Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание иностранных языков

Роль репрезентативной системы в формировании успешности ученика на уроках иностранного языка

Добавлено: 2014.10.27
Просмотров: 554

Платицина Лариса Васильевна, учитель иностранного языка

(Приложение)

Вы никогда не задумывались, почему прекрасно простроенный урок в одном классе или группе обучающихся проходит без сучка без задоринки, а в другом – не идет, как бы учитель не старался. (слайд 1)

Объяснение чаще всего кроется в особенностях репрезентативной системы, темпераменте, скорости мыслительных процессов, когнитивности и креативности ученика, которые учитель-предметник знает на уровне субъективной оценки. Между тем психологи обращают внимание, что без диагностики особенностей личностного развития ребенка и учета этих особенностей педагогам и родителям в процессе воспитания и обучения невозможно создать условия для достижения ситуации успеха.

Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не умеет использовать индивидуальные особенности школьников в педагогическом процессе наиболее эффективно.

Считаем, что задача учителя дать каждому ребенку возможность успешно проявить себя на уроке. У детей должна быть, прежде всего, вера в себя, они должны идти на урок с чувством уверенности в успехе при выполнении любой работы. Только тогда учитель сможет при работе с классом надеяться на полное взаимопонимание и максимальную отдачу.

Как учитель-практик в своей повседневной деятельности опираемся на достижения передовых педагогических технологий, учителей-новаторов, свой личный опыт преподавания предмета, которые помогают активизировать познавательную деятельность и создать ситуацию успеха на уроке для каждого ребенка.

Поэтому, задавая вопрос как учить результативно, пришли к выводу, что необходима диагностика личности ученика по типу репрезентативной системы.

Репрезентативная система – это система восприятия и понимания информации.

(Слайд 2)

Как построить урок так, чтобы передать основную идею по разным репрезентативным системам?

Для “визуалов” – это демонстрация действий с различными системами;

Для “аудиалов” – проговаривание и акцент на звуках, при совершении какой-либо работы;

Для “кинестетиков” – самостоятельные манипуляции с различными системами.

При этом, учитывая, что речь идёт лишь о ведущей модальности.

Первое, что необходимо было сделать – это карту репрезентативной системы учащихся класса, помощь в составлении которой оказала наш школьный психолог.

(Слайд 3)

Карта репрезентативной системы 6 “А” класса

А В К В-К А-Д А-В А-В-Д
Коваленко В.
Посыпкина М.
Айкин Д.
Киселева А.
Петросян Н.
Комарова Ж.
Кравец Ж.
Устинов Е.
Южиков Н.
Ляхов М. Лысенко А.
Танаева А.
Айкин Д.
Сафонова А.
Лебедева. Е.
Золотухин Ф.
2 чел.
13%
3 чел
20%
4 чел.
26%
1чел
4%
2 чел.
13%
2 чел.
13%
2 чел.
13%

Проведенный тест (см. карту репрезентативной системы) показал, что почти у половины ребят одинаково хорошо развиты два, а в некоторых случаях и три канала восприятия. В чем особенность их работы на уроке? Очевидно, им удается более успешно, чем другим ученикам, выполнять многие задания.

Исходя из полученных данных, ищем новые способы развития всех каналов восприятия и обработки информации детьми, чтобы каждый из них мог пользоваться в данной конкретной ситуации тем каналом, который максимально подходит именно для этого случая.

Учитывая типы восприятия каждого ученика, педагог может:

(Слайд 4)

Таким образом, на основе имеющейся диагностики учащихся учителю необходимо разработать методику преподавания предмета, способствующую созданию успеха на уроке для всех учащихся с учетом репрезентативной системы.

(Слайд 5)

Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в зависимости от ведущей репрезентативной системы можно представить следующим образом:

Визуальный

(методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия)

Аудиальный

(методы словесной передачи информации и слухового восприятия)

Кинестетический

(методы передачи с помощью практической деятельности)

Наблюдение, работа с книгой

Чтение вслух

Самостоятельная работа с книгой

Конспектирование

Диалог

Реферирование

Составление планов или опорных конспектов

Дискуссия

Решение экспериментальных задач

Работа с иллюстрациями, видео

Доклад, сообщение

Творческие задания

Анализ схем, таблиц

Лекция

Анализ таблиц, схем

Инсценировки, образные представления,

Логические задания

Ролевые игры, представления, основанные на эмоциях

Работа в группе

Работа в одиночку, в паре

Работа в группе

В процессе школьного обучения “визуалу” легче усваивать новый материал с доски или из книги, а “аудиалу” – из объяснения учителя, “кинестетику” все нужно прочувствовать через органы чувств, либо пропустить через движения, жесты, действия.

На этой же основе возможна и дифференциация вариативной части домашнего задания. Такой подход позволяет развивать познавательный интерес к предмету через деятельность, которая наиболее оптимальна и близка ребенку.

(Слайд 6)

Примерные рекомендации при выполнении домашних заданий:

Визуальный

Аудиальный

Кинестетический

Составить таблицу, схему. Читать материал вслух Сформулировать вопросы к тексту
Нарисовать иллюстрацию на основе прочитанного Подготовить сообщение Составить тестовое задание
Сделать краткие записи Пересказать Поработать сценаристами.

Рекомендуется:

  • При выполнении работы на уроке или дома:

Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.

Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием.

Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (писать на доске, сделать разминку и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.

Исходя из практики обучения с учетом репрезентативных систем подростков, мы пришли к выводу, что на этапе обобщения и закрепления изученного материала, при решении проблемных вопросов наиболее эффективно будет работать группа смешанного состава, в которой есть и визуалы, и аудиалы, и кинестетики, и дискреты.

При осуществлении коллективной проектной деятельности в группу также подбираются учащиеся разных репрезентативных систем. Преимущества такой работы заключаются в следующем: экономится время, формируется целостное восприятие проблемного задания через анализ отдельных аспектов; осуществляется альтернативное ее представление в разных репрезентативных системах; происходит взаимодействие учащихся с разными способами обработки информации, которое приводит к взаимопониманию и сотрудничеству

При планировании индивидуальной и групповой самостоятельной работы и проверочных работ важно учитывать скорость мыслительных процессов, которая неодинаково зависит от системы восприятия мира. Самая высокая она у “визуалов”, самая низкая у “кинестетиков”. Для “аудиалов” уместнее всего выбрать устный ответ в качестве формы отчета, а для “кинестетиков” – письменный.

Таким образом, опираясь на знания индивидуальных особенностей способов обработки информации, можно строить обучение в гармонии с природой каждого ученика, снижая стрессовую ситуацию на уроке. А это, в свою очередь сохраняет физическое и психическое здоровье наших детей.

Работая над данным докладом, мы не ставили перед собой задачи подробного знакомства с особенностями той или иной репрезентативной системы, поскольку специальной литературы, раскрывающей эту проблему более чем достаточно, да и современному учителю она, безусловно, знакома. Нам просто хотелось лишний раз напомнить, что в силах любого учителя дать ещё один шанс на успех своим ученикам. И хотя на первый взгляд учитывать особенности восприятия и переработки информации учащимися трудно, в будущем это может сделать образовательный процесс не только эффективным, но и чрезвычайно увлекательным и для учеников и для учителя.