Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся о прямой и обратной пропорциональных зависимостях, научить различать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости, способствовать развитию умения решать задачи с помощью пропорции.
Задачи:
– добиться обобщения знаний учащихся по данной теме;
– на основе полученных ранее знаний, сформировать у обучающихся мотивацию к их применению в жизни.
Время проведения: 1 урок (45 минут).
Целевая группа: учащиеся 6 класса.
Методические приёмы: работа в парах, работа на компьютерах, работа по карточкам, беседа, игра.
Оборудование: карта дороги с основными остановками, компьютеры, интерактивная доска, карточки с заданиями, карточки-самооценки, чистые листочки для ответов, плакаты с правилами дорожного движения.
Методические рекомендации:
– занятие рекомендуется проводить в кабинете, оснащенном компьютерами и интерактивной доской;
– обучающиеся работают в парах;
– урок служит обобщению знаний обучающихся, полученных при изучении темы “Прямая и обратная пропорциональные зависимости”;
– накануне занятия обучающимся даётся задание повторить значение понятий: пропорция, прямая пропорциональность, обратная пропорциональность; отдельной группе обучающихся даётся задание придумать вопросы по правилам дорожного движения к игре “мозговой штурм”;
– во избежание путаницы при проведении занятия, с целью доступности для использования другими педагогами, все слайды презентации пронумерованы. В описании хода занятия они значатся “Слайд №…”;
– предлагаемый материал может преподноситься фрагментами, с учетом времени и возрастных особенностей обучающихся;
– материалы презентации могут использоваться для внеурочных мероприятий и самостоятельного изучения обучающимися темы.
Основные понятия: отношения, пропорция, прямая пропорциональность, обратная пропорциональность.
План урока:
На доске висит карта дороги с основными остановками.
Обучающиеся получают карточки-самооценки и после каждой станции выставляют в ней себе оценки по пятибалльной системе.
Тема нашего урока: “Прямая и обратная пропорциональные зависимости”. Чтобы подойти к основной цели нашего урока, нам необходимо вспомнить главные понятия, свойства пропорции. В этом нам поможет карта дороги. И так, остановка “Начальная”, начинаем движение по указанному маршруту.
1. Остановка 1: устная (слайд № 2). Устный счёт: (слайд № 3).
2. Остановка 2: графическая (слайд № 4). Графический диктант часть класса выполняет задания на компьютере, а часть – на листочках с последующей проверкой на интерактивной доске (слайд № 5). Прежде чем начать работу на компьютере, давайте вспомним основные правила копирования объектов в графическом редакторе Paint – выделить объект – Правка – Копировать, Правка – Вставить, перетащить объект.
Диктант:
Обучающиеся, работавшие на листочках, сдают их учителю после самопроверки, а обучающиеся, работавшие на компьютерах, получают цветные карточки – баллы.
– Сегодня мы продолжим решение задач с помощью пропорции. Такие задачи встречаются не только в учебнике. Они имеют большое практическое значение.
У меня на столе лежат письма героев сказок и мультфильмов, которые просят помочь им решить некоторые проблемы.
Остановка 3: почтовая (слайд № 6).
Обучающиеся решают задачи, условия которых записаны на слайдах № 7, № 9, № 11, № 13.
После каждой задачи рассматриваются вопросы по правилам дорожного движения с ответами (слайды № 8, № 10, № 12, № 14), игра “Мозговой штурм”.
Остановка 4: самоделкина (слайд № 15).
Провидится самостоятельная работа. Обучающиеся, которые выполняли графический диктант на листочках – занимают места за компьютерами и выполняют тест, а обучающиеся, работавшие на компьютерах – выполняют работу по карточкам на листочках.
ТЕСТ
A01:
За 5 ч, двигаясь с постоянной скоростью, поезд прошёл 375 км. Сколько километров прошёл поезд за первые 4 ч?
A02:
За одно и то же время пешеход прошёл 6 км, а велосипедист проехал 18 км. Сколько километров проехал велосипедист за то же время, за которое прошёл пешеход 13 км?
A03:
Расстояние между двумя городами первый поезд прошёл со скоростью 32 км/ч за 2 ч. За сколько времени пройдёт это же расстояние второй поезд со скоростью 80 км/ч?
A04:
10 м шёлка стоят столько же, сколько 64 м хлопка. Сколько метров хлопковой ткани можно купить вместо 14 м шёлковой ткани?
Ключ (пропорции) : (слайд № 16)
Задания | Ответы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | Пометки | |
A01 | X | 1 | |||
A02 | X | 3 | |||
A03 | X | 2 | |||
A04 | X | 4 |
Обучающиеся выставляют себе оценки за работу на уроке в карточках-самооценках.
Устный счёт | Графический диктант | Решение задач | Самостоятельная работа | Общая оценка |
– Итак, сегодня мы помогли сказочным героям справиться с их проблемами, а для себя решение задач сделали более привлекательным.
А сейчас проведём мы отправимся на следующую остановку 5: опросная. Блиц-опрос (слайд № 17) .
Давайте быстро посчитаем каждый свои баллы. Поднимите руки те, у кого общая оценка – “5”, у кого – “4”, у кого – “3”. Результаты подсчёта записываются на доске. Ну, вот мы и добрались до конечной остановки нашего маршрута – остановка 7: домашняя.
Обучающиеся записывают домашнее задание (слайд № 18).
Пока обучающиеся записывают домашнее задание, учитель быстро подсчитывает коэффициент качества усвоения знаний обучающимися, и объявляет данные школьникам.