Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Разработка урока по изобразительному искусству для учащихся 5-го класса, выполненная в соответствии с программой Б.М. Неменского

Добавлено: 2014.10.13
Просмотров: 375

Богданов Сергей Александрович, преподаватель изобразительного искусства

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Хохломой.
  2. Объяснить различия между видами хохломской росписи.
  3. Показать принцип построения орнамента, используя элементы росписи.
  4. Развивать творческие способности учащихся.
  5. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
  6. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Материалы и оборудование:

(Для учителя)

Таблица с видами хохломской росписи и с изображением изделий Хохломы, изделия Хохломы, музыкальный центр, запись русских народных песен и наигрышей, компьютер, экран, проектор, презентация урока, карточки с надписями видов хохломской росписи.

(Для учащихся)

Гуашь, кисти, баночка для воды, тряпочка, палитра, тарелочка, выполненная из папье-маше и подготовленная к росписи.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка учащихся к усвоению и применению знаний.
  3. Выявление уровня усвоения пройденного материала.
  4. Объяснение нового материала
  5. Самостоятельная работа по комплексному применению знаний.
  6. Анализ работ учащихся.
  7. Подведение итогов урока и инструктаж о выполнении домашнего задания.

Ход урока

Презентация

<Слайд 1>

Ребята! мне очень приятно вас видеть на уроке. Проверьте, все ли вы подготовили для работы. Займите, пожалуйста, рабочие места.

Обратите внимание, как красиво украшена классная доска! Какие удивительные изделия мы видим на ней. Все это сделано народными умельцами.

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

Тема нашего урока “Золотые травы Хохломы”. На уроке мы подробнее разберем особенности народного промысла по изготовлению деревянной посуды – Хохлома. И попытаемся расписать изделия узорами Хохломы.

На прошлом занятии, когда мы говорили о народных промыслах, мы уже узнали некоторые тайны хохломской росписи, познакомились с историей ее происхождения.

- Вспомните и расскажите легенды происхождения промысла? На каком историческом событии они основываются?

Нам известно, что родина промысла - это куст сел в Ковернинском районе бывшей Нижегородской губернии: Семино, Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Хрящи и другие.

- Скажите, пожалуйста, почему люди, живущие в данной местности, стали заниматься изготовлением деревянной посуды? Что способствовало развитию промысла?

Большинство художественных промыслов получило свое название именно от того места, где изготовлялись изделия.

- Как вы думаете, почему именно так называется данный народный промысел?

Селения, где изготовляли посуду, находились вокруг села Хохлома, и туда свозили на ярмарку умельцы свои изделия. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

<Слайд 2>

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Вспомним технологию изготовления деревянной посуды.

- Кто скажет, с чего начинается процесс изготовления?

(Токарь вытачивал изделие из липы. Береза, осина и хвойные породы деревьев для этой цели не подходили.)

- Какой следующий этап?

(Изделие сушили и грунтовали жидко разведенной глиной-вапой.)

- В чем заключался следующий этап?

(Изделие шлифовали и пропитывали льняным маслом.)

- Расскажите подробнее о следующем этапе.

(В дальнейшем изделие покрывали несколькими слоями олифы. Последний слой высушивали до того момента, когда олифа слегка прилипала к пальцу, уже не пачкая его.)

- Что было особенного в следующем этапе?

(Следующий этап - лужение, т.е. порошок олова втирали в изделие, которое приобретало красивый бело-зеркальный блеск.)

- Что делали дальше?

(После лужения начинали расписывать изделие масляными красками.)

- Как завершали процесс изготовления посуды?

(Покрывали расписное изделие несколькими слоями олифы и лака и закаляли в печи.)

К сожалению, все этапы мы выполнить не можем, но в наших силах научиться расписывать посуду, как это делали мастера.

- Посмотрите внимательно на изделия из Хохломы и скажите, какой орнамент лежит в основе росписи? Вспомните, что такое орнамент? Какие элементы могут быть использованы для составления орнамента?

Главные элементы: “осочки”, “травинки”, “капельки”, “усики”, “завитки”, “кустики”. Могут дополнить травную роспись “ягодки”. Используются “цветы”, “листья”.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Усики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

“Кустик” - это наиболее сложный элемент т.к. он состоит из нескольких симметрично расположенных более простых элементов: “осочек”, “травинок”, “капелек”, “усиков” и “завитков”.

“Ягоды”, “цветы” и “листья” рисуют стилизованными.

Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку, скрученную из плотной ткани. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

“Листочки” и “цветы” начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.

- Ребята, как вы понимаете эти названия?

“Верховое” письмо – это один из наиболее древних вариантов – “травка” и роспись “под листок”. “Верховое” письмо выполняется по серебристому фону, а после покрытия лаком и закалки в печи травки будут сиять поверх золотого фона.

<Слайд 3>

Для “травного” орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом на золотом фоне. Главные элементы “травки”: “осочки”, “травинки”, “капельки”, “усики”, “завитки”, “кустики”. Начинают роспись с основного стебля. Его название “криуль”. Он состоит из завитков, которые попеременно закручиваются то вверх, то вниз. Затем изображают крупные элементы, нанося мазки, при этом необходимо соблюдать определенный ритм.

<Слайд 4>

В росписи “под листок”, кроме красной и черной краски, используют желтую и зеленую. Сначала рисуют черной краской стебельки и веточки, затем наносят ягодки, потом рисуют стилизованные листочки. Заканчивают роспись выполнением приписки – тоненьких усиков, маленьких ягодок.

“Фоновое” письмо – это “кудрина”, роспись “под фон”.

<Слайд 5>

Роспись “под фон” более трудоемкая работа. Начинают с выполнения контурного рисунка, а затем красным или черным цветом покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья и цветы остаются золотого цвета. Выполняют радужку – прорисовывают жилки у листьев и тычинки у цветов. И последний этап, как в верховой росписи – приписка.

<Слайд 6>

“Кудрина” – самая трудная по технике исполнения роспись. Ее начинают так же, как роспись “под фон”, с нанесением контура и записывания фона. Весь рисунок создается за счет золотых цветов, листьев. Фон окрашивают в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку. Роспись “кудрина” напоминает ковер.

Попробуйте найти среди изделий и изображений виды хохломской росписи.

(Ученикам раздаются карточки с надписями видов росписи. Они должны прикрепить их под соответствующие им изображения на доске или поставить рядом с изделием.)

Проверьте правильность выполнения задания. Назовите ошибки, если они есть.

Физкультминутка.

“На Ярмарке”
Текст Описание движений
Мы на ярмарку пошли.
Семино и Шабаши,
И другие деревеньки
Мимо по пути прошли.
Как на ярмарку попали,
Скомороха увидали.
Он все бегает, резвится.
Он зазвать народ стремится.
То присядет, то привстанет.
Руки к верху поднимает,
А потом их отпускает.
И кричит на всю страну:
“Покупайте Хохлому!”
Шаги на месте.

Руками поочередно показывают на воображаемые деревеньки.

Руки приложили к голове, сделали несколько наклонов головы вправо-влево.

Бег на месте.

Выполняются движения соответственно текса.

Руки разводят в стороны.

Мы сегодня распишем приготовленную вами тарелочку “верховой” росписью.

- Каким образом можно расположить орнамент на тарелочке?

Форма тарелочки сама вам подсказала, что орнамент можно расположить по краю и в центре. Мы попытаемся выполнить кайму.

<Слайд 7>

Необходимо поделить тарелочку на равные части.

- Как вы думаете, для чего это нужно сделать?

Выбираем понравившийся элемент, например, “ягодка” и выполняем во всех частях каймы. Далее выбираем другой элемент и дополняем им уже выполненный, пусть это будут “капельки”. Для приписки можно выбрать “усики”. Вот так последовательно можно выполнить кайму для тарелочки, используя элементы верхового письма. Поднимите руку, кто не понял последовательность выполнения орнамента.

Итак, начнем расписывать тарелочку. Выберите элементы, составьте из них орнамент и последовательно его выполните соответствующим цветом.

Не придумывайте сильно сложный орнамент. Достаточно два – три элемента. Если останется время, можно добавить еще насколько элементов.

Не забывайте, что все элементы орнамента выполняются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать тремя пальчиками у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Левой рукой держите изделие, а правая рука должна находиться всегда на весу без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно прикоснуться к изделию.

При выполнении работы не забывайте, что “Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера!” Расписывайте ваше изделие для радости людей, вложите в его всю вашу доброту и душу. И тогда ваше изделие получится самым красивым. Желаю вам удачи.

(Учитель включает музыкальное сопровождение)

Большую помощь мастерам оказывала в работе песня. Поэтому я предлагаю вам послушать русские народные песни и наигрыши. Они помогут вам окунуться в ту атмосферу, в которой работали мастера.

(Учитель помогает учащимся, контролирует правильность выполнение росписи. В конце урока из лучших работ организуется выставка. И учитель приступает к анализу работ учащихся. При анализе работ выявляются ошибки и положительные стороны расписанных изделий.)

Посмотрите, какие прекрасные у вас получились работы. Вы как мастера Хохломы, смогли в своих изделиях воплотить красоту природы. Вы смогли в наш северный край принести лучи солнечного света.

- Скажите, какой вид росписи вы использовали для украшения тарелочки?

- Чем отличается роспись “под фон” от “верхового” письма?

- Какова последовательность выполнения росписи “под фон”?

- Зачем нужно расписывать деревянные изделия?

- Считаете вы себя мастерами?

Каждое изделие по-своему радует глаз и поражает своей красотой. Правда говорят, что Хохлома, как любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее не изменяемы, но каждый человек и каждое поколение поет ее по-своему. Хочется не только есть, и пить из этих удивительных чаш, тарелочек, но и украсить ими свой дом и радоваться заключенному в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

Я очень рад тому, что у вас получились великолепные работы. Дома вы можете выполнить орнамент в центре тарелочки. Украсьте ею свою комнату, пусть она радует вас, ваших близких и гостей.

Урок закончен.