказать, что и бактерии и вирусы довольно «симпатичные», почему же они так опасны?
Вирусолог:Вирусы – это опасные и коварные внеклеточные частицы, которые не имеют ни клеточной оболочки, ни клеточных структур. Вирус – это нить ДНК или РНК (генетический материал), окружённый капсидом. Вне организма вирус не размножается и не подаёт признаков жизни, но стоит ему попасть в организм человека, животного или растения, как капсид вируса растворяется и он начинает свою жизнедеятельность. Слайд 20.
Учитель: (работа со словарём к уроку) Из рассказа врача, мы можем судить о том, что вирусы и многие бактерии и правда очень опасны. Какие же существуют пути распространения инфекций?
Врач-инфекционист: слайд 21. Все инфекции можно разделить на следующие группы:
(плакат «строение человеческого организма»)
– инфекции верхних дыхательных путей;
– инфекции нижних дыхательных путей;
– кишечные инфекции;
– мочеполовые инфекции;
– кожные инфекции.
Учитель: Каким же образом эти частицы попадают в организм?
Врач-инфекционист: слайд 22. Путей распространения существует несколько, это:
– воздушно-капельный (ОРВИ, туберкулёз и др.)
– через укусы насекомых, животных (малярия, бешенство, энцефалит)
– грязные руки, немытые продукты питания, нечистоты (гепатиты)
– кровь, слизистые оболочки (СПИД).
Учитель: Итак, ребята, обратим внимание и запомним причины возникновения болезней.
И всё же, почему человек заболевает? Что является причиной того, что одни люди переносят болезни в лёгкой форме, другие – в тяжёлой форме, а некоторые люди вообще не болеют? Ваше мнение – почему так происходит? (Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что, по всей видимости, должна быть какая-то защита).
– Что же это за защита? Попросим рассказать об этом врача иммунолога.
Иммунолог: Эта защита называется иммунитетом. А изучает его отдельная наука иммунология. Слайд 23
Иммунология – наука о защитных реакциях организма, направленных на сохранение его структурной и функциональной целостности и биологической индивидуальности.
Иммунология зародилась, как наука по борьбе с инфекциями во второй половине 19-го и начале 20-го века. Совсем недавно, всего каких-нибудь 100-150 лет назад люди буквально вымирали от эпидемий инфекционных болезней. Например, во время русско-японской войны сражения останавливались, так как войска с обеих сторон вымирали от дизентерии Григорьева-Шига, которая протекает по типу холеры, с кровавым поносом. И то, что мы сейчас чувствуем себя достаточно благополучно, это всё результаты достижений иммунологии.
В 19-м веке стало понятно происхождение очень многих болезней. Было открыто, что микроорганизмы, простейшие, гельминты, вирусы и микоплазмы (открыты позже), способны вызывать болезни. А отвечают за иммунитет специальные клетки крови.
Как мы уже знаем, кровь человека состоит из: плазмы, эритроцитов, тромбоцитов, а также лейкоцитов. За обезвреживание чужеродных тел в крови и организме в целом, отвечают специальные клетки лейкоцитов – лимфоциты. Именно лимфоциты и отвечают за иммунитет организма. Форменные элементы крови. Слайд24.
Учитель: Теперь мы знаем – что бы не болеть, необходимо иметь крепкое здоровье, как сказал врач сильный иммунитет против инфекций. Но как же укрепить организм, что бы быть жизнерадостным и работоспособным?
На этот вопрос существует два противоположных мнения, мнение врача-терапевта и мнение врача, занимающегося нетрадиционной медициной, а также гомеопатией.
Врач-терапевт: Действительно, на сегодняшний день существует много инфекционных болезней, распространяющихся по всему миру. Поражают они как взрослый, так и детский организм, а особенно детский, так как дети имеют слабый иммунитет. Поэтому я вижу единственный выход – вакцинация населения. Болезни легче предупреждать, нежели потом лечить. Слайд 25
Врач-гомеопат: То, что болезни, вызванные инфекциями, необходимо предотвращать, я согласен, а вот вопрос вакцинации – спорный вопрос.
Бактерии, существуют как в окружающей среде, так и в организме человека, но они не должны вызывать болезни. И наша задача помочь организму, укрепив свои силы, самому бороться с инфекциями. А помощниками в этом являются только растения и животные, то, что нам дарует сама природа. Вакцинация же не является панацеей. Слайд 26
IV. Обобщение
Учитель: Вопрос вакцинации и требует детального рассмотрения и изучения, поэтому мы рассмотрим его на следующих занятиях. А сейчас подытожим результаты сегодняшней конференции. Слайд 27.
Итак:
– Что же представляет собой инфекция?
– Какие пути распространения инфекций существуют?
– Что является основным в защите организма от инфекций?
V. Заключение слайд 28: Заканчивается наше занятие. Многие вопросы мы обсудили, но многие остались не раскрытыми. На следующих занятиях мы продолжим их изучение. А сейчас сделайте выводы для себя
Домашним заданием будут ответы на следующие вопросы:
– влияет ли образ жизни и культура поведения на долгожительство?
– какой вы видите профилактику:
а) кишечных инфекций;
б) половых инфекций, СПИДа.
– Урок закончен, всем спасибо.