Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок химии по теме Кислоты

Добавлено: 2014.10.06
Просмотров: 310

Борисова Наталия Павловна, учитель химии

Тема: Кислоты.

Цель: познакомить учащихся с составом, классификацией кислот и названиями основных представителей класса; продолжить формирование понятий о сложных ионах и индикаторах.

Задачи:

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-презентация.

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, демонстрация слайдов), создание проблемной ситуации, практическая работа учащихся с использованием химических реактивов и химической посудой.

Оборудование и реактивы: ПСХЭ, таблица растворимости, набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, кислоты, индикаторы, раздаточный материал.

Литература:

1. О.С.Габриелян «Химия. Учебник 8 класс» , М.: «Дрофа» 2008 г.
2. О.С.Габриелян, И.П.Воскобойникова «Настольная книга для учителя 8 класса» М.: «Дрофа» 2002 г.
3. А.М.Радецкий «Проверочные работы по химии 8-11». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.

Планируемые результаты обучения. Знать состав кислот и их классификацию. Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот, распознавать кислоты с помощью индикаторов. Знать правила техники безопасности при работе с кислотами.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Проверочная работа (тест)

1. Вещество с химической формулой Al2O3 относиться к классу

а) оснований;
б) кислот;
в) оксидов;
г) солей.

2. Вещество с химической формулой KOH называется

а) оксид кальция;
б) гидроксид кальция;
в) оксид калия;
г) гидроксид калия.

3. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится

а) бесцветным;
б) малиновым;
в) красным;
г) желтым.

4. Формулы только оксидов приведены в ряду

а) H2SO4, СаО, CuCl2
б) Na2CO3, Na2O, N2O5
в) Р2О5, BaO, SO3
г) NaOH, Na2O, Cu(OH)2

5. Установите соответствие между формулой оксида и формулой соответствующего ему гидроксида.

1) Na2O
2) Fe2O3
3) ВаО
A. Fe(OH)3
Б. NaOH
В. Ва(ОН)2

6. Установите соответствие между названием оксида и его формулой.

1) оксид натрия
2) оксид серы (IV)
3) оксид железа (Ш)
4) оксид фосфора (V)
A. SO2
Б. Na2O
В. Р2О5
Г. Fe2O3

3. Сообщение темы, постановка цели и задач урока (Приложение, слайд 1)

4. Актуализация знаний

От кислых яблок – сразу кисну. В.Шекспир

Практически со всеми кислотами приходится сталкиваться ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примеси. В ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым растворам угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота.

5. Введение новых знаний

– Почему они имеют такое название?
Кислые на вкус. Например аскорбиновая или лимонная кислота. Но ни один грамотный человек даже и не подумает распознать таким образом кислоты – это может быть смертельно опасно, т.к. к кислотам относят и знаменитые цианистоводородную и серную кислоты. Поэтому гораздо проще и безопаснее распознать кислоты, как и щелочи, с помощью индикаторов.
Опыт (правила техники безопасности!) (Приложение, слайды 2, 3).

Этап работы: в образцы 2-х кислот (по усмотрению учителя), в 1-м штативе добавляем небольшое количество лакмуса, в образцы 2-го штатива – метилоранж, в образцы 3-го штатива – фенолфталеин. Отмечаем окраску раствора. Заполняем таблицу (Приложение, слайд 4).
– Что же объединяет все эти кислоты, кроме кислого вкуса?
Обратимся к составу кислот (Приложение, слайд 5).
Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

НСl – соляная кислота
HNO3 – азотная кислота
H2SO4 – серная кислота
H2CO3 – угольная кислота
H3PO4 – фосфорная кислота

Как правило, кислотные остатки образуют элементы – неметаллов, значит за счет ковалентных связей.

Классификация кислот (Приложение, слайд 6).

По формулам кислот можно определить степени окисления химических элементов, образующих кислот (Приложение, слайд 7).

H+2SO2-4

Правила записи зарядов ионов:

H+2S+6O-24

Правила написания степеней окисления:

Зная степень окисления элемента – неметалла образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить , какой оксид ей соответствует:

SO3 ––> H2SO4
CO2 ––> H2CO3
N2O5 ––> HNO3

Физические свойства кислот (Приложение, слайд 8)
Правила разбавления кислот (Приложение, слайд 9)

А теперь поподробнее познакомимся с некоторыми кислотами, которые играют большое значение в нашей жизни (Приложение, слайд 10)

Сообщение учащихся:

6. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

Игра «Третий лишний» (Приложение, слайд 11)

7. Анализ и оценка итогов работы

8. Определение и разъяснение домашнего задания (Приложение, слайд 12)