Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Программа элективного курса по истории России В поисках исторических сокровищ (для учащихся 10-х классов)

Добавлено: 2014.09.12
Просмотров: 479

Мухтярова Эльмира Исхаковна, заместитель директора по учебной работе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России

В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.

Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Программа элективного курса “В поисках исторических сокровищ” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

Программа адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России;

– способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

– рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

– выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

– определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Элективный курс по истории под названием “В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОКРОВИЩ” вводится в учебно-воспитательный процесс для учащихся 10-х классов. Данное обстоятельство объясняется тем, что историческое образование необходимо для расширения кругозора и системы миропонимания учащихся. Первостепенным является нравственное, патриотическое, духовное саморазвитие и развитие личности. Учащиеся получают необходимые знания, способствующие формированию целостного представления об окружающей среде, условиях жизни и деятельности различных народов, устойчивый кругозор. Огромное внимание уделяется роли личности в истории и духовному, культурному развитию цивилизаций.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты “Кто есть кто?”).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Учащиеся обучаются историческим дисциплинам на профильном уровне, выбран 2-й уровень программы – продуктивный, способствующий формированию устойчивого интереса к истории и исторического мышления.

Ведущая образовательная цель: способствовать самоопределению учащихся через активные формы и методы самостоятельного нахождения знаний по основным историческим источникам с помощью обучающего (предметного) и развивающего (надпредметного) образовательных модулей.

Цели обучения: закрепление ранее изученного и формирование системы знаний, умений, навыков учащихся; способствовать формированию умения применять ЗУН в новой ситуации, формировать интерес к историко-политической сфере общественной жизни.

Цели воспитания: воспитывать интерес к получению знаний и активности в приобретении новых знаний; воспитание гуманности, доброжелательности, честности, патриотических и нравственных качеств личности.

Цели развития личности: развитие мыслительных операций: анализировать, систематизировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, конкретизировать, способствовать формированию абстрактно-логического мышления, формировать инициативность, самостоятельность, настойчивость, способность преодолевать трудности, уверенность в своих силах; желание овладеть новыми знаниями и добиться высоких результатов в деятельности.

Продуктивный уровень программы реализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебно-исследовательские, учебно-игровые, коммуникативно-диалоговые, особое внимание уделяется интеллектуальной, предметно-практической сферам развития личности. Используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковые методы обучения; фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальная, коллективная, самостоятельная формы организации учебной деятельности.

Для учащихся с целью устойчивой исторической подготовки будут организованы встречи с учеными, преподавателями, студентами исторических вузов, работниками музеев и библиотек, экскурсии по историческим местам, посещение музеев, библиотек, городов Татарстана.

Учащиеся изучают методику написания научно-исследовательских работ, выбирают тему и готовятся к защите на научно-практической конференции, участвуют в различных ролевых играх, научных марафонах знаний, викторинах, конкурсах.

Учащиеся должны научиться конструировать рассказ в различных его вариантах (ответ на зачете, выступление на конференции, подготовка и защита сообщений, докладов по определенным вопросам), умение сравнивать, обобщать, систематизировать полученный материал; использовать дополнительный учебный материал предметов историко-литературного цикла, материалы из СМИ и периодической печати, статистические данные, умение решать исторические задачи в новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов (мысленными пробами) из ранее известных способов.

Учащиеся должны уметь составлять сценарии и проводить деловые игры, коллективно-творческие дела. Должны научиться делать выводы и обобщения из полученной информации и сведений, уметь самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в этом числе и наиболее сложные из них (умения дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением).

Диагностика результатов образовательного процесса проводится через проверку умений самостоятельного получения знаний, проверку общеучебных знаний, умений, навыков (ЗУН); участие в олимпиадах, ролевых играх, конкурсах и методической неделе по истории (составлены индивидуальные задания, тесты).

Активность учащихся на занятиях должна быть наивысшей, преобладающими являются нетрадиционные формы обучения и образования развивающего характера.

Результатом образовательного процесса является расширение знаний учащихся по историческим дисциплинам, помощь в адаптации (социализации) личности, формирование культуры и мировоззрения, подготовка к научно-практическим конференциям различного уровня (республиканский фестиваль “Паруса науки”, Всероссийская конференция школьников “Открытие”, Всероссийская научная конференция школьников имени Н.И.Лобачевского и многие другие) умение применять полученные ЗУН в практической деятельности.

*** ПЛАН воспитательной работы:

Систематическое проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, Дней Здоровья.

*** ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК:

(количество часов – 4 часа в неделю, занятия организованы два раза в неделю, длительность одного занятия- 90 минут + 15 минут перерыв).

на релаксацию, дыхание, психогимнастика, физкультминутки, для глаз, осанки, игровые элементы, музыкальные паузы и т.д.

Тематическое планирование элективного курса по истории: “В поисках исторических сокровищ” для 10-го класса, профильный уровень обучения

Тема занятий

Формы работы

Часы

1

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

История как наука и удивительное путешествие в прошлое.

Наша Родина в древности.

Лекция учителя

1

2

Древние люди на территории нашей страны.

Образование государств. Скифское государство.

Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство.

Сообщения учащихся

1

3

Откуда пошла Русская земля дискуссия с

1

4

Практикум: “Повесть временных лет” Нестора. Практикум

2

5

Древнерусское государство. IХ – первая половина ХII века (историческая панорама).

Предпосылки создания государства у восточных славян.

Становление Древнерусского государства.

Эвристическая беседа

1

6

Правление князя Владимира. Крещение Руси. 988 год.

Расцвет Древнерусского государства.

Сообщения учащихся

1

7

Практикум: “Русская Правда” Ярослава Мудрого: работа с историческими документами. Практикум

2

8

Жители Древней Руси: технология написания исторического эссе.

Историческое эссе по истории Древней Руси (на выбор).

Историческое эссе

1

9

Начало распада Древнерусского государства.

Культура Руси IХ – начала ХII века.

Игра: В мире прекрасного. “Живая” культура”.

Ролевая игра

1

10

Русские земли и княжества в ХII – середины ХIII века.

Раздробленность русских земель.

Владимиро-Суздальское княжество.

Новгородская республика.

Историче-ская дискуссия

1

11

История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. Сообщения учащихся

1

12

Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках (исторический обзор).

Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан.

Борьба русских земель с западными завоевателями.

Семинар-ское занятие

1

13

Практикум: работа с контурной картой. Практикум

2

14

Александр Невский – великий полководец.

Русь и Орда в XIII – XIV веках.

Дмитрий Донской и Куликовская битва 1380 года.

Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XIV веках.

Сообщения учащихся

2

15

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века.

Собирание русских земель во второй половине XIV века.

Лекция учителя

1

16

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV веке.

Формирование и укрепление централизованного российского государства. XV век.

Круглый стол

1

17

Московское княжество в первой половине XV века (театрализованное представление). Исторический театр

2

18

Распад Золотой Орды.

Российское государство во второй половине XV – начале XVI века.

Жители российского государства второй половины XV – начала XVI века.

Выполнение проблемных заданий

1

19

Русская культура в XV – начале XVI века

(урок с использованием информационных технологий)

Сообщения учащихся

1

20

Родословная древнерусских князей.

Московская княжеская династия.

(урок с использованием информационных технологий)

Семинар

1

21

Методика оформления и написания научно-исследовательских работ по истории. Подготовка к школьной научно-практической конференции “Эврика”.

Предзащита тем научно-исследовательских работ по истории.

Научно-практиче-ская конференция

2

22

Защита научно-исследовательских работ по истории.

Подготовка к научно-практическим конференциям различного уровня.

Научно-практиче-ская конференция

2

23

История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей).

История в фактах: события прошлого в современном анализе.

Дебаты.

“Мозговой штурм”

1

24

Читаем по истории: исторические произведения.

Историческое эссе: “Я пишу письмо…” (творческие задания по историческому материалу.

Составление исторических кроссвордов, шарад, ребусов.

Исторические игры

2

25

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ:

Сообщения учащихся: Я хочу рассказать интересную историческую историю… (театрализованные представления).

Игра: Мы в музее. Восстанавливаем исторические события.

Путешествие по истории: события, факты, личности.

Культура и быт народов мира.

Вклад личности в мировую цивилизацию.

Историческое и культурное наследие цивилизаций.

История родного края.

Знаменитые люди истории.

Сообщения учащихся

Ролевая игра

Семинар

Анализ исторической литературы и исторических источников.

2

Итого: 34 часа

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М., 1991.
  2. Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29.
  3. Великие государственные деятели России. – М., 1996.
  4. Древнерусская литература: книга для чтения. – М., 1993.
  5. Жития и творения русских святых. – М., 1993.
  6. Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.
  7. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. – М., 1993.
  8. Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. – Челябинск, 1994.
  9. История государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 1996.
  10. История государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 1997.
  11. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 1993.
  12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.
  13. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. – М., 1990.
  14. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.
  15. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. – М., 1993.
  16. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.
  17. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. – № 11–12.
  18. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993.
  19. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – 1995. – № 5–6.
  20. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 1992. – № 10.
  21. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. – 1996. – № 10.
  22. Лютых, А. А., Скобелкин О. В., Тонких В. А. История России: курс лекций. – Воронеж, 1993.
  23. Морозова, Л. Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории. – 1994. – № 2.
  24. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. – М., 2001.
  25. Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 3. – С. 24–27.
  26. Никольский, Н. М. История Русской церкви. – Минск, 1991.
  27. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. – М., 1995.
  28. Перхавко, В. Б. История России в лицах: IX–начало XVII в. – М., 2000.
  29. Рассказы русских летописей. – М., 1993.
  30. Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.
  31. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.
  32. Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.
  33. Страницы российской истории / сост. П. П. Афанасьев. – М., 1995.
  34. Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – СПб., 1999.
  35. Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. – М., 1993.
  36. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1997.
  37. Хрестоматия по истории России. – Т. 1. – М., 1994.
  38. Хрестоматия по истории России. – Т. 2. – М., 1995.
  39. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей. – Т. 5. – Ч. 1. – М., 1995.

*** Рекомендуемая литература для дополнительного чтения:

Для педагогов:

  1. Фрэзэр Д.Д. Золотая ветвь. М.,1999.
  2. Хачатурян. История мировых цивилизаций.
  3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1999.
  4. Пашков В.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997.

Для учащихся:

  1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
  2. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1999.
  3. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1999.
  4. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1993.
  5. Греков и.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII- XV вв. М., 1998.
  6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1998.
  7. Каргалов В.В. Полководцы X- XVI вв. М., 1998.
  8. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1999.
  9. Куликовская битва. М., 2000.
  10. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1998.
  11. Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1995.
  12. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1998.
  13. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI- XIII вв. М.; Л., 1998.
  14. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв. М.; 1993.
  15. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.; 1994.
  16. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М.; 1993.
  17. Сахаров А.Н. “Слово о полку Игореве”: историко-литературный очерк. М.; 1997.
  18. Сергеев В.Н. Рублев. М.; 1990.
  19. Скрынников Р.Г. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. М.; 1993.
  20. Скрынников Р.Г. Третий Рим. М.; 1993.
  21. Творогов О.В. Князья Рюриковичи: краткие биографии. М.; 1992.
  22. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII - XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV – XV вв. М.; 1992.