Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Урок изобразительного искусства по теме Лаборатория цвета

Добавлено: 2014.09.17
Просмотров: 248

Хусаинова Лидия Нажиповна, учитель ИЗО

Цель урока: создание красок из натуральных и химических пигментов на основе различных связующих.

Задачи:

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы обучения: проблемный метод, исследовательский метод, метод применения интерактивных средств обучения.

Оборудование:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Настрой детей на творческий процесс, проверка рабочего места

2. Сообщение темы урока

Сегодня мы находимся с вами в «Лаборатории цвета». (Приложение. Слайд 1)

3. Сообщение нового материала

Учитель: Как вы думаете, когда появились первые краски?
Ответ учащихся (примерный): Когда человек жил в пещере и рисовал животных.
Учитель: Совершенно верно. История красок началась вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки.
(Приложение. Слайд 2)
Учитель: Давайте представим, что мы живем с вами в каменном веке. Нам необходимо изобразить сцену охоты на стенах пещеры, чтобы охота прошла удачно. Чем же мы будем рисовать?
Ответ учащихся: Можно выполнить углём и глиной.
Учитель: Молодцы! Много лет тому назад художники сами готовили краски.
(Приложение. Слайд 3)
– Давайте представим, что мы нашли глину и у нас есть уголь, растерев их, мы получили пигмент. Какие цвета можно сделать из глины и угля?
Ответ учащихся: Из красной и жёлтой глины можно получить красный и жёлтый краситель. Пигмент чёрный даёт уголь.
Учитель: Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялась краска, и доныне не смываемая, не тускнеющая. В современное время пигменты создаются химическим путем.
Мы можем попробовать заняться созданием красок прямо на уроке изобразительного искусства. На ваших столах стоят баночки с природными пигментами (уголь, глина, мел) и пигменты, созданные химическим путем. Химические пигменты намного ярче и разнообразнее по цвету. Так как у нас нет возможности раздобыть яркие природные пигменты, то мы их заменим химическими – готовыми.
Учитель: Что нужно сделать сначала?
Ответ учащихся: растереть.
Учитель: Давайте разотрем наши цветные кусочки в баночках ступкой, чтобы получился цветной порошок.
Учитель: Получилась у нас краска или нет?
Ответ учащихся: краска у нас не получилась, нужно добавить воду или еще какое-нибудь связующее вещество.
Учитель: В древние времена в качестве связующего вещества применяли смеси животного жира, в дальнейшем люди стали создавать и другие «эмульсии» — приготовленные по специальному рецепту (жидкости из разведённого яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих субстанций).

4. Создание красок из пигментов

– Представьте себе, что мы не в состоянии купить ни одной готовой краски. Давайте поэкспериментируем и изобретем различные рецепты приготовления красок, а также новые цвета. Это очень здорово и yвлекательно!

(Приложение Слайд 4)

Краска-пудинг

Краска-пудинг очень похожа по густоте на кетчуп, горчицу или майонез с добавками из голубики и шоколадного пудинга. Не очень-то съедобно, зато забавно и весело рисовать такой краской. Наносится она обычно деревянными палочками. Можно создать нестандартные инструменты для нанесения краски-пудинг и создания фактурной поверхности.
(Приложение Слайд 5)

Краска-клей

Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками.
Мы создадим краски на основе клея ПВА. В пигмент добавляем клей ПВА. Если краска получилось очень густой, добавляем немного воды.

(Приложение Слайд 6)

Краска с яичным связующим, темперные краски

В пигмент добавляем яичный желток и немного воды, тщательно перемешиваем. У нас получились темперные краски. Такими красками пользовался Леонардо да Винчи и другие художники эпохи Возрождения.
Использовать такую краску следует сразу после приготовления, так как в жидком виде она не подлежит долгому хранению и может быстро испортиться, протухнуть. Для настенных росписей, называемых «фресками», вместо желтка используется яичный белок.

(Приложение Слайд 7)

Учитель: В качестве связующего вещества еще можно использовать: масло, воду, воск, молоко, лак, мёд и т.д. От связующего вещества происходят названия красок (масляные, медовые, восковые и т.д).

5. Знакомство с новой техникой

Учитель проверяет готовность к уроку. (Приложение Слайды 8, 9, 10)

6. Задание для практической работы: выполнить пейзаж.

Учитель объясняет последовательность и особенности выполнения работы.

Этапы выполнения работы:

Учитель: С чего начинается пейзаж?

1. Выполнить рисунок карандашом

– линия горизонта,
– композиция,
– планы;

(Приложение Слайд 11)

2. Выполнить в цвете приготовленными красками.
3. Прописывание мелких деталей: уточнить детали, корректировка работы.

(Приложение Слайд 12)

Во время работы учитель оказывает дифференцированную помощь учащимся, тактично анализирует работы.

7. Подведение итогов урока

Выставка детских работ. Во время просмотра работ следует спросить у ребят, чем отличаются техники исполнения работ.

8. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?
– Какими красками понравилось работать и почему?

В конце занятия учитель дарит учащимся рецепт приготовления краски-пудинг.

Рецеnт nриготовления

Смешай 5 стаканов воды, 2 ст. пшеничной муки, 1/2 ст. сахара и 3 столовые ложки соли. Вылей смесь на сковороду и подогрей на среднем огне, пока она не загустеет и не начнет пузыриться (около 7 минут). Остуди. Готовый продукт можно хранить в холодильнике в закрытойпосуде в течение нескольких недель.

(Приложение. Слайд 15)

– До новых встреч!

Литература:

  1. В.А.Слётов. Минеральные пигменты в иконописной традиции
  2. Использование материалов сайта "Шедевры Омска".
  3. https://metodic-school.ru/?link=11506.13