Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Количество часов – 16.
Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание.
Цели элективного курса:
Задачи элективного курса:
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Практическая часть |
I. Выразительные средства фонетики. Звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Звукоподражания в загадках. Орфоэпия. Орфоэпия поэтическая. Рифма. | Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки. | |
II. Выразительные средства словообразования. Паронимы, парономасы. Выразительные средства словообразования в пословицах, поговорках, загадках. | Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки. | |
III. Выразительные средства лексики. Метафора... “Скрытое сравнение”. Инверсия и метафора в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус”. | М.Ю.Лермонтов “Парус” | |
Метонимия и синекдоха. Тропы и фигуры в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”. | М.Ю.Лермонтов “Бородино” | |
Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования. | С.А.Есенин “Поёт зима – аукает…” | |
Эпитет как разновидность тропа. | Тренинг по определению эпитета | |
Сравнение – простейший вид тропа. | Тренинг по определению сравнения К.Г.Паустовский “Мещёрская сторона” | |
Олицетворение (персонификация) – один из распространённых художественных тропов. | Тренинг по определению олицетворения | |
Гипербола и литота. | К.Д.Бальмонт “У чудищ” | |
IV. Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур. Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур. | А.П.Чехов “Пересолил” | |
V. Выразительные средства синтаксиса. Риторические вопросы и обращения. Риторическое восклицание. Инверсия. | А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” | |
Словесные повторы. Градация. | Н.М.Рубцов “Острова свои обогреваем” | |
Антитеза (противопоставление). Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...” | А.А.Блок “Полный месяц встал над лугом...” И.С.Шмелёв “Русская песня” | |
Оксюморон. | Тренинг по определению оксюморона | |
Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры. | Общий анализ текстов с использованием нескольких изобразительно-выразительных средств. | |
Тропы и фигуры в стихотворении Давида Самойлова “Сороковые” | Давид Самойлов “Сороковые” |
Использованная литература: