Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Конспект внеклассного мероприятия по ИЗО Портретная галерея Волшебницы зимы, 3-й класс

Добавлено: 2014.11.12
Просмотров: 604

Вильчинская Лариса Станиславовна, учитель изобразительного искусства

Цель: формирование у учащихся универсальных умений средствами проектной деятельности на основе ранее выработанных знаний, умений и навыков в области искусства дизайна.

Задачи:

  1. Уточнить представления учащихся о жанре живописи – портрет.
  2. Уточнить представления о дизайне как процессе художественного проектирования.
  3. Продолжать учить детей выполнять тематическую композицию в технике коллажа, где образ Волшебницы Зимы является доминирующим.
  4. Вырабатывать умение сочетать разнофактурные объекты с живописным изображением для создания образов – 'Ледяная и студеная зима' и 'Снежная и ласковая зима' .
  5. Использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму композицию как средства художественной выразительности в проектировании объекта – 'Волшебница Зима'.
  6. Формировать умение при выполнении композиции на заданную тему отбирать необходимый материал для более точной передачи замысла.
  7. Вырабатывать у учащихся универсальные умения при поиске общей идеи, её цельности и лаконичности.
  8. Подводить детей к умению воплощать замысел на уровне художественного обобщения, используя в своих произведениях ассоциативность эмоционально-образного решения темы.
  9. Развивать творческую индивидуальность детей их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной поисковой работе.

Тип урока: проблемный.

Форма урока: индивидуально-коллективная.

Методы обучения: частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления с практическим изложением).

Материалы и оборудование:

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Постановка учебной цели.

Сегодня на этом занятии вы, дети, будете играть необычную для вас роль. Вы станете не только художниками, но и немного исследователями, немного волшебниками, немного экскурсоводами. Я же буду выступать в роли советчика и эксперта. На этом занятии вы самостоятельно попробуете спроектировать образный портрет Волшебницы Зимы.

3. Активная беседа.

Дети читают стихотворение П. Вяземского:

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыпленные сердца!

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!..

Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!..

Дети, поэт сумел только в одном стихотворении использовать такое количество эпитетов (сравнительных оборотов), которые нарисовали в нашем воображении портрет зимы, с её чисто русским характером – она и 'русская молодка', и 'раскрасавица-душа', и 'белоснежная лебедка', 'молодецкая зима', и 'матушка-зима'.

Портрет – это жанр изобразительного искусства, где воспроизводится индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера.

Я хочу показать вам портреты женщин, которые нарисовали русские художники. Всмотритесь и попробуйте отнести их к следующим категориям характеристик:

1. Таинственность

2. Загадочность

3. Надменность

4. Нежность

5. Гордость

6. Холодность

7. Задорность

В. Боровиковский 'Портрет Е.Н. Арсеньевой'

'Портрет М.И. Лопухиной'

И. Крамской 'Неизвестная'

В. Васнецов 'Снегурочка',

' Три царевны подземного царства'

М. Врубель 'Царевна- Лебедь'

И. Аргунов 'Портрет неизвестной крестьянки в русском Костюме'.

Вы, наверное, обратили внимание, что художники написали некоторые портреты женщин в русском наряде.

Расскажите о том, что вы знаете о зимней нарядной одежде, которую носили женщины в старину.

Какая на ваш взгляд деталь одежды была самая красивая, привлекательная? Почему?

Действительно, в русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Он являлся важным элементом народного костюма. На украшение головных уборов шли самые ценные и редкие материалы: драгоценные камни, жемчуг, цветные стекла. С головным убором сочетались фигурные серьги, височные подвески. Форма головного убора сочеталась с прической.

Еще раз обращаю внимание на портреты 'Царевна-лебедь' М. Врубеля и И. Аргунова 'Портрет неизвестной крестьянки…'

В процессе повторного рассматривания портретов включается музыка П.И. Чайковского и Римского-Корсакова.

4. Практическая часть.

Посмотрите внимательно на материалы, из которых вам предстоит создать образ Волшебницы зимы. Проектировать этот образ вы будете по группам. Но каждый из вас в своей подгруппе может проявить свой индивидуальный творческий талант, свои знания, умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства. Вы станете дизайнерами.

Кто знает, что означает слово дизайн?

Дизайн – это художественное проектирование новых предметов, которые красивы и полезны.

То, что у нас получится – портреты Волшебницы Зимы – будут красивыми и мы сможем украсить холл школы, чтобы гости и другие дети могли полюбоваться ими.

Чтобы правильно выполнить тематическую композицию в технике коллажа, необходимо соблюдать правила работы:

  1. Каждая подгруппа обдумывает, как наилучшим образом в эскизе раскрыть содержание темы (быстрая зарисовка с опорой на имеющиеся материалы).
  2. Необходимо в центре портретной плоскости разместить модуль (нарисованное или фотографическое изображение лица).
  3. Определить, что будет главным в портрете, а что второстепенным (главное – лицо, головной убор, украшения головного убора; второстепенным – оформление нижней части портрета в стилизованной форме и фон).
  4. Пространство вокруг лица можно членить произвольно или в четком ритмическом порядке (зависит от замысла детей).
  5. Распределить обязанности и виды деятельности между собой (кто-то вырезает, кто-то склеивает, кто-то украшает и т.п.). В процессе совместной работы согласовывать свои действия друг с другом.
  6. Осуществить сборку для предварительного просматривания идеи, скорректировать, находя наиболее удачный вариант.
  7. Использовать клей и проволоку для окончательной сборки коллажа.

Возникновение проблемной ситуации

Эмоционально-художественные затруднения могут возникнуть при неполноте определенных знаний, наблюдений, фактов об объектов действительности, при нехватки опыта эстетической оценки явлений, эмоционально-эстетических впечатлений. Для решения их необходим поиск новой информации.

Учитель предлагает детям отобрать фотографии, иллюстрации, в которых запечатлен образ той зимы, который пытаются создать дети в подгруппах. Обращается внимание на ключевые особенности изображений. Обобщение может быть в виде стихотворной формы. Например,

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой. (Ф. Тютчев)

Возникновение затруднений и поиск способов.

В реализации замысла могут возникнуть затруднения мыслительного и эмоционального характера. Для этого необходимо вычленение противоречий. Например, при закреплении на панно материалов таких как, пенопласт, фольга, ветки, недостаточно клея 'Момент'. Но красивое и точное сочетание этих материалов идейно оправдано. Как поступить? Необходимо воспользоваться булавками. Необходимо подсказать детям наиболее правильный прием фиксирования.

5. Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка.

Результат решения выполненного задания отмечается с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности, соответствия замысла и грамотности.

Дети по подгруппам защищают свой проект, рассказывая о своем подходе в создании композиции панно по теме 'Волшебница Зима'. В качестве усиления эффекта можно прочитать стихотворения:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима. (А. Пушкин)

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям. (И. Никитин)

Памятка для защиты проекта.

  1. Какой по характеру образ Волшебницы зимы создавала ваша группа?
  2. Какие материалы вы выбрали для реализации своего замысла? Почему?
  3. Расскажите об основных этапах выполнения тематической композиции?
  4. Какие приемы работы вы использовали? Чем это было оправдано?

Итог. Завершение.

На этом занятии мы совместно сделали попытку превратить придуманный образ в реальное изображение. Наша фантазия сначала была неустойчива, но в процессе работы с разнообразными материалами, как по волшебству, появился новый художественный образ зимы, который вы не видели, а только представляли. Мы поставили эти портреты в ряд, и у нас получилась небольшая портретная галерея.

Именно так человек придумывает новые вещи, которыми другие люди пользуются с большим удовольствием. То, чем вы сегодня занимались, называется творческим проектированием. Попробуйте дома самостоятельно спроектировать что-то красивое и полезное, то, чем вы сможете порадовать своих близких. Вы можете привлечь для совместной деятельности своих братьев и сестер, пап, мам, бабушек и дедушек. Чем больше людей применяют свои знания, тем интереснее получается результат.

Это может быть красивая новогодняя композиция из цветов; или поздравительная открытка, выполненная разными способами; а может быть, это будет необычный образ новогодней собаки. Используйте для этого любой материал, который попадется вам в доме.

И тогда вы сможете почувствовать себя настоящими волшебниками!