Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Свет, или Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма

Добавлено: 2014.11.11
Просмотров: 227

Капкина Алла Вениаминовна, заместитель директора по воспитательной работе

Цель. Формировать навык сопоставительного анализа произведений на примере отрывка романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” и стихотворения Б.Пастернака “Зимняя ночь”.

Задачи.

1.Создать условия для развития творческого воображения и креативных способностей.

2. Создать условия для развития умений действовать автономно и рефлексивно.

3.Создать условия для формирования умения входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них.

Ход мастерской

I этап.

Погружение. Слушаем сказку (либо запись, либо говорит учитель)

(Жил-был один бедный человек, и у него было четыре сына: три умных, а один и так и сяк-ни ума, ни глупости. Да, впрочем, о его уме не могли судить как следует: он больше молчал и любил ходить поле, к морю, слушать и думать про себя; любил и ночью смотреть на звезды.

И вот пришла за отцом смерть. Перед тем, как расстаться с жизнью, он призвал к себе детей и сказал им:

“Сыны мои, скоро я умру. Как только вы меня схороните, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастье. Пусть каждый чему-нибудь научится, чтобы мог кормить себя сам”.

Отец умер, а сыновья, похоронив его, пошли на край света добывать своё счастье и сговорились, что через три года вернутся на полянку родной рощи, куда ходили за валежником, и расскажут друг другу, кто чему выучился за эти три года.

Прошло три года, и, помня уговор, вернулись братья с края света на полянку родной рощи. Пришел первый брат, то научился плотничать. От скуки срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину. Отошел немного и ждет. Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину, и так как он был портной, сделал ей красивую шелковую одежду. Пришел третий сын, украсил деревянную девушку золотом и драгоценными камнями, ведь он был ювелир и сумел накопить огромное богатство.

И пришел четвертый брат. Он не умел ни плотничать, ни шить- он умел только слушать, что говорит земля, говорят деревья, травы, звери и птицы, знал ход небесных планет и ещё умел петь чудесные песни. Он увидел деревянную девушку в роскошной одежде, в золоте и драгоценных камнях. Но она была глуха и нема и не шевелилась. Тогда он собрал все свое искусство - ведь он научился разговаривать со всем, что есть на земле, научился оживлять своей песней и камни. И он запел прекрасную песню, от которой плакали притаившиеся за кустами братья, и песней этой вдохнул душу в деревянную женщину. И она улыбнулась и вздохнула…

Тогда братья бросились к ней и закричали:

- Я тебя создал, ты должна быть моей женою!

- Ты должна быть моей женой, я тебя, голую и несчастную, одел!

- А я тебя сделал богатой, ты должна быть моей женою!

Но девушка отвечала:

- Ты меня создал - будь моим отцом. Ты меня одел, а ты украсил - будьте мне братьями. А ты, что вдохнул в меня душу, показал СВЕТ, ты один будешь мне мужем на всю жизнь.

II этап.

Задание на доске. Продолжите ассоциативный ряд к слову СВЕТ

(тепло, покой, уют, душевная щедрость, выход, спасение, поиск, направление, поддержка, Евангелие, Бог, друг, пламя)

Подберите эпитеты к ассоциативному ряду (мерцающий, дрожащий, колебающийся, яркий, тусклый, ровный, неясный, манящий, зовущий)

С чем связаны ваши ассоциации?

С поиском выхода, который мы часто ищем, который часто ищут герои Ф.М.Достоевского.

Посмотрим, какое значение имеет СВЕТ для героев Ф.М.Достоевского.

Обратимся к названию мастерской, определим цель и задачи мастерской.

Работа с технологической картой (цели, задачи, I и II, III этапы)

Выводы. Поиск дороги к свету - вот главное, что необходимо Раскольникову. Какой СВЕТ? Ровное мерцание или вселенское пламя? Согревающее или будоражащее?

III этап. Сопоставим отрывок романа Ф.М.Достоевского и стихотворение Б.Пастернака “Зимняя ночь”, положенное на музыку. (сопоставительный анализ образа свечи)

Работа с технологической картой (IV этап)

IV этап. Общий вывод.

Свеча-оплот веры и надежды, мы тянемся к свече, свету, к вере, к Богу.

Так Раскольников тянется к Соне- светоносному существу.

V этап. Рефлексия. Работа с технологической картой (V этап)

Домашнее задание (дифференцированное, указано в технологической карте.)

Технологическая карта

Мастерская “СВЕТ,или…”

Цель._____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задачи:__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Ход исследвания

I этап. Во что погружается Раскольников после совершения преступления?

Проанализируйте начало главы по следующей схеме:

Работа с текстом Раскольников Соня Мармеладова
Детали интерьера
Детали эмоционального состояния героев.

Вывод.

II этап. Как меняется поведение Раскольникова в ходе встречи?

Почему герой просит прочитать отрывок из Евангелия?

Работа с текстом Раскольников Соня Мармеладова
Эмоциональное состояние:

Глаза, голос,движение

Вывод.

III этап. Что поселилось в душе Раскольникова после I встречи?

Какой ещё сквозной образ есть в литературе?

Продолжите схему: дорога-……

IV этап. Сделайте сопоставительный анализ образа свечи в романе и в стихотворении, положенном на музыку. (5-10 предложений)

Общий вывод.

V этап. Дайте полное название мастерской

Домашнее задание:

1.Мини-проект “Образ свечи - сквозной образ русской литературы”

“Свет и тьма по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”

2. Анализ эпизода “Первая встреча Раскольникова с Соней”

(Домашнее задание на выбор)