Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Проблемный метод при изучении темы Программное обеспечение компьютера в курсе информатики

Добавлено: 2014.09.10
Просмотров: 270

Машкина Татьяна Анатольевна, учитель информатики

Знать/понимать:

Уметь:

Цель: изучить понятия «программное обеспечение » компьютера и его назначение.

Задачи:

Обучающая:

Развивающая:

Воспитательная:

Тип урока: лекция, практика, самостоятельная работа.

Форма проведения урока: коллективная, индивидуальная.

Учебное оборудование (оснащение) занятия: проектор.

Методическое обеспечение занятия: презентация в PowerPoint, карточки с заданием.

Продолжительность занятия: 45 мин.

План урока:

Ход урока

1. Объявление темы и цели занятия, перекличка.

Вводный рассказ учителя. На экране включена презентация (приложение 1). Знакомство учащихся с формами работы на уроке и способом оценивания знаний.

На уроке предусматривается проверка теоретических знаний по предыдущей теме, проверка практических умений работы с файлами и папками, изучение нового материала, закреплении и обобщении изученного [2].

2. Повторение темы

Слайд 3:

Вопросы для повторения темы «файл и файловая система»

  1. Что такое файл?
  2. Из чего состоит имя файла?
  3. Могут ли разные файлы иметь одинаковые имена?
  4. Каков минимальный объём файла?
  5. В чём разница между полным и быстрым форматированием?
  6. За что отвечает файловая система?
  7. Зачем проводят дефрагментацию дисков?

Проверка практических умений учащихся оперирования файлами и папками.

Задания на карточках:         

I. Вариант.

  1. Создайте на диске С: папку Новая. Для этого:
    • Отройте меню Пуск
    • Откройте папку Мой компьютер.
    • Откройте папку С.
    • Щёлкните правой кнопкой.
    • В контекстном меню выберите действие Создать - папку
  2. В папке Новая создайте папки Моя и Общая;
  3. Переместите папку Моя в папку Общая.

II. Вариант.

  1. Определите размер папки Мои рисунки. Для этого:
    • Правой кнопкой мыши щелкните по значку папки Мои рисунки;
    • В контекстном меню выбрать Свойства;
    • В строке Размер указан размер данной папки;
  2. Запишите размер папки, выраженный в байтах в текстовый редактор Блокнот;
  3. Сохраните текстовый файл под именем Объем информации в папке Мои документы.

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя о предыстории операционных систем [3].

Предыстория

Раньше пользователь получал машину в единоличное пользование; он приходил с программой и данными, обычно записанными на перфокартах или магнитных лентах. Программа загружалась в машину, которая начинала работать, до тех пор пока программа не завершалась или не выдавала ошибку. Отладка программ осуществлялась при помощи панели управления, снабжённой тумблерами и лампочками. Наибольших успехов в этом достиг Алан Тьюринг на ранней машине Манчестерский Марк I, к тому времени он уже разрабатывал основные принципы работы операционных систем.

Более поздние машины имели библиотеки, которые связывались с пользовательской программой для поддержки таких операций как ввод и вывод. Это было началом современных операционных систем. Однако машины всё ещё выполняли одну задачу за один промежуток времени.

По мере увеличения производительности машин, время на исполнение программ уменьшалось, а время передача оборудования от одного пользователя другому оставалось прежним. Выстраивались длинные очереди из людей, желающих запустить свою программу, каждый из них имел по несколько магнитных лент с программами и данными. Операторы машин не успевали контролировать все операции, проводимые с компьютерами, поэтому возникла необходимость в автоматическом контроле и выявлении ошибок.

Эти требования были учтены при создании первых операционных систем. Сначала для этого были использованы библиотеки времени исполнения, которые запускались до первой пользовательской задачи, считывали информацию с носителей, контролировали исполнение, записывали результаты и немедленно переключались на исполнение следующей задачи.

Рассказ учителя о том, что такое программное обеспечение компьютера, операционная система и о ее назначении.

Операционная система – обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам с использованием графического интерфейса ОС.

Функции операционной системы:

  1. Первой задачей операционной системы является обеспечение совместного функционирования всех аппаратных устройств компьютера
  2. Второй задачей операционной системы является предоставление пользователю доступа к ресурсам компьютера

Перед учащимися ставится проблема: «Как же правильно загрузить операционную систему?» (скорее всего правильного ответа никто не даст, но это заставит их задуматься, как операционная система может загрузиться в оперативную память).

Слайд 7 показывает как происходит загрузка операционной системы.

Установка операционной системы.

Загрузка операционной системы

Начинается в одно из трех случаев – после:

В процессе загрузки ОС:

Необходимо объяснить школьникам, что существует определенная классификация программ и о назначении каждого типа ПО. Узнать какие программы используют учащиеся и к какому типу ПО относятся эти программы. В большинстве, учащиеся будут называть прикладное программное обеспечение (слайд 12) и интегрированные офисные приложения Microsoft Office (слайд 14).

4. Закрепление пройденного

В тетради ответить на вопросы (слайд 15):

  1. Что такое драйверы устройств?
  2. Назовите этапы установки операционной системы
  3. В каких случаях начинается загрузка операционной системы
  4. Что относится к приложениям общего назначения?
  5. Что относится к приложениям специального назначения?

5. Домашнее задание:

  1. Параграф учебника 2.4.;
  2. Ответить на вопросы после параграфа письменно в тетради.

Список литературы

  1. Информатика
  2. http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-3-9.html
  3. http://ru.wikipedia.org