Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Практическая работа Химические свойства металлов

Добавлено: 2014.09.08
Просмотров: 490

Кулакова Елена Владимировна, учитель химии

Тема урока: Химические свойства металлов.

Тип урока: практическая работа.

Цели и задачи урока:

Методы и методические приемы: репродуктивный (повторение), наглядный, поисковый.

Оборудование и реактивы:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний (вводная часть)

Учитель: Мы изучаем тему «Металлы», познакомились с нахождением металлов в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева, их физическими и химическими свойствами. Вспомните, какие химические свойства металлов нам известны?

Ученик: Взаимодействие с простыми веществами (кислородом, хлором, серой, азотом) и сложными веществами (водой, кислотами, солями).

Учитель: При изучении химических свойств металлов мы рассмотрели реакцию их взаимодействия с водой, а теперь вам предстоит познакомиться на практике еще с некоторыми свойствами металлов.

III. Практическая работа

Учитель: Итак, откройте тетради, запишите дату и приступайте к оформлению работы по заданному образцу.

На доске образец оформления работы (продублирован в рабочих картах):

Практическая работа № 1. Химические свойства металлов

Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

Приборы и реактивы: (заполняется учащимися самостоятельно, исходя из предложенных материалов, согласно варианту).

Ход работы:

Что делал

Что наблюдал Уравнения реакций Выводы
Опыт 1

Опыт 2

Общий вывод:

Учитель: Перед выполнением опытов, давайте повторим основные правила проведения эксперимента и техники безопасности.
Ученик: Действия производятся над лотком, на расстоянии вытянутой руки, на уровне глаз. Банки с реактивами берутся в руку этикеткой внутрь, реактив наливается 1–2 мл, но если перелили, то обратно в банку не возвращается.
Учитель: Приступаем к проведению опытов.

Учащиеся выполняют опыты по вариантам (1, 2) группами по 4 человека.

IV. Закрепление материала

Учитель: для проверки полученных вами знаний поработайте над творческим заданием – отгадайте по описанным свойствам о каком металле идет речь и ответьте на вопросы.

Вариант 1.

Конечно, мы металлы – дружная семья,
Но все же всех прекрасней – я.
Я красная, блестящая и очень работящая.
Ведь если нужно потрудиться, ток вам проводя,
Все тут же вспоминают про меня.
И если колокол звенит, под куполом паря,
Так это я звеню, всем музыку даря.
Доспехи в древности для рыцаря, коня
Ведь тоже делали при помощи меня.
А вот теперь в карман залезьте
И монетами звеня, вы дружно угадайте
Кто же я?
А заодно ответьте, правды не тая,
Вот почему же люди, красоту мою ценя
Посуду-то не делают, скажите из меня?

Ученик: Этот металл – медь. Медь не применяют для производства посуды, потому что изделия из меди в присутствии влаги покрываются темно-зеленой пленкой.

Вариант 2.

Прославился я твердостью и прочностью своей,
И потому-то мною исписал стекло злодей,
Но нет полезней нас с танталом для людей.
Когда хирург не смог собрать костей,
То обратился к помощи моей.
Так вот ответьте, почему же?
И имя постарайтесь отгадать к тому же.

Ученик: Этот металл – титан. Он применяется в хирургии для восполнения утраченных фрагментов костей, так как является устойчивым к окислительным процессам, происходящим в организме человека.

V. Рефлексия

Учитель: Что мы закрепили сегодня на уроке? Какие вопросы у вас остались неразрешенными?

Ученик: Мы повторили и закрепили на практике химические свойства металлов.

Учитель: Запишите в дневниках домашнее задание – стр. 34– 37, в. 1 , з.7 (стр. 37).

Рабочая карта

1. Оформление работы

Практическая работа № 1. Химические свойства металлов.

1 вариант.

Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

Приборы и реактивы:

Ход работы:

Что делал

Что наблюдал Уравнения реакций Выводы
Опыт 1

Опыт 2

Общий вывод:

2. Описание проведения опытов

Опыт 1. Поместите в пробирку кусочек цинка и добавьте 1–2 мл раствора серной кислоты.

Опыт 2. Зажмите щипцами медную проволоку и прокалите в пламени спиртовки до образования черного налета.

3. Творческое задание

Конечно, мы металлы – дружная семья,
Но все же всех прекрасней – я.
Я красная, блестящая и очень работящая.
Ведь если нужно потрудиться, ток вам проводя,
Все тут же вспоминают про меня.
И если колокол звенит, под куполом паря,
Так это я звеню, всем музыку даря.
Доспехи в древности для рыцаря, коня
Ведь тоже делали при помощи меня.
А вот теперь в карман залезьте
И монетами звеня, вы дружно угадайте
Кто же я?
А заодно ответьте, правды не тая,
Вот почему же люди, красоту мою ценя
Посуду-то не делают, скажите из меня?

Рабочая карта.

1. Оформление работы

Практическая работа № 1. Химические свойства металлов.

2 вариант.

Цель работы: на практике познакомиться с основными химическими свойствами металлов. Повторить навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

Приборы и реактивы:

Ход работы:

Что делал

Что наблюдал

Уравнения реакций

Выводы

Опыт 1

Опыт 2

Общий вывод:

2. Описание проведения опытов

Опыт 1. Поместите в пробирку кусочек цинка и добавьте 1–2 мл раствора соляной кислоты.

Опыт 2. Налейте в пробирку 1–2 мл сульфата меди(II) и поместите в данный раствор кусочек железа. Оставьте систему на 5 минут, после чего аккуратно достаньте железо.

3. Творческое задание

Прославился я твердостью и прочностью своей,
И потому-то мною исписал стекло злодей,
Но нет полезней нас с танталом для людей.
Когда хирург не смог собрать костей,
То обратился к помощи моей.
Так вот ответьте, почему же?
И имя постарайтесь отгадать к тому же.