Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Урок по теме Место обитания и внешнее строение млекопитающих

Добавлено: 2014.11.29
Просмотров: 448

Бауэр Ольга Федоровна, учитель биологии, завуч по ВР

Местообитания и внешнее строение млекопитающих

Задачи урока

Оборудование:

Ход урока

I. Мотивация

Легенда о Будде (приложение 1)

(приложение презентация Power Point слайд 1)

18 февраля по восточному календарю наступил год кабана (свиньи). (Примечание: в зависимости от года название животного может меняться)

В календаре Будды 12 животных:

С многообразием и особенностями строения рептилий и птиц мы познакомились на предыдущих уроках. С этого урока мы начинаем знакомиться с самыми высокоорганизованным классом типа хордовых – млекопитающими. Первый урок изучения любого класса посвящен изучению особенностей внешнего строения и местообитания животных.

Тема урока “Местообитания и внешнее строение млекопитающих”

Сегодня на уроке вы должны познакомиться с особенностями внешнего строения млекопитающих, как высокоорганизованного класса позвоночных животных.

Результаты своей деятельности вы будете фиксировать в “Листке учета личных достижений” (приложение 2). За участие в обсуждение темы вы будете получать жетоны, а в конце урока каждый из вас сможет определить результат своей работы на уроке.

II. Изучение нового материала.

Работа с учебником: характеристика класса млекопитающие.

Кроме кабана и свиньи класс млекопитающих насчитывает 4 тысячи видов.

Попробуйте узнать некоторых из них.

Викторина “Узнай животное” (если учащиеся узнают животное после первого описания, они получаю 3 жетона, после второго – 2 , после третьего – 1) (приложение 4),

Угаданное животное проецируется через мультимедиа проектор (приложение презентация Power Point слайд 2)

Биологическая эстафета “Среда обитания” (учащиеся по рядам выполняют задание, победитель определяется по скорости выполнения задания и количеству правильных ответов)

(На доске записаны группы животных, каждый ряд с помощью специальных обозначений отмечает среду обитания животных: волнистая линия – пресноводные, двойная волнистая – морские, пунктирная – воздушное пространство, прямая линия – наземные животные)

альпака афалина бобр
белобочка байкальская нерпа викунья
выдра выхухоль гризли
зебу кабарга калан
косатка кожанок манул
мангуст ондатра оцелот
полосатик подковонос тапир
складчатогуб сивуч утконос

*Определите на схеме, где изображены конечности млекопитающих? (приложение презентация Power Point слайд 3)

*Какой можно сделать вывод о способе передвижения млекопитающих?

Самое быстроногое животное среди млекопитающих – азиатский гепард, обитающий на открытых пространствах Восточной Африки, Ирана и Афганистана. Они способны на ровной местности развивать скорость от 96 до 101 км/ч. Самое медлительное животное – трехпалый ленивец, обитающий в Южной Америке. На земле он передвигается со скоростью 1.5-2,4 м/мин. На деревьях скорость возрастает до 3 м, а если мама – ленивец услышит крик своего малыша она “мчится” со скоростью 4 м/мин.

Тело большинства зверей покрыто шерстью – волосяным покровом. Различают три типа волос: ость, подшерсток, длинные жесткие волосы – вибрисы.

В коже млекопитающих, имеющей сложное, строение кроме волос образуются роговые чешуйки (у крыс и бобров они расположены на хвостах, наиболее они развиты у ящеров – панголин, броненосцев)

К роговым образованиям верхнего слоя кожи относятся когти, ногти, копыта, рога (кроме оленьих).

Волосяной покров периодически меняется. Смена волос (линька), у некоторых животных бывает два раза в год (весной и осенью – белка, лисица, песец). Другие линяют только раз в год: весной у них выпадает старый мех, летом развивается новый, который окончательно созревает к осени (суслик).

Щетина кабана, иглы дикобраза и ежа – видоизменения волос.

В отличие от пресмыкающихся и птиц в коже млекопитающих имеются железы.

Особенно сильно развиты пахучие железы у американского скунса, запах их выделений настолько силен, что его можно почувствовать за несколько километров, кроме того, он очень стоек. Мускусные железы имеются у кабарги, выхухоли, бобра, ондатры. Секрет желез кабарги используют в парфюмерии и медицине, в IV век в Иране при строительстве “Благоухающей мечети” его добавляли в строительный раствор. Высушенные хвосты выхухоли использовали раньше в купеческих домах в качестве отдушки для предания приятного запаха одежды.

Железы выполняют терморегуляционную, сигнальную, защитную функцию, служат для выкармливания потомства.

Каковы особенности строения органов слуха? (Работа с учебником).

Предлагаю вам познакомиться с еще одним представителем класса млекопитающих котом Мурлыкой. Он расскажет вам о себе, а вы должны найти ошибки в его рассказе. (приложение презентация Power Point слайд 4).

Рассмотрев только внешнее строение млекопитающих можно сделать вывод. Что они, по сравнению, с другими животными имеют более сложное строение – наличие шерстного покрова, наличие специализированных желез, особое расположение конечностей, высокое развитие органов чувств. Но это только первый шаг на пути познания этих животных.

III. Подведение итогов

Подсчет баллов в “Листке учета личных достижений”

IV. Рефлексия

В русском языке можно встретить “животные синонимы” – храбрый, как лев, гордый, как олень. Сравните свое ощущение на уроке, с каким – либо представителем класса млекопитающих

V. Домашнее задание

Нарисуйте фантастическое животное, которое обитает на планете “Солярис”, которая на 80% покрыта водой, растения на этой планете не имеют хлоропластов, а содержат хромопласты, климат не имеет резких колебаний температуры.