Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Мой дом – моя родина

Добавлено: 2014.11.14
Просмотров: 576

Безменова Екатерина Александровна, учитель истории и английского языка

Изучение истории домов

в рамках проекта «Энциклопедия российских деревень»

(из опыта работы с учащимися 5-9 класса)

Ушедшие и уходящие в небытие русские деревни… Сколько их? Какие названия они носили? Кто в них жил? Тихо и незаметно они уходят из памяти. Причин много. Иногда так складывается жизнь. Что помочь деревне нельзя и спасти ее некому. И все же боль потери сильна. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, милосердия и нравственности народа, изменяется исторический образ Родины.

Когда люди умирают, их фамилии и даты жизни пишут на надгробиях, а деревни стояли веками, люди в них жили, рожали детей, за них дрались. Мы не должны похоронить вместе сними и свою память. Только в нашем Суходольском сельсовете обезлюдело 9 деревень: Верхний Конец, Большой и Малый Мыс, Заболотье, Княжеье, Стафиевка, Коковкина, Чаща, Кулига. Пять деревень пока живые: Бор, Ошлапье, Заречье с Борком, Суходол, Загарье.

Пока еще не поздно, мы должны вслушаться голоса былого. Есть еще люди, не забывшие прошлого и готовые поведать то, что было. Если мы не можем спасти гибнущую деревню, в наших силах сохранить память о ней.

Один из способов сохранения памяти это участие в создании энциклопедии российских деревень. Эта летопись должна быть достоверной, правдивой и человечной. В ней должна быть зафиксирована судьба от ее рождения в глубине веков до причин гибели. Пусть будут помещены туда рассказа о славных деяниях наших предков, свидетельства старожилов о грустных и печальных днях недавнего былого.

«… мысля о спасительном наследии.
Вглядываясь жадно в новый день,
Вижу свежий том энциклопедии
Уходящих русских деревень.
Отразится в ней народный гений,
Чтобы корни с кроной повенчать –
Плод усилий новых поколений.
Наше дело – вовремя начать!
(Н. Дмитриев)

Этой теме, сохранению истории деревень Суходола был посвящен проект «Мой дом – моя родина». Суть его – обучение краеведению через проектную деятельность.

Цель проекта: Изучение истории домов Ошлапецкого погоста (Суходол) через истории семейств.

Задачи:

  1. Развитие исследовательских умений.
  2. Воспитание историко-патриотических чувств и гражданского самопознания.

В процессе работы у учащихся формируются навыки:

1. Учебно-социальные, которые важны в современной жизни.

2. Брать на себя решения задачи.

3. Регулировать конфликты ненасильственным путем.

4. Формирование критического мышления и умение делать свой выбор

5. Развивать устную и письменную речь.

В данном проекте сочетаются разные методы:

1. Исследовательский – рассмотрение проблемы со всех сторон

2. Творческий – подготовка презентации, экскурсии в школьном музее

3. Информационный – ознакомление жителей района с результатами работы через средства массовой информации, подготовке новой экспозиции «Не исчезай, мое село!»

По затрате времени использовались:

- Минипроеты (по 2-4 часа для описания одного дома, или группы домов одного семейства)

- Средний проект (месяц в рамках летнего исторического лагеря, когда происходил сбор и накопление информации)

- Долгосрочный проект, занявший два года - описание в целом деревни, обработка информации, составление карт-схем и фотоальбомов.

Задачи исследования:

  1. составить фотоархив домов по деревням
  2. зафиксировать дату постройки
  3. записать воспоминания местных жителей о судьбах хозяев домов
  4. составить карты-схемы деревень
  5. проследить динамику роста населения по архивным и статистическим данным.
  6. сделать историко-художественное описание каждой деревни, погоста в целом.

Для осуществления задач использовались следующие методы:

Опрос населения, фотографирование домов и жителей, архивный поиск, переписка с земляками, живущими в других городах и селах.

Обеспечение проекта:

  1. Место работы – школа, кабинет истории
  2. Материальная часть – финансовые затраты за счет фонда школьного краеведческого музею.
  3. научная часть – государственные и частные архивы
  4. питание учащихся производилось в летнем лагере
  5. культурно-массовая работа осуществлялась на базе сельского клуба и спортзала школы

Осуществление работы производилось группами и индивидуально.

Состав группы на стадии поиска по количеству учащихся 2-6 человек:

1 – командир группы

1-2- исследователи, ведут опрос жителей по плану

1-2 – фотографы: фотографируют объекты и просматривают семейные фотоархивы, отбирают необходимые фото и ведут учет (когда, кто сделал фото, что изображено, отметка о возвращении), сортировка по темам.

На стадии завершения работы применяется индивидуальны метод исследования – подготовка лучшим учеником исследовательской работы по теме и выступления с ней на конференции.

Можно выделить 4 этапа в осуществлении проекта. (Приложение 1)

  1. Подготовительный (учитель объясняет учащимся задачи и цель работы, организация групп, выбор командира, распределение обязанностей, составления плана работы, определяются условия соревнования и т.п.)
  2. основной этап – работа в летнем историческом лагере, накопление материала
  3. обработка материала в течение учебного года на кружке истории, работа в архивах, изучение литературы по данной теме. Написание самой работы.
  4. заключительный – выступление на учебно-исследовательской конференции, составление презентации, подготовка экскурсий по деревням, подготовка брошюры «Не исчезай, мое село». Составление «Атласа деревень Суходола», оформляют дневник исторического лагеря, подготавливают новые музейные экспозиции «Деревни, которые мы потеряли»

В процессе работы выявились новые темы для продолжения исследования:

Участники проекта составили схему изучения дома. (Приложение 2)

Поощрением участникам проекта – победителей соревнования групп стала экскурсия в старинный северный город Каргополь.

Рекомендации по организации и проведению проектной деятельности по краеведению:

Мы надеемся, что работа в подобных проектах оставить добрый след в детской душе и заронит искорку интереса к познанию своих корней, поселит желание возвращаться в родные места или узнать историю родного дома.

Работа по изучению истории домов найдет достойное место в «Энциклопедии российских деревень»

Мой дом – моя родина

1.  Введение.

Главная цель проекта – изучение истории Ошлапецкого погоста через историю отдельных домов и отдельных семейств, которые в них проживали.

Задачи:

Основными источниками для исследования являлись: архивы (Яренский краеведческий музей, Национальный архив Республики Коми, личные фотоархивы жителей), опрос населения, пререписка с земляками из разных городов.

Новизна работы в том, что впервые исследуется данная тема с привлечением широкого круга источников, а также сделана попытка составить  подробную карту-схему деревни Суходол.

Актуальность темы заключается в сохранении  исторической памяти об уникальной деревне Ленского района.

2. «Мой дом – моя родина».

2.1. Датировка - паспорт дома.

Наши предки были мудрыми людьми - они думали о своих потомках; законно гордясь своей работой и желая увековечить славный день завершения работы, они ставили дату постройки дома на углах домов (консолях).

Нами обследовано 112 домов и обнаружено 39 домов с датировкой, из них: 15 – постройки XIX века и 24 - строений XX века. Были выявлены самые старые дома, которые были построены в I половине XIX века: дом Барановой К. А., д. Суходол, 1817г. дом Парыгиной А., д. Большой Мыс, 1821г. дом Парыгина Н. А., д. Заречье, 1823г. дом Истоминых - д. Заречье, 1831г. Возраст этих домов почти 200 лет!

Но это еще не предел: по воспоминаниям Векшина Н. И. в д. Княжение был дом, которому насчитывалось 300 лет (Хозяин -  Берников Александр Федорович, по прозвищу «Оля», околоток Кузлог). Надписи на домах делали топором и раскаленным железом. В них указывался: год, месяц, дата постройки, например: «1884 г., июль, 24 дня, М. И.» (Михаил Иельский - это первостроитель дома.)

Если на старинном доме нет даты, то это верный признак того, что он перестраивался или переносился. Среди дат нет ни одной зимней. По дате дома и «Переписным книгам» можно легко установить первого хозяина.

2.2. Особенности постройки домов.

Дома в Суходоле строили из сосны, боровой или кондовой. Строевой лес заготавливали в борах за Стафиевкой, в Цилибе, или в Княжение. Бывало, сплавляли по реке из д. Червы и из д. Речка (дом Тарасовых д. Гора). Строили местные люди, но зафиксирован случай, что дом Хомутниковых (Кожевниковых) в д. Заречье, построили червенские мужики - сплавщики. Оплату за строительство выдавали по разному: кто-то расплачивался в конце работы, а кто-то ежедневно, например Щелканов Ф. А. платил в конце каждого дня, причем, плохому работнику говорил: «Завтра не приходи», т.е. отказывал. Работой дорожили, поэтому старались.

Возникает вопрос, откуда брали деньги на строительство? По сложившейся традиции ходили в Питер на заработки. Жили там, работая в основном на черной работе или в прислугах долгое время. Домой приезжали изредка, чаще жены навещали мужей, но тоже редко - раз в год, привозя обратно в деревню пополнение в виде дочек и сыновей. В качестве примера можно привести семью Литовчаков, которые прожили в столице 25 лет, работая прислугой: он - дворником, она - служанкой у барыни. Возвращаясь в деревню, крестьяне - отходники сроили добротные, большие дома, обивая их тесом и покрывая краской (предпочитали желтый и синий цвет). Обязательно украшали дом резьбой, по наличникам и причелинам. Слова: «Желтый дом», «Дом Питерякрв» стали синонимами богатства и зажиточности.

Из города же привезли новую манеру строительства: высокие большие окна (6 штук фасада и с каждой стороны), балконы и комнаты - мезонины, высокие потолки до трех с половиной метров, печи - голландки (дом Щелкановых). Менялась и традиция строительства входа: местный обычай - это внешняя высокая лестница на столбе («боярское крылечко»), а в доме Щелкановых - «питеряков» - внутренняя широкая парадная лестница с перилами и черный ход с другой стороны дома для выхода в огород. Местная традиция делать в избе одно большое окно (80 X 60см.) и два слева и справа от него - волоковые.

Дома шестистенки состояли из двух изб и чулана между ними, широкого моста, одной или двух зимовок. Дома пятистенки состояли из летней избы, горенки и зимовки. Печи были русские, обращенные челом к фасаду, с голбцем и полатями над входной дверью (от голбца до стены).

Еще одной особенностью строительства в Суходоле является широта и протяженность деревень. «Широко» люди селились, как бы на хуторках. Это объясняется тем, что с одной стороны, люди стремились иметь все под рукой: сенокос, огороды, лес, а с другой стороны боялись пожаров.

Дома строили фасадом строго на юг, в каждом доме были свои «солнечные часы» (по движению солнечного света определяли время). В некоторых деревнях расположены дома в разброс, (д. Ошлапье, д. Заборье, д. Малый Мыс, д. Бор), а другие в один ряд (д.Верхний конец, д.Большой Мыс, д.Заречье, д.Гора, д.Стафиевка). Ещё одна строительная традиция - использовать камни-валуны в качестве фундамента. Их клали под углы, поэтому дома стояли не оседая. Нам удалось записать рассказ о том, что в старину под первый венец клали золотой рубль. В 70-х годах разбирали старинный дом в д.Вандыш, и Митя Колесник нашел золотой рубль, из которого потом заказал сделать для дочери серёжки. ().Наша деревня, имея такие богатые строительные традиции, привлекла к себе внимание ученых из Архангельска, когда в 60-е годы они собирали дома для музея - заповедника «Малые Карелы». Тогда сфотографировали многие дома у нас в Суходоле и перевезли Мангазею в музей. А вот дом Прошиных из д. Верхний Конец хозяйка, Пелагея Дмитриевна,() не разрешила продавать музейщикам: «Хочу в нем умереть, а потом делайте, что хотите». Судьба его печальна: когда р. Вычегда стала подмывать берег, дом разобрали и перестроили на баню, остальное распилили на дрова. В настоящее время, когда идет массовое строительство частных домов, и нам не грех у предков поучиться, чтобы дома стояли веками.

2.3. Запреты и обереги, гадания, проклятия.

Нам удалось выяснить несколько запретов, оберегов:

Дом не строят на берёзовых сваях - мужчины не будут в этом доме жить. (Дом

Немазанниковых - Субботиных - Байдиных. д. Суходол)

Переделывать баню на хлев нельзя, т. к не будут водиться животные.

Объясняется это тем, что в бане хозяин - банник, а в хлеве - хозяин скота, которые вместе не уживутся.

Дом на старой дороге не строят - не будут жильцы в нем жить, т. к. дорога уносит их. (Дом Мосеева В. д. Бор.)

Нельзя «перевернуть» часовню на баню или взять церковное имущество - прока не будет. (Тепляков А. выворотил половицы из пола церкви и сделал из них пол в своей бане, так в этой бане тепла нет, как не топи (д. Ошлапье)).

В д. Княжение Шалев перестроил старую часовню на баню, так он ни разу в этой бане до конца и не помылся - всегда угорал чуть не до смерти.

Нельзя работать в воскресенье и церковные праздники. В. д. Княжение Прокопий Векшин торопился построить дом. В Пасху вез строевой лес. Когда спускался с крутой горы, лошадь понеслась, а возница упал и расшибся насмерть.

Нельзя пристраивать к дому новую избу на выставке - это к покойнику. Так и говорят: «Домовину себе строит» (гроб).

Нельзя строить новый дом и начинать любое большое строительство на старости лет - это к болезням или даже к смерти.

Нельзя строить дом на месте сгоревшего, т. к. это место будет не счастливое, грешное. Пожар рассматривался, как Божье наказание.

Нами записано несколько примет - гаданий:

Когда заходят в новый дом новосёлы, то первым пускают в избу петуха: если он закукарекает - это к счастливому житью. (д. Заречье).

Одновременно с окончанием строительства садят дерево и загадывают: что простоит дольше - дом или дерево? (д. Ошлапье дом Щелкановых). Однако, существует запрет: не садить деревья рядом с домом, не садить берёзы и ели.

Бывают дома, на которые хозяева наложили проклятье, поэтому в таких домах никто долго жить не может. Мы записали такой рассказ: в д. Загарье жил Саранов Павел Васильевич - уважаемый человек, грамотный крестьянин, трудяга, за что односельчане избрали его церковным старостой. Когда началась коллективизация, его обвинили в кулачестве, арестовали и вместе с женой расстреляли. Сын, Борис, скрылся, в последствии

он погиб во время Великой Отечественной войны. Перед арестом Павел Саранов проклял своих обидчиков и сказал: «В этом доме никто жить не будет!». Так и вышло. Долгое время дом стоял пустой, потом колхоз продал его Анне Андреевне Латышевой, которая не могла в нем жить: ночью ей казалось, что кто-то ходит по дому, скрипит половицами, стучит в углы и т. п. Пришлось ей спать с топором под подушкой. Решила она съехать. Опять дом долго стоял пустой. Затем его перекупила Н. Туркина, которой тоже было не по себе от странных звуков и от впечатления, что кто-то её душит ночами. Она предпочла уехать подобру-поздорову. Много лет спустя этот дом купила у неё Лыскова М. И. и перевезла его в д.Бор. Через два года она умерла, а её дети, новые хозяева дома, бывают в нем наездами, живут не долго. Большую часть времени дом стоит пустой.

2.4. Истории отдельных семейств

Самая интересная страница исследования - это истории семейств.

Вот один пример: в самом конце д. Гора, по дороге на Цилибу, стоит большой хорошо сохранившийся дом Тарасовых. Он был перевезен из д. Речка. Достроили его два брата Федор и Николай в 1897г. Федор с семьей занял избу с чуланом справа, а младший, Николай, слева. Тот и другой прирубили выставки. У Федора было тринадцать детей, двое умерли в детстве. Семью кулачили в 1936г., т. к. у Тарасовых было четыре лошади и семь коров. Братья много трудились: тогда земли не хватало, поэтому они делали поля в лесу на вырубках, покосы делали втихаря на делянках. Федор пошел в коммуну бухгалтером, которая вскоре распалась. Когда началось раскулачивание, семье Тарасовых дали твердое задание, которое они выполнить не смогли. Федора арестовали, а в дом пришла комиссия во главе с Костей «Тишиным». Ульяна успела только спрятать медный самовар в дупле дерева, а сама убежала в лес. Комиссия забрала лишь шубы - больше брать было нечего, ведь семья была богата только детьми. Однако в семидесятые годы кто-то из внуков нашел в подвале несколько золотых монет и серебряную с перламутровой крышкой сахарницу. Хранилось в семье пасхальное яйцо Фаберже, привезенное из столицы. С Питером связано такое семейное предание: будто в семье есть графская кровь, а Тарасовы - это купеческий род, который занимался на Вычегде пушным промыслом. Но вернемся к 30 годам XX в. Федора Васильевича (1882г. р.) судили и отправили по этапу в Сибирь. Он заболел тифом и умер. Старшие дети были сосланы на лесозаготовки: Косте было - 19, Марфе - 17, Лиде - 15. Они приходили с Тыла-Йоля изредка на Большой Мыс к Н. М. Куроптевой (Тарасовой), чтобы поесть, взять хлеба и картошки. Прятались в подвале, чтобы никто не увидел. Николай Васильевич уехал на юг в Краснодарский край, чтобы не сослали. Там в Горячем Ключе завел семью. Ульяна в колхоз не вступила, жила единоличным хозяйством с младшим сыном Леонтием (1923г. р.). Он был слабоумный. В Великую Отечественную войну в доме устроили детсад, а хозяйка стала жить в зимовке. Затем в летнюю избу поселили эвакуированных из Карелии, изможденных и голодных. Ульяна их жалела и кормила. После войны дом отдали Тарасовым. Доживали в нем Ульяна и Леонтий. После смерти матери, слабоумного Леню забрал к себе в Архангельск Сергей, который и является в настоящее время хозяином дома.

2.5. Необычные, редкие дома.

История единственного каменного дома.

В д. Большой Мыс Петр Николаевич Успасский построил новый деревянный дом (позади теперешнего дома Н. М. Куроптевой. На этом месте сейчас есть яма). Сосед Микола Боченин позавидовал Николаю и, когда хозяева ушли на свадьбу к Сурановым в другой конец деревни, он поджег неубранные стружки внутри дома. Потушить пожар не успели, и дом сгорел дотла. Петр Успасский из местной глины сделал кирпичи и построил каменный дом немного впереди старого: «Теперь уже не спалишь!»

В30-е годы Петра Успасского раскулачили, а дом разобрали и увезли на запарню. Говорят, что камни из фундамента увезли на строительство моста через ручей Икаиха на Б.Мысу.

В деревне было всего два двухэтажных дома, оба в Ошлапье. В первом жила семья фельдшера Попова. Жена у него была «питерянка» - она носила длинные городские платья с тонкой талией, а под грудь подкладывала вату. По праздникам пекла городские тортики и плюшки, угощала детей своих соседей. Дом после революции у хозяев отняли и передали под медпункт и общежитие. Второй двухэтажный дом принадлежал купцу Ивашину: внизу был магазин, а вверху - склад и жилые комнаты. В 30-е годы хозяина раскулачили, а магазин просуществовал до 1985г. Затем был разобран.

2.6. Пустые дома.

Как нам удалось выяснить, они принадлежали людям, репрессированным в 30-е годы, а именно: раскулаченным и священнослужителям. Раскулачено было 22 человека, многие из бывших «питеряков» т. е. крестьян - отходников. Их дома стали общественной собственностью, их отдавали под школы, магазины, под жилища для колхозников.

История старой школы в д. Заречье.

Построена из частного дома крестьянина Петра Алексеевича Истомина (1885 г. р.), раскулаченного в 1933г. Он построил этот дом на деньги, полученные от торговли (возил в Ленинград масло. Только в 1929г. получил от его продажи 200 рублей дохода). Отец у него был - начальником полотеров в Санкт - Петербурге, имел до 10 наемных рабочих. Он торговал до революции. Дом этот строили червинские мужики 6 человек, а сам Петр Истомин в это время рыбу ловил фитилями, мордами.(дело 143/8 в ЯКМ). Он имел две коровы, лошадь, овец и трех телят, 0,5 дес. пашни и 1 дес. сенокоса. Был раскулачен. После освобождения Истомины уехали в Архангельск. Дом передали под школу. Сначала надстроили 2 этаж (справа от входа), вселился 5 класс. На следующий год прирубили слева двухэтажный сруб и соединили временным коридором из теса. В сильные ветра тес срывало, и снег засыпал коридор между двумя частями здания. В 1958 году на 1 сентября вселились 7,8 классы, и открылась новая школа-семилетка (Директор - Гладышев Николай Иванович). Все жители были рады - не надо посылать детей для продолжения образования в с.Лену с опасной переправой через Вычегду и скитаниями по частным квартирам.

В 30-е годы было репрессировано 5 человек за религиозные убеждения, а их дома переданы колхозникам, например: дом Колычевых в д.Бор, дом Щелкановых д.Ошлапье, дом Сарановых д.Загарье и др.

3. Заключение:

Обследовано и изучено 112 домов в 8 деревнях селения Суходол. Создан фотоархив домов и сделано их описание. Зафиксирована датировка 39 домов. Составлены карты деревень. (Исчезнувших и ныне существующих)

Подготовлен мультимедийный проект «Мой дом - моя родина». На будущее планируем создать видеофильм «Прогулки по Суходолу».

Составлена примерная схема изучения дома. (См. Приложение № 2.)

Суходол - уникальная деревня, музей под открытым небом! Она может существовать в будущем за счет «гостевого туризма».

Если своим исследованием мы заронили в чьи-то души искорку интереса к познанию своих корней, поселили желание посетить свою деревню и узнать судьбу родного дома, то мы свою задачу выполнили.

Литература и источники:

1.   Архив РУ ФСБ по Архангельской области. Уголовные дела:

а) Щелканова А. А. - 10П - 12-239

б) Саранова П. В. - П12^ 239

2.   НАРК Ревизские сказки Яренского уезда Ф. 239, оп. 1, ед. хр. - 3

3.   Переписная книга жителей Суходольского сельсовета за 1926 год. (из частного архива Прошиной Р.П.)

4.   ЯКМ. Дела раскулаченных крестьян Ленского района. 1930 - 33 года ФЗ оп 6. Д. 1-8.

5.   Книга памяти (по Ленскому району)/ В. А. Лукошников: т.6.- Арх-к: С.-З кн. издательство.- 1995.- 630 с.

6.   Поморский мемориал/ Ю. М. Шперлинг,- Арх.: изд-во ПГУ.- 1999г.- 869с.

Информанты:

7.   Бебякина А. И. —1930г.р., д.Гора.

8.   Векшин Н. И.- 1931г.р., д.Княжинье.

9.   Кобычев Е. И. -1942г.р., д. Ошлапье.

10. Ларионова А. И. - 1931г. р., д. Княжение.

11. Лыскова М.А. - 1926г.р., д. Заречье.

12. Парыгин Е.С. - 1939г. р. д. Большой Мыс.

13. Парыгина Ф. Д. - 1931г.р., д.Заречье.

14. Позднякова М. Я. - 193lг..p., д. Суходол. 15. Субботина Н. А. - 1931г.р. д. Суходол.