Знать/понимать:
Уметь:
Цель: изучить понятия «программное обеспечение » компьютера и его назначение.
Задачи:
Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Тип урока: лекция, практика, самостоятельная работа.
Форма проведения урока: коллективная, индивидуальная.
Учебное оборудование (оснащение) занятия: проектор.
Методическое обеспечение занятия: презентация в PowerPoint, карточки с заданием.
Продолжительность занятия: 45 мин.
План урока:
Вводный рассказ учителя. На экране включена презентация (приложение 1). Знакомство учащихся с формами работы на уроке и способом оценивания знаний.
На уроке предусматривается проверка теоретических знаний по предыдущей теме, проверка практических умений работы с файлами и папками, изучение нового материала, закреплении и обобщении изученного [2].
Слайд 3:
Вопросы для повторения темы «файл и файловая система»
Проверка практических умений учащихся оперирования файлами и папками.
Задания на карточках:
I. Вариант.
II. Вариант.
Рассказ учителя о предыстории операционных систем [3].
Предыстория
Раньше пользователь получал машину в единоличное пользование; он приходил с программой и данными, обычно записанными на перфокартах или магнитных лентах. Программа загружалась в машину, которая начинала работать, до тех пор пока программа не завершалась или не выдавала ошибку. Отладка программ осуществлялась при помощи панели управления, снабжённой тумблерами и лампочками. Наибольших успехов в этом достиг Алан Тьюринг на ранней машине Манчестерский Марк I, к тому времени он уже разрабатывал основные принципы работы операционных систем.
Более поздние машины имели библиотеки, которые связывались с пользовательской программой для поддержки таких операций как ввод и вывод. Это было началом современных операционных систем. Однако машины всё ещё выполняли одну задачу за один промежуток времени.
По мере увеличения производительности машин, время на исполнение программ уменьшалось, а время передача оборудования от одного пользователя другому оставалось прежним. Выстраивались длинные очереди из людей, желающих запустить свою программу, каждый из них имел по несколько магнитных лент с программами и данными. Операторы машин не успевали контролировать все операции, проводимые с компьютерами, поэтому возникла необходимость в автоматическом контроле и выявлении ошибок.
Эти требования были учтены при создании первых операционных систем. Сначала для этого были использованы библиотеки времени исполнения, которые запускались до первой пользовательской задачи, считывали информацию с носителей, контролировали исполнение, записывали результаты и немедленно переключались на исполнение следующей задачи.
Рассказ учителя о том, что такое программное обеспечение компьютера, операционная система и о ее назначении.
Операционная система – обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам с использованием графического интерфейса ОС.
Функции операционной системы:
Перед учащимися ставится проблема: «Как же правильно загрузить операционную систему?» (скорее всего правильного ответа никто не даст, но это заставит их задуматься, как операционная система может загрузиться в оперативную память).
Слайд 7 показывает как происходит загрузка операционной системы.
Установка операционной системы.
Загрузка операционной системы
Начинается в одно из трех случаев – после:
В процессе загрузки ОС:
Необходимо объяснить школьникам, что существует определенная классификация программ и о назначении каждого типа ПО. Узнать какие программы используют учащиеся и к какому типу ПО относятся эти программы. В большинстве, учащиеся будут называть прикладное программное обеспечение (слайд 12) и интегрированные офисные приложения Microsoft Office (слайд 14).
В тетради ответить на вопросы (слайд 15):