Цели:
Задачи:
Тип урока: усвоение нового материала.
Оборудование: раздаточный, дидактический материалы, ПК с программным обеспечением – язык программирования Qbasiс.
Формы и методы: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа; вербальный, наглядный, практический, объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (1 мин).
Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Подготовка к усвоению знаний (2 мин).
– Сегодня мы начинаем изучение новой темы “Текстовые данные”. Как вам известно, данные могут быть как числовыми, так и текстовыми.
Уроки информатики в 7-8 классах были посвящены изучению числовых данных и работы с ними. Нужно ли изучать текстовые величины? Бесспорно, нужно, т.к. без их знания мы не сможем подойти к программированию.
Вот этим сегодня и начнем заниматься. Мы познакомимся, какими способами можно задавать текстовые строки в QB, как их можно объединить в одну постоянную.
III. Усвоение новых знаний (28 мин).
1. Усвоение понятия “текстовые данные”
– Текстовые константы записываются в кавычках, например, “Гимназия № 48”.
Учитывая все знаки, в том числе пробелы, ее длина не может превышать 255 символо, константы нулевой длины изображают так " ".
Текстовые переменные описывают с помощью команды:
а$ = “Москва”
– Проведем аналогию с числовыми переменными:
1. Способы задания:
А) присвоение
а = 5
а$ = “Талнах”
ь = -3
ь$ = “Таймыр”
Б) ввод оператор INPUT (INPUT с) INPUT “Ввести текст”; с$
Задание: может быть такое имя текстовой переменной?
с$ = “Терпенье”
м1 = “ученье”
5$ = “труд”
1f$ = “все”
слово$ = “перетрут”
v1$ = “!”
2. Операции над переменными.
– Во время решения многих задач, как с числовыми так и текстовыми переменными, необходимо над ними производить определенные операции.
Вспомним, какие операции над числами вы знаете? (Арифметические и стандартные математические). Над текстовыми тоже можно производить различные операции.
Рассмотрим одну из операций над ними – объединение (+)
Пример:
ЭВМ = Э + В + М
а1$= “Э”
а2$= “В”
а3$= “М”
R1$= а1$ + а2$ + а3$
PRINT “ Полученная фраза” ; R1$
2. Практическая часть.
– Давайте, применим полученные знания на практике.
Учитель предлагает работу в группах: выполняя работу, дети одновременно заполняют карточки.
Задание № 1 Пусть T1$ = “New”, T2$ = “Year”. Составить программу объединения строк в одну.
|
Для проверки правильности составления программы, учитель разворачивает доску (на обратной стороне верный конечный результат).
Обратить внимание детей на экономию времени при наборе ее на компьютере (использовать команду КОПИРОВАТЬ – ВСТАВИТЬ)
CLS
T1$= “NEW”
T2$= “YEAR”
T3$= T1$ + “ ” + T2$
PRINT “ Полученная фраза” ; T3$
ЗСТ. Зарядка для улучшения мозгового кровообращения.
3. Определение длины переменной
– Рассмотрим первую из них – определение количества символов в текстовой величине.
LEN (A$) |
4. Практическая часть.
Задание № 2. Даны две фамилии (вводятся с клавиатуры). Составить программу определения наиболее длинной из них. |
Один ученик записывает программу на доске, остальные работают самостоятельно.
CLS
INPUT “Введите первую фамилию”; F1$
INPUT “Введите вторую фамилию”; F2$
a = LEN (F1$) : b = LEN (F2$)
IF a<b THEN PRINT “Вторая фамилия длиннее” ELSE PRINT “Первая фамилия длиннее”
Тем, кто справился раньше работающего у доски, учитель выставляет оценки.
IV. Закрепление новых знаний (5 мин).
Дети запускают программу “Itog” в QB, в которой предложены вопросы. Задача учащихся ввести правильный номер ответа.
ТЕСТ.
Каждый ученик получает оценку за выполнение теста. Оценка выводится на экран компьютера.
V. Итог урока (2 мин).
Дети самостоятельно подводят итоги, что они сегодня нового узнали, понравился ли им урок и чем.
VI. Информирование о выполнении домашнего задания (2 мин).
Всем ученикам выдается на карточках домашнее задание. Одному из них – оно индивидуальное, т.к. ребенок показывает более высокие результаты, чем остальные.
Комментарии к домашнему заданию:
1. С какими величинами будете работать?
2. Какая операция будет производиться над величинами?