Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Урок–исследование Я к Вам пишу…

Добавлено: 2014.09.23
Просмотров: 360

Валиулина Алена Витальевна, учитель русского языка и литературы

Цель урока:

Оборудование: слайдовая презентация, тексты писем.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя

Звучит звонок сотового телефона.

- Простите. Мне пришло SMS-сообщение: "Хаюшки! У меня все тип-топ. Звякни на мобилу. Чмоки-чмоки." Читая это сообщение, я невольно вспомнила знаменитое пушкинское "Я к Вам пишу - чего же боле, что я могу еще сказать:" и хочу вас спросить, как давно в последний раз вы писали SMS? а письмо? (ответы учащихся)

- Группа социологов из нашего класса провела небольшое исследование - и вот его результаты.

Выступление группы социологов.

- Мы провели соцопрос среди учащихся старших классов нашей школы и выяснили, что из 45 опрошенных:

- Ну что ж, статистика печальная. У наших современников не хватает времени на переписку, жанр письма погибает, а ведь значительная часть наследия творческой интеллигенции XIX - начала XX века - письма театральных деятелей, ученых, писателей, художников - это своеобразный документ ушедшей эпохи. Становится грустно, когда задумаешься о том, какое наследие останется нашим потомкам. Но, пока есть время, мы можем изменить свое отношение к письму, и наш урок - первый шаг в этом направлении. Итак, тема нашего урока - "Я к вам пишу:"

III. Целеполагание, выбор формы урока.

- Что вы хотели бы узнать об эпистолярном жанре сегодня на уроке?

- Чему бы хотели научиться?

- Определим вместе форму нашего урока: урок-лекция, урок-практикум, урок-исследование. Аргументируйте свое мнение.

IV. Виды письма.

Уточнение понятийного аппарата.

- Одной из учениц класса было дано задание - по толковому словарю выяснить значение ключевых понятий нашего урока.

Ученица:

Исследование текстов различных писем на предмет определения их вида.

- Письма бывают разными. Они делятся в зависимости от цели написания. Перед вами два письма. (Приложение 1)

- Определите, кому они адресованы, с какой целью написаны. Заполните графы таблицы:

Вид письма Кому адресовано Цель написания
Родным, близким друзьям Обмен мыслями, эмоциями, важной информацией и т.д.
Сотруднику учреждения, партнеру по бизнесу, пользователю каких - либо услуг Стремление подвести адресата с помощью логического, четкого, убедительного изложения к желаемому для отправителя действию, поступку.

Обсуждение работ.

Вывод:

- В зависимости от цели написания и адресата письма делятся на личные и официально-деловые.

- Наши выводы сейчас уточнят ребята, поработавшие с различными источниками и подготовившие мини-выступления.

Ученик 1:

Дружеское письмо личного характера - частное неофициальное письменное общение. В нем необходимо, во-первых, ясно и просто выражать свои мысли. Во-вторых, верно выбрать тональность. Если письмо адресовано родным, близким друзьям, то следует писать задушевно. Строится письмо по законам логики. Надо учитывать и возраст, и пол, и многие другие факторы. Каждое письмо отражает настроение и характер пишущего. Из этого следует вывод, что, если вы находитесь в состоянии негодования, в плохом настроении, лучше не пишите писем. Но если есть потребность излить чувства на бумаге, то такое письмо отправлять не стоит.

На доброе слово
Не надо скупиться.
Написать это слово -
Что дать напиться.
Со словом обидным -
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

Ученик 2:

Я исследовал правильность ведения деловой переписки. Если в частной переписке каждое письмо несет на себе печать индивидуальности автора, то язык деловой корреспонденции всегда официален, учтив, тактичен, выразителен, точен и краток. Необходимыми качествами делового письма является формально-логический способ изложения материала. Все деловые письма подразделяются на констатирующие совершившийся факт (реактивные) и предваряющие возможность его свершения (инициативные). К реактивным относятся письма, не требующие ответа: сопроводительное письмо, письмо - извещение, письмо - напоминание, письмо - предупреждение, гарантийное письмо. Целью писем этой группы является информирование читателя о каких - либо событиях, фактах. Основная цель инициативных писем - стремление подвести адресата с помощью логического, четкого, убедительного изложения к желаемому для отправителя действию, поступку. Поэтому в письмах этой группы очень часто встречаются элементы доказательства, убеждения, развернутого изложения. Деловое письмо может быть как одноаспектным, так и многоаспектным, то есть одно и то же письмо может содержать и просьбу, и предложение, и напоминание, и гарантию. Деловые часто письма составляются на специальных бланках учреждения, предприятия, фирмы и т.д. Логическая схема информирующих писем состоит из следующих частей:

1. Сообщение партнеру по переписке определенных сведений.

2. Комментирование этой информации автором письма и изложение им каких-либо инструкций.

3. Вежливое завершение письма.

Вывод:

- Что нового о письме вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания? В каких ситуациях?

V. Структура личного письма.

- Со структурой официально - делового письма мы познакомились, а вот структуру письма личного выявим сами на примере писем, уже знакомых по изученным литературным произведениям.

1. Викторина.

- Из каких литературных произведений взяты письма?

(Н.В.Гоголь "Ревизор", А.С.Пушкин "Капитанская дочка")

2. Исследование структуры писем.

- Прочитайте письма, определите их общую структуру.

Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение вариантов структуры.

- Я предлагаю вам еще одну структуру. Внесите коррективы в свои работы.

Структура личного письма:

1) Обращение.

2) Вступление - начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения.

3) Изложение о предметах, интересующих адресата.

4) Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и прочего и собственноручной подписи.

VI. Домашнее задание.

По выбору:

Написать личное письмо Президенту, другу, маме и т.д.

В различных источниках найти письма личного и официально-делового характера, оформить на формате А4.

VII. Подведение итогов урока.

В эпистолярном наследии Льва Толстого самое раннее письмо, адресованное "тетеньке" Т.А. Ервольской, датировано 20 июлем 1840 года. Оно написано 12-летним мальчиком и содержит важное, определяющее весь жизненный путь писателя, признание: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться". Последнее письмо Льва Николаевича, обращенное к английскому биографу Эльмеру Моюду, от 3 ноября 1910 года года. Для Толстого письмо - потребность в общении с внешним миром, самыми разными людьми, являлось настоятельной необходимостью. "Что же вообще письма, как не записки о коротком времени", - заметил Герцен. Без таких "записок", весьма полно запечатлевших его жизнь на протяжении долгого времени, Толстой обходиться не мог. Он писал их везде, куда бы ни забросила его судьба: в своей Ясной Поляне, Казани, в осажденном Севастополе и в степной кибитке под Самарой, в Нижнем Новгороде и Тифлисе, в Москве и Петербурге, в Париже и Лондоне, Брюсселе и Женеве и т.д. Отправлялись эти письма в близкие и весьма отдаленные географические точки мира, самым разным адресатам: членам семьи, друзьям, сослуживцам, совсем незнакомым людям, очень разным по общественному положению: маститым и начинающим писателям, художникам и композиторам, актерам и режиссерам, академикам и студентам и т.д. Весьма обширна его переписка. Им написано более 10000 писем (занявших 31 том. в полном собрании его сочинений). При этом число ненайденных писем достаточно высоко. Я надеюсь, что потребность писать письма станет частью вашей натуры, как у Льва Николаевича Толстого, а наш сегодняшний урок - первая ступенька к этому.

VIII. Рефлексия.

- А сейчас я прошу вас поделиться своим мнением о важности эпистолярного жанра и полезности сегодняшнего урока в небольшом личном письме, адресованном мне, учителю русского языка.

Чтение работ.

Приложение 2.

Приложение 3.