Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Урок по теме Москва и Московская область. 9-й класс

Добавлено: 2014.12.05
Просмотров: 594

Ионова Юлия Викторовна, учитель географии

Цели урока: Сформировать представление о Москве – как многофункциональном городе – миллионнике и о Московской агломерации. Показать значение Москвы, столицы России, и ее проблемы.

Оборудование: Политико-административная карта России, план-схема города Москвы, компьютер с подключенным проектором.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Карточка для работы на стенной контурной карте.

Обозначить на контурной карте России следующие объекты:

  1. Баренцево море,
  2. Белое море,
  3. Карское море,
  4. Море Лаптевых,
  5. Восточно-сибирское,
  6. Чукотское,
  7. Берингово,
  8. Охотское,
  9. Японское,
  10. Азовское море,
  11. Черное море,
  12. Каспийское море,
  13. Государства, с которыми Россия граничит на Кавказе

2. Устный опрос домашнего задания по теме “Центральный район” и экономическое районирование.

3. Учащиеся получают карточки с индивидуальными заданиями:

Проверка домашнего задания по теме “Центральный район”.

1-й уровень.

Какая из перечисленных областей России не входят в состав Центрального района?

А. Рязанская.
Б. Архангельская.
В. Тульская.
Г. Ярославская.

2. С какими государствами граничит Центральная район?

А. Белоруссией.
Б Польшей.
В. Украиной.
Г. Молдавией.

3. Какое население преобладает в Центральной районе?

А. Городское.
Б. Сельское.

4. Народ какой национальности преобладает в Центральном районе?

А. Чуваши.
Б. Марийцы.
В. Мордва.
Г. Русские.

5. Какие отрасли промышленности, представлены в Центральном районе?

А. Приборостроение.
Б. Пищевая промышленность.
В. Добыча угля.
Г. Химическая промышленность.

2-й уровень.

  1. Назовите ведущие факторы (причины), влияющие на развитие Центрального района.
  2. За счет чего увеличивается численность населения Центрального района?
  3. Каков национальный состав населения Центрального района?
  4. Назовите центры химической промышленности Центрального района?
  5. Какова функциональность крупных городов Центрального района?

3-й уровень.

  1. Дайте оценку географического положения Центрального района.
  2. Какова демографическая ситуация Центрального района? (Основные тенденции.)
  3. Назовите отрасли специализации и центры производств машиностроения Центрального района.
  4. Какой тип сельского хозяйства преобладает в Центрального района?
  5. Какие из перечисленных городов Центрального района расположены не на реке Волга? Кострома, Тверь, Орел ,Ярославль, Смоленск.

III. Изучение нового материала.

Мы изучили Центральный район, а сегодня мы познакомимся с нашей столицей, древним и одновременно молодым городом – Москвой и Московской областью, территорией, на которой мы проживаем.

План урока:

  1. Географическое положение Москвы и области.
  2. Население Москвы и области.
  3. Почему Москва стала столицей?
  4. Планировка и история Москвы.
  5. Достопримечательности Москвы – Кремль.
  6. Садово-парковая архитектура Москвы.
  7. Промышленность Москвы и Московской области.
  8. Города Московской области: наукограды.

Москва – столица нашей Родины – Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области. Московская область граничит с Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской и Смоленской областями.

Москва и Московская область находятся в центре Европейской части России. В междуречье Оки и Волги. Включают в себя Смоленско-Московскую возвышенность, Москворецко-Окскую равнину и мещерскую низменность.

Площадь Московской области составляет 45, 8 тыс. км2, на которой проживает 6,7 млн. человек.

Площадь Москвы составляет 1,1 тыс. км2. По оценкам на 1 января 2010 года в городе проживает 10,5 млн. человек.

Москва – крупный научный центр мирового значения. Здесь находится Российская академия наук, ее институты, отраслевые академии.

Москва – центр политической жизни страны, где работают правительство, Федеральное Собрание, работают государственные учреждения и руководящие органы политических партий.

Москва – Центр экономической жизни. Тут располагаются штаб-квартиры крупнейших промышленных компаний, банков, торговых организаций, товарно-фондовых бирж осуществляется до 80% всех финансовых операций в стране.

Москва – центр культурной жизни. Здесь размещаются правления творческих союзов, крупнейшие издательства, редакции газет, журналов, центральное телевидение и радиовещание, театры и т. д.

Москва – крупнейший транспортный узел страны. Город обслуживает 6 аэропортов, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта, с 1935 года в городе работает метрополитен.

Москву и Московскую область нередко объединяют под общим названием Московский столичный регион. Он является одним из крупнейших в мире урбанизированных районов. Более 90% его населения проживает в городах и поселках городского типа. Плотность населения составляет свыше 350 чел./км2, что сравнимо с некоторыми странами Европы(Бельгией).

Здесь проживает 6,7 млн. человек, и население региона постоянно растет.

Московский регион объединяет несколько десятков городов и сотни сельских поселений, имеющих устойчивые производственные, трудовые и культурные связи с Москвой. Наиболее тесными они сохраняются в радиусе 60-70 км. от центра. Это такие города как Химки, Мытищи, Люберцы, Подольск, Балашиха.

Далее мы заслушаем сообщения о Москве. Ваша задача – составить вопросы по сообщениям – по каждому сообщению не менее 3-х вопросов. Сначала познакомимся с историей и планировкой Москвы.

1. Сообщение с показом презентации о планировке и истории Москвы.
2. Сообщение с показом презентации о достопримечательностях Москвы, а именно о Московском Кремле.
3. Сообщение с показом презентации о садово-парковой архитектуре Москвы.

Физкультминутка. Упражнение для снятия усталости с глаз. Очертить глазами береговую линию и границу России. Сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелке.

Познакомимся с промышленностью региона: Анализируем круговые диаграммы в учебнике на страницах 175 и 178.назвать 3 ведущие отрасли промышленности. Записать в тетрадь. (Машиностроение, пищевая, химическая.)

Работа с атласом. Заполнить таблицу. Для заполнения таблицы класс делится на группы, каждая группа заполняет одну часть таблицы.

“Промышленность Москвы и Московской области”.

Название отрасли. Центры производства.
Машиностроение:
– станкостроение,
– тяжелое маш-е,
– транспортное и сельскохозяйственное,
– авиационное,
– металлообработка.
Черная и цветная металлургия:
– произв. черных металлов,
– коксохимическая промышл.,
– произв. огнеупоров,
– произв. металлических изделий,
– обработка цветных металлов и производство вторичных цв. металлов.
Промышленность строительных материалов:
– произв. цемента,
– произв. железобетонных и бетонных конструкций и изделий,
– произв. стеновых материалов и строительной керамики,
– стекольная промышл.,
– фарфорофаянсовая пром.

Химическая промышленность:
– производство минеральных удобрений,
– производство химических волокон,
– производство синтетических смол и пластмасс,
– лакокрасочная промышленность и бытовая химия.
Лесная и деревообрабатывающая:
– производство пиломатериалов и древесных плит,
– мебельная промышленность,
– целлюлозно-бумажная промышленность.
Легкая промышленность:
– текстильная,
– швейная,
– кожевенная и меховая.
Пищевая промышленность:
– мукомольная и крупяная промышленность,
– кондитерская и хлебопекарная,
– молочная и мясная,
– безалкогольные напитки и пивоварение,
– ликеро-водочная.

IV. Закрепление изученного материала.

Решаем кроссворд.

V. Домашнее задание. Заполнить таблицу “Промышленность Москвы и Московской области”, пользуясь атласом и параграфом 27.